3
О движении "Том Сойер Фест" и культурном наследии, реставратор Сергей Колоболоцкий | Паблико
43 подписчики

О движении "Том Сойер Фест" и культурном наследии, реставратор Сергей Колоболоцкий


01 июн 2023 · 08:10    



Фото Сергея Колоболоцкого


В 2015 году в Самаре зародилось волонтерское движение «Том Сойер Фест». Андрей Кочетков, журналист и редактор местного интернет-издания, пригласил всех желающих присоединиться к косметическому ремонту обветшавших деревянных зданий в историческом центре Самары. Оказалось, в обществе много неравнодушных людей и движение распространилось в десятки российских городов, к нему стали примыкать специалисты и спонсоры. Нам посчастливилось пообщаться с Сергеем Колоболоцким, профессиональным реставратором и участником движения в Калуге. Делимся с вами:)



Фото Сергея Колоболоцкого


- Расскажите, пожалуйста, о себе: где учились, кем работаете?

Меня зовут Колоболоцкий Сергей. К ручному труду приобщался с детства. Первыми учителями были отец и дед. Прадед был деревенским жителем, который прекрасно владел традиционными ремеслами, в том числе и работой по дереву. Я проходил обучение в отделе научной реставрации Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Работал художником-реставратором в калужском краеведческом музее. 



Фото Сергея Колоболоцкого


- Как узнали о движении Том Сойер Фест, почему решили в нем участвовать?

О «Том Сойер Фесте» знал задолго до появления его в Калуге. Ввиду отмечающегося в последнее время общественного незнания и равнодушия к своей истории и культуре, проект мне показался правильным и своевременным, люди своими силами пытаются сохранить остатки культурного наследия. Когда проект появился у нас, я решил присоединиться. Старой исторической застройки Калуги осталось совсем немного, и та с пугающей быстротой исчезает. В нашей работе я вижу реальную деятельность, а не пустые разговоры “о сохранении культурного наследия”. 



Фото Сергея Колоболоцкого


- Что труднее всего в этом деле? Что вы делаете в рамках этого движения?

В технических процессах для меня, как мастера, особенных трудностей нет, процесс интересный. Труднее всего противостоять сегодняшнему дню, его основной, т. е. коммерческой, направленности: все, что делается в городе делается в интересах бизнеса. Зачем сохранять, вкладывать деньги в старую среду когда от нее нет прибыли? Нами был практически восстановлен (нам не дали довести дело до конца) дом архитектора Яковлева в Калуге, памятник русскому деревянному модерну, много потрачено сил, времени и средств. Но отстоять его мы так и не смогли, он был разрушен! Все продается и покупается. Поэтому под ковшом экскаватора гибнут красивейшие памятники и возникают безликие пластиковые коробки торговых центров. Не так трудно восстановить, как порой совершенно невозможно отстоять и сохранить, увы...



Screenshot 2023-05-18 at 15-30-05 scale_1200 (Изображение WEBP 900 × 1200 пикселей) — Масштабированное (51%).png 660.7 KB




Screenshot 2023-05-18 at 15-30-25 scale_1200 (Изображение WEBP 900 × 1200 пикселей) — Масштабированное (51%).png 556.74 KB


- Возможно, у вас есть сформулированный «посыл», что бы вы хотели донести до широкого круга людей?

Посыл таков. Историческая среда: дома, дороги, мосты, деревья, улицы, овраги, это живые памятники! Убираем их - стираем историю. Это те же свидетельства, это то же самое, что документы в архивах. Будет уничтожен архив и какие мы будем иметь доказательства, что на этой земле когда-то жили мы - русские люди? Что мы сможем предъявить, как мы сможем наследовать нашу землю, нашу историческую Родину? Реставрацию объектов подменили условной реконструкцией, которая к сохранению памятников не имеет никакого отношения, проводится подмена оригинала на упрощенное подобие (симулякры), оставляется часть памятника или убирается совсем и пристраивается-выстраивается новодел с большой инфраструктурой, и по факту исторический объект уничтожается. Исчезает ландшафтный фон вокруг, пространство загромождается чужеродной по стилю точечной застройкой. Исторические здания доводятся до критического состояния, потом объявляются не подлежащими восстановлению и сносятся. 



Фото Сергея Колоболоцкого


И еще немного о деревянной Калуге. Я являюсь собирателем традиционной культуры, поэтому для меня Калуга прежде всего ремесленная губерния, город славился различными ремеслами и мастеровыми людьми. Территория области включает в себя лесистую часть, именуемую в прошлом Калужским полесьем. В связи с этим, большое количество мастеровых специальностей было связано с деревообработкой: вальщики леса, пильщики, столяры-плотники, козельские резчики, тележники, санники, бондари, плетельщики и т. д. Это оказало влияние на особенности жилой застройки. Архитектура городских домов с каменным подклетом и деревянным верхом, с изяществом украшала пропильная резьба и малые архитектурные формы из дерева. В одной из экспедиций в район, мною была записана песня, в которой упоминались мастера- отходники, которые в песне, в прямой речи употребляли фразу: “ шевелюры наведем”. Расшифровка этой фразы возникла позже, когда я встретил деда - плотника, который, будучи ребенком, помогал отцу. Он рассказал, что “шевелюрой” в то время назывались декоративные украшения наличника пропильной резьбой. От мастера я получил в подарок выкружные и лучковые пилы, без которых тогда мастерам было не обойтись. 

Благодарим Сергея за рассказ и неравнодушное отношение! А движению Том Сойер Фест желаем процветания и больше поддержки со всех сторон:)

Группа в VK «Том Сойер Фест» в Калуге: https: //vk. com/tsf_kaluga

Сайт движения: http: //tsfest. ru, там же есть ссылки на все соцсети.

Мария Крылова, Татьяна Костюхина, проект VZBRELO©



Фото Сергея Колоболоцкого


В 2015 году в Самаре зародилось волонтерское движение «Том Сойер Фест». Андрей Кочетков, журналист и редактор местного интернет-издания, пригласил всех желающих присоединиться к косметическому ремонту обветшавших деревянных зданий в историческом центре Самары. Оказалось, в обществе много неравнодушных людей и движение распространилось в десятки российских городов, к нему стали примыкать специалисты и спонсоры. Нам посчастливилось пообщаться с Сергеем Колоболоцким, профессиональным реставратором и участником движения в Калуге. Делимся с вами:)



Фото Сергея Колоболоцкого


- Расскажите, пожалуйста, о себе: где учились, кем работаете?

Меня зовут Колоболоцкий Сергей. К ручному труду приобщался с детства. Первыми учителями были отец и дед. Прадед был деревенским жителем, который прекрасно владел традиционными ремеслами, в том числе и работой по дереву. Я проходил обучение в отделе научной реставрации Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Работал художником-реставратором в калужском краеведческом музее. 



Фото Сергея Колоболоцкого


- Как узнали о движении Том Сойер Фест, почему решили в нем участвовать?

О «Том Сойер Фесте» знал задолго до появления его в Калуге. Ввиду отмечающегося в последнее время общественного незнания и равнодушия к своей истории и культуре, проект мне показался правильным и своевременным, люди своими силами пытаются сохранить остатки культурного наследия. Когда проект появился у нас, я решил присоединиться. Старой исторической застройки Калуги осталось совсем немного, и та с пугающей быстротой исчезает. В нашей работе я вижу реальную деятельность, а не пустые разговоры “о сохранении культурного наследия”. 



Фото Сергея Колоболоцкого


- Что труднее всего в этом деле? Что вы делаете в рамках этого движения?

В технических процессах для меня, как мастера, особенных трудностей нет, процесс интересный. Труднее всего противостоять сегодняшнему дню, его основной, т. е. коммерческой, направленности: все, что делается в городе делается в интересах бизнеса. Зачем сохранять, вкладывать деньги в старую среду когда от нее нет прибыли? Нами был практически восстановлен (нам не дали довести дело до конца) дом архитектора Яковлева в Калуге, памятник русскому деревянному модерну, много потрачено сил, времени и средств. Но отстоять его мы так и не смогли, он был разрушен! Все продается и покупается. Поэтому под ковшом экскаватора гибнут красивейшие памятники и возникают безликие пластиковые коробки торговых центров. Не так трудно восстановить, как порой совершенно невозможно отстоять и сохранить, увы...



Screenshot 2023-05-18 at 15-30-05 scale_1200 (Изображение WEBP 900 × 1200 пикселей) — Масштабированное (51%).png 660.7 KB




Screenshot 2023-05-18 at 15-30-25 scale_1200 (Изображение WEBP 900 × 1200 пикселей) — Масштабированное (51%).png 556.74 KB


- Возможно, у вас есть сформулированный «посыл», что бы вы хотели донести до широкого круга людей?

Посыл таков. Историческая среда: дома, дороги, мосты, деревья, улицы, овраги, это живые памятники! Убираем их - стираем историю. Это те же свидетельства, это то же самое, что документы в архивах. Будет уничтожен архив и какие мы будем иметь доказательства, что на этой земле когда-то жили мы - русские люди? Что мы сможем предъявить, как мы сможем наследовать нашу землю, нашу историческую Родину? Реставрацию объектов подменили условной реконструкцией, которая к сохранению памятников не имеет никакого отношения, проводится подмена оригинала на упрощенное подобие (симулякры), оставляется часть памятника или убирается совсем и пристраивается-выстраивается новодел с большой инфраструктурой, и по факту исторический объект уничтожается. Исчезает ландшафтный фон вокруг, пространство загромождается чужеродной по стилю точечной застройкой. Исторические здания доводятся до критического состояния, потом объявляются не подлежащими восстановлению и сносятся. 



Фото Сергея Колоболоцкого


И еще немного о деревянной Калуге. Я являюсь собирателем традиционной культуры, поэтому для меня Калуга прежде всего ремесленная губерния, город славился различными ремеслами и мастеровыми людьми. Территория области включает в себя лесистую часть, именуемую в прошлом Калужским полесьем. В связи с этим, большое количество мастеровых специальностей было связано с деревообработкой: вальщики леса, пильщики, столяры-плотники, козельские резчики, тележники, санники, бондари, плетельщики и т. д. Это оказало влияние на особенности жилой застройки. Архитектура городских домов с каменным подклетом и деревянным верхом, с изяществом украшала пропильная резьба и малые архитектурные формы из дерева. В одной из экспедиций в район, мною была записана песня, в которой упоминались мастера- отходники, которые в песне, в прямой речи употребляли фразу: “ шевелюры наведем”. Расшифровка этой фразы возникла позже, когда я встретил деда - плотника, который, будучи ребенком, помогал отцу. Он рассказал, что “шевелюрой” в то время назывались декоративные украшения наличника пропильной резьбой. От мастера я получил в подарок выкружные и лучковые пилы, без которых тогда мастерам было не обойтись. 

Благодарим Сергея за рассказ и неравнодушное отношение! А движению Том Сойер Фест желаем процветания и больше поддержки со всех сторон:)

Группа в VK «Том Сойер Фест» в Калуге: https: //vk. com/tsf_kaluga

Сайт движения: http: //tsfest. ru, там же есть ссылки на все соцсети.

Мария Крылова, Татьяна Костюхина, проект VZBRELO©

Читайте также

Комментарии 2

Войдите для комментирования
■ Путёвые заметки 01 июн 2023 в 16:27
Давайте дружить))
■ Путёвые заметки 01 июн 2023 в 16:27
Замечательное движение! Наши ребята из Самары молодцы. По всей стране затеяли это движение. Андрея Кочеткова давно знаю лично. В Самаре много домов приобрело "новый" вид))
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ