14 янв 2023 · 08:10    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@vzbrelo/istorija_odnogo_professionalnogo_puti_restavrator_fedor_germanovich_ivanov-97021/"}, "string": "В прошлый раз мы рассказывали вам о встрече с интересным человеком, реставратором Федором Германовичем Ивановым."}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": " Мы просидели в его мастерской за разговорами несколько часов, и поверьте, с каждым новым ответом на вопрос, появлялось еще больше вопросов. Попробовали собрать для вас самое интересное, на наш взгляд, из этого диалога."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "В чем, собственно, суть реставрации? Вокруг нее ходит много мифов и домыслов, например, что любую часть можно заменить чем угодно, покрытие не имеет значения..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "- Ну, вы знаете, это какие-то заблуждения малоквалифицированных людей, даже не мифы. Получить правильное представление о реставрации можно очень простым способом - приходите учиться к нам в Академию, за 4 месяца вы получите правильное представление о реставрации, заодно сделаете какую-нибудь хорошую дипломную работу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot 2023-01-10 at 14-07-05 scale_1200 (Изображение WEBP 1200 × 797 пикселов) — Масштабированное (77%).png", "filesize": 1238524, "height": 615, "pic_id": 358654, "url": "/files/article_image/2023/01/10/Screenshot_2023-01-10_at_14-07-05_scale_1200_%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_WEBP__ev70ruO.jpeg", "width": 925}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Насколько реставрация сейчас популярна, востребована?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Востребована будет всегда, поскольку изнашиваются музейные фонды. Для музеев реставрация - один из основных видов деятельности. Без реставрации до следующих поколений будет невозможно донести памятники материальной культуры. То есть, «мода на реставрацию» - бессмысленное словосочетание. То, что модно стало реставрировать свои домашние вещи так, что бы они служили, это естественно. Когда человек получает в свое распоряжение какие-то достаточно большие, адекватные, деньги, то он начинает окружать себя красивыми вещами. Соответственно, большинство красивых вещей - это антиквариат. Антиквариат чем выгоден? Он выгоден правильным помещением капитала. Антикварные вещи дают до 40% годовых. На картинах скачки бывают ого-го. 5 лет назад о Бэнкси никто не слышал, а теперь его работы продают на аукционах за бешеные деньги. Антиквариат это хорошее вложение денег. Правда, единственное, ликвидность антиквариата достаточно тяжелая, она требует специфических знаний продавца, аукциониста, экспертной оценки. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot 2023-01-10 at 14-07-46 scale_1200 (Изображение WEBP 1200 × 797 пикселов) — Масштабированное (77%).png", "filesize": 1157813, "height": 615, "pic_id": 358657, "url": "/files/article_image/2023/01/10/Screenshot_2023-01-10_at_14-07-46_scale_1200_%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_WEBP__e0hSnwH.jpeg", "width": 925}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "В России много экспертов?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- В России вообще хорошая система экспертиз, но та, что привязана к государству. То есть это НИИ Реставрации, НРЦ Грабаря, Там эксперты высшего класса. А музейные эксперты очень сильно подорвали свою репутацию в 90-е. Благодаря атрибуциям Третьяковки у нас теперь Айвазовских столько, сколько он за 3-4 жизни не написал"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "бы, даже при условии его исключительной плодовитости. А он в день писал по картине. Утром, в 6 утра, вставал за мольберт, к обеду у него готово было полотно. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Подделки всегда сопровождают сферу искусства и антиквариата. Как только появляется ликвидность антиквариата, тут же появляются подделки. Спрос порождает предложение. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot 2023-01-10 at 14-09-13 scale_1200 (Изображение WEBP 1200 × 797 пикселов) — Масштабированное (77%).png", "filesize": 1153396, "height": 615, "pic_id": 358660, "url": "/files/article_image/2023/01/10/Screenshot_2023-01-10_at_14-09-13_scale_1200_%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_WEBP__xT8rMyf.jpeg", "width": 925}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "А бывает так, что подделка сделанная, скажем, 50 лет назад, имеет большую ценность чем подделка «вчерашняя»? Она приобретает исторический вес?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Подделка - в любом случае подделка. Другое дело - копия. Это необязательно подделка. Вот у меня стоит копия Айвазовского, написанная его современником, с его картины. Но, там и на подрамнике написано «Копия с Айвазовского. Н. Соколов». Здесь никаких претензий."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Но, стоимость у нее уже другая?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Да, у нее стоимость уже другая, соответственно тому, что во-первых, это"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "современник Айвазовского писал. В определенной степени, она даже с научной точки зрения интересна - потому что это определенная техника, определенного времени, и для искусствоведов это значимо. Можно даже целые научные труды писать по поводу копирования произведений искусства. Но, чем опасны копии - их легко превратить в подделку. В 90-е очень много было подделок какого плана: с вполне добротных произведений искусства, которые писали художники среднего плана смывалась подпись этого художника и ставилась подпись кого-то из крупных, дорогостоящих. А в картине ничего не менялось. То есть, полотно выдавалось за малоизвестную картину именитого художника, купленную на провинциальном аукционе или еще как-нибудь обнаруженную. Ведь, в истории искусства очень много случаев когда никому не известный художник, в результате какой-то находки, становился знаменит и дорог. Всякое бывает."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мы с другом во Франции, на антикварном броканте, нашли и купили за 10 евро миниатюру знаменитой художницы Элизабет Виже-Лебрен. Очень популярная художница была в XVIII веке перед Великой Французской Революцией. Она была любимой художницей последней королевы Франции Марии Антуанетты, которую казнили. Вот так просто можно на раскладке найти."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Всегда когда езжу на антикварные рынки, беру лупу, определенный"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "инструментальный набор, что бы можно было проверить. Один раз мы напугали торговца, но это был такой легкий шантаж. В Париже, на большом антикварном броканте выходного дня, (а он просто колоссальный, километров 5, на трех улицах непрерывные прилавки, огромное количество всего, там и блошиные товары и"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "антикварные, все что только можно), подошли к прилавку, там у француза было больше 100 миниатюр. Все в одинаковых рамочках, большей частью всякие головки - мужские, женские, детские. Ну, я запал на 2 пейзажика. Посмотрел, вроде как неплохие. Обычно миниатюры такого размера, и вообще миниатюры, хорошие художники писали на тонкой пластине слоновой кости, в итоге получался эффект просвечивающийся, легкий, солнечный. Пластинки режут очень тонко, самая толстая, мм 3, обычно, мм 1, 5. И вот, я начал смотреть. А он все предлагает эти вот головки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Спрашиваю, сколько пейзажик стоит, он его лихо так в 70 евро оценил. Я говорю - хорошо, я подумаю. И начал перебирать эти головки. Тут, что-то меня смутило. Глаз не определил, но увидел. Достаю лупу, начинаю смотреть. Беру уже без разбора, одну за другой, все эти головки оказываются обыкновенной офсетной печатью. Никакой живописи. Я другу говорю: ажана ("}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "прим: представитель правопорядка"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ") зовем"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "сейчас или пообщаемся? Продавец, видимо, слово ажан в моем русском исполнении понял, за подделки там очень строго преследуют. В общем, в результате эта миниатюра досталась мне за 5 евро. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot 2023-01-10 at 14-10-47 scale_1200 (Изображение WEBP 1200 × 797 пикселов) — Масштабированное (77%).png", "filesize": 1136719, "height": 615, "pic_id": 358664, "url": "/files/article_image/2023/01/10/Screenshot_2023-01-10_at_14-10-47_scale_1200_%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_WEBP__iYb8rpM.jpeg", "width": 925}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "А в Москве есть подобное? Вернисаж в Измайлово, например."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- На Вернисаже реставраторы иногда толкутся, материал редкий купить, поскольку там есть люди которые торгуют слоновой костью, мамонтовой, моржовой, перламутром. В антиквариате, инкрустации это бывает. Инструменты для работы с этими материалами. Реставратор изделий из дерева, наверное, наиболее универсален. Поскольку приходится иметь дело не только с деревом, но и с фарфором, и с металлом, и с различными материалами, даже с камнем. В мебели бывает флорентийская мозаика, инкрустация малахитом, другими камнями. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot 2023-01-10 at 14-12-31 scale_1200 (Изображение WEBP 1200 × 797 пикселов) — Масштабированное (77%).png", "filesize": 1138186, "height": 615, "pic_id": 358667, "url": "/files/article_image/2023/01/10/Screenshot_2023-01-10_at_14-12-31_scale_1200_%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_WEBP__fNFXsxM.jpeg", "width": 925}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Когда в нашей стране появилась профессия «реставратор»?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- У нас специалисты такого плана появились из архитектурной среды, в конце XIX - начале XX века. И в первую очередь восстанавливались культовые здания - церкви, старинные здания. Например, знаменитый наш архитектор Щусев: первая в его жизни архитектурная работа - реставрация старинного храма в Овруче. Важный период - создание Иваном Цветаевым музея Александра III (современный"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пушкинский). Потребовалось огромное количества копий. Какие-то копии делались у нас, какие-то заказывались в иностранных музеях, где находились оригиналы, поэтому, сначала все пошло из копий. В музеях после революции накапливались колоссальные фонды. Проводились реквизиции, в музейные фонд вливались почти все крупные дворянские и купеческие коллекции. Щукина, Демидова, например. Все"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "это нужно было сохранить. Очень быстро, буквально за 2 десятилетия, была создана мощная школа советской реставрации."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Благодаря этим реставраторам и музейным работникам, во время войны было спасено очень много культурных ценностей. Эвакуация - это страшное дело для произведений искусства, живописи. Спасались в первую очередь картины, фарфор, оружие, уникальные исторические предметы. К сожалению, мебель все-таки считалась «малоценкой» и требовала много места. Поэтому, когда эвакуировали музеи, мебель чаще всего оставалась на месте, очень много погибло. Увидеть ее мы можем в старых, довоенных изданиях открыток музеев, путеводителях, сохранившихся каталогах музеев. Есть специальное издание «Сокровища музеев, утраченные во время ВОВ», там предметно все, каталог. Восстановились увы, не предметы, а только память о них."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Советскую школу реставрации можно назвать скорее «восстановительной». За время войны было колоссально много потеряно и повреждено, и целью советского государства было восстановить все, что разрушено. Сделать даже лучше, чем было. В какой то степени это и получилось."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "А сейчас существует общая база антиквариата, общие каталоги?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Есть музейные каталоги. Есть люди, которые составляют каталоги своих частных коллекций. Есть Международный институт антиквариата, который составляет каталоги. А кто-то хранит все свои сокровища, покрытые тайной. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot 2023-01-10 at 14-13-14 scale_1200 (Изображение WEBP 1200 × 797 пикселов) — Масштабированное (77%).png", "filesize": 1206561, "height": 615, "pic_id": 358670, "url": "/files/article_image/2023/01/10/Screenshot_2023-01-10_at_14-13-14_scale_1200_%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_WEBP__ZZKdCsD.jpeg", "width": 925}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Как выглядит рабочий процесс? У вас был трепет, когда вам доверили на реставрацию первую вещь?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Начинал, конечно, с простого. Какие-то вещи из музейного оборудования, но, у меня определенные основные знания уже были, я был столяром вполне квалифицированным. А уже специфическим знаниям реставрации было у кого учиться. Каждая вещь в музее делается под контролем хранителя, научных руководителей. В музее даже опытного реставратора, специалиста не оставляют без внимания. Контроль постоянный, тем более что по науке музея сам процесс реставрации очень жестко регламентирован. Составляется паспорт реставрации, комиссия определяет ход реставрационного процесса и методологию, реставратор"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "строго следует этому плану. В процессе работы иной раз выявляются какие-то непредвиденные моменты, производится комиссией корректировка. Но, все очень жестко. Отсебятины не внесешь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А то, что касается реставрации мебели для населения, тут уже творчество, и все мифы идут из этой среды. Мало кто из музейной среды реставраторов выкладывает в интернете свои успехи. Может быть это к сожалению, но с другой стороны, музейные реставраторы не склонны к афишированию по поводу своего труда, но гордятся значимостью своего результата работы. Делаем дело, хорошо, красиво, для людей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Нам рассказывали, что существуют разные виды реставрации - консервация, например. А при замене деталей, материал должен быть ровесником изделия..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Это не совсем так. Конечно, в музейном деле больше принят консервационный метод и то, говорить, что есть жесткие условия, сколько должно быть процентов подлинности вещи, сколько процентов восстановленное, надставленное - бессмысленно. В каждом конкретном случае решается индивидуально. Есть только один критерий - в вещи нужно сохранить максимум подлинного, родного. Но это то, что касается музейной реставрации. А что касается коммерческой реставрации, что делается для людей, что живет у них дома, чем они пользуются, в общем, я бы сказал, простор для деятельности гораздо больше. В музейном деле ограничения жестче. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot 2023-01-10 at 14-13-53 scale_1200 (Изображение WEBP 1200 × 797 пикселов) — Масштабированное (77%).png", "filesize": 1225851, "height": 615, "pic_id": 358674, "url": "/files/article_image/2023/01/10/Screenshot_2023-01-10_at_14-13-53_scale_1200_%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_WEBP__I74AGf2.jpeg", "width": 925}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Существуют ли какие-то явные признаки плохих реставраторов?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вещь должна быть классической отделки. Либо полировка шеллачная, либо вощение, либо масляный лак. То есть все те старые способы отделки, которые были. Сейчас, правда, используем и водные акриловые лаки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Могу вам такой случай рассказать. Привели ко мне заказчицу, ей отреставрировали диван. Третье рококо, рубеж XIX начало XX века. Очень добротная, хорошая вещь. Когда мы приехали, заказчица говорит: посмотрите, там ножки шатаются. Я берусь за ножку, пошатал и.. вынул. Оказалось, что мастера просто изуродовали диван... Тяжело рассказывать. Начнем с ножек. От времени проушина под шип ножки была разбита, как и сам шип. Они, не мудрствуя лукаво, пшикнули монтажную пену в гнездо и вставили ножки! Выкинули все пружины, морскую траву, конский волос и банально заменили поролоном. Но еще страшнее, что они сделали с деревянным каркасом. Мало того, что бордовой тканью типа рогожки обили, они диван из хорошего ореха зашпатлевали, залили клеем дефекты и задули краскопультом тонированным полиуретановым лаком в тон обивки, древесины ореха уже не было видно. Диван получился пластмассовым."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Такие вещи встречаются нередко, поскольку, зачастую заказчики плохо разбираются в стилистике вещей, как она должна вообще выглядеть, а прислушаться к мнению специалиста не хотят, хотят, что бы «було» как у всех. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot 2023-01-10 at 14-15-02 scale_1200 (Изображение WEBP 1200 × 1200 пикселов) — Масштабированное (51%).png", "filesize": 792098, "height": 615, "pic_id": 358679, "url": "/files/article_image/2023/01/10/Screenshot_2023-01-10_at_14-15-02_scale_1200_%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_WEBP__cu5v3hP.jpeg", "width": 615}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Как заказчику выбрать реставратора, чтобы не наткнуться на таких умельцев?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Сложный вопрос. Честно скажу - не пытался ставить себя на место заказчика. Но, когда я свои какие-то вещи отдаю на реставрацию, фарфор тот же самый, живопись, я пытаюсь тем или иным способом выяснить о специалисте со стороны, непредвзятое мнение. Сарафанное радио помогает. Мы давно уже не даем никакой рекламы, а люди приходят. Сложился некий круг заказчиков, люди идут из фейсбука. Мы периодически какие-то вещи свои выставляем, преимущественно дипломные работы студентов. Звонят: можете сделать нам то, можете это? Иной раз даже простые какие-то вещи."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Существует ли какой-то кодекс среди реставраторов, этика, когда приносят вещь краденую..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Этика существует. В антикварном мире очень ценится понятие порядочности, чистоплотности. И ошибиться тут можно только один раз. И навсегда. Репутация для антиквара это очень дорогое удовольствие и хранят ее как зеницу ока. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Благодарим Федора Германовича за интересное общение) А к теме реставрации еще не раз вернемся."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Ставьте лайки, подписывайтесь на канал - собираем все самое интересное из области работы с деревом)"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мария Крылова, Татьяна Костюхина, прооект VZBRELO©"}], "attributes": []}], "selectedRange": [13152, 13152]}
Комментарии 1