Атеисты в средние века. Все ли в христианской Европе верили в бога
11 мар 2022 · 22:00
2022-03-09_08-47-24.png2.68 MB
Средневековые книги, и особенно трактаты по богословским вопросам, в подавляющем большинстве писались или, по крайней мере, копировались духовенством.
Уже один этот факт делает представление о религиозной жизни тысячелетней давности, которое мы имеем сегодня, в высшей степени односторонним. Даже величайшие еретические движения, подрывающие фундаментальные догмы, ведущие к открытым войнам и десятилетиями угрожающие единству Церкви, известны почти только из работ критиков. Историки не могут полностью реконструировать верования и ритуалы групп, столь же важных для истории эпохи, как вальденсы или катары.
Еще меньше известно о средневековых атеистах, хотя в свете нынешних знаний уже невозможно утверждать, что их не существовало.
«Есть много людей, которые не верят в существование Бога»
Как пояснил Питер Дендл, неоднократный упор на данную догму или правило часто доказывает, что - вопреки заверениям, содержащимся в источнике - упомянутый принцип не был полностью принят. В противном случае не было бы необходимости возвращаться к нему снова и снова.
2022-03-09_08-48-35.png1.56 MB
Историки часто следуют этому рассуждению. Например, когда в законодательных положениях или документах неоднократно упоминаются наказания за конкретное преступление, следует предположить, что это было особенно частым и проблематичным в данный момент. Или, если синоды возобновят определенные запреты и заклеймят те же нарушения (например, совращение священников или продажа исповедальных карточек), следует предположить, что, несмотря на увещевания, они неизменно были широко распространены.
По словам профессора Пенсильванского государственного университета, этот подход можно применить и к средневековому атеизму. Хотя писаний мыслителей, прямо пропагандирующих атеизм в обсуждаемые времена, не сохранилось, духовенство продолжало бороться с этим явлением и подчеркивало его распространенность.
Святой Августин уже сделал это в своей знаменитой «Исповеди», а также святой Ансельм в своем комментарии к библейскому псалму, в котором упоминается «глупец», который «говорит в своем сердце: «Бога нет»».
2022-03-09_08-49-19.png2.54 MB
Тема атеизма также появляется в трудах Петра Абеляра, писавшего в начале 11 века. Мы также знаем слова настоятеля аббатства Святой Троицы в Олдгейте, недалеко от Лондона, который в 13 веке прямо заявил, что «есть много людей, которые не верят в существование Бога».
Питер Дендл признает, что к источникам следует относиться с большой осторожностью. Обычно невозможно сказать, ссылались ли авторы на явление, с которым они столкнулись сами, или создавали риторические аргументы, чтобы привлечь внимание аудитории к преувеличенной угрозе.
Конечно, сам факт того, что атеисты действительно бывают и что вы не можете верить в Бога, был совершенно очевиден для богословов и проповедников.
{"document":[{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/png","filename":"2022-03-09_08-47-24.png","filesize":2812974,"height":768,"pic_id":23798,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/03/11/2022-03-09_08-47-24.jpeg","width":1366}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Средневековые книги, и особенно трактаты по богословским вопросам, в подавляющем большинстве писались или, по крайней мере, копировались духовенством."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Уже один этот факт делает представление о религиозной жизни тысячелетней давности, которое мы имеем сегодня, в высшей степени односторонним. Даже величайшие еретические движения, подрывающие фундаментальные догмы, ведущие к открытым войнам и десятилетиями угрожающие единству Церкви, известны почти только из работ критиков. Историки не могут полностью реконструировать верования и ритуалы групп, столь же важных для истории эпохи, как вальденсы или катары."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Еще меньше известно о средневековых атеистах, хотя в свете нынешних знаний уже невозможно утверждать, что их не существовало."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"«Есть много людей, которые не верят в существование Бога»\n Как пояснил Питер Дендл, неоднократный упор на данную догму или правило часто доказывает, что - вопреки заверениям, содержащимся в источнике - упомянутый принцип не был полностью принят. В противном случае не было бы необходимости возвращаться к нему снова и снова."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"contentType":"image/png","filename":"2022-03-09_08-48-35.png","filesize":1637237,"height":768,"width":1057}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Историки часто следуют этому рассуждению. Например, когда в законодательных положениях или документах неоднократно упоминаются наказания за конкретное преступление, следует предположить, что это было особенно частым и проблематичным в данный момент. Или, если синоды возобновят определенные запреты и заклеймят те же нарушения (например, совращение священников или продажа исповедальных карточек), следует предположить, что, несмотря на увещевания, они неизменно были широко распространены."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"По словам профессора Пенсильванского государственного университета, этот подход можно применить и к средневековому атеизму. Хотя писаний мыслителей, прямо пропагандирующих атеизм в обсуждаемые времена, не сохранилось, духовенство продолжало бороться с этим явлением и подчеркивало его распространенность.\n Святой Августин уже сделал это в своей знаменитой «Исповеди», а также святой Ансельм в своем комментарии к библейскому псалму, в котором упоминается «глупец», который «говорит в своем сердце: «Бога нет»»."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"contentType":"image/png","filename":"2022-03-09_08-49-19.png","filesize":2662907,"height":768,"width":1366}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Тема атеизма также появляется в трудах Петра Абеляра, писавшего в начале 11 века. Мы также знаем слова настоятеля аббатства Святой Троицы в Олдгейте, недалеко от Лондона, который в 13 веке прямо заявил, что «есть много людей, которые не верят в существование Бога»."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Питер Дендл признает, что к источникам следует относиться с большой осторожностью. Обычно невозможно сказать, ссылались ли авторы на явление, с которым они столкнулись сами, или создавали риторические аргументы, чтобы привлечь внимание аудитории к преувеличенной угрозе."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Конечно, сам факт того, что атеисты действительно бывают и что вы не можете верить в Бога, был совершенно очевиден для богословов и проповедников."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[2,152]}
Комментарии 0