Театральная афиша спектакля "Озеро Люль", 1923 год. фото из ria.ru
Вспомним некоторые подробности становления советского театра как элемента советской культуры в первые годы существования Советской власти в России.
Три спектакля
В 1923 году в культурной жизни молодого Советского государства произошло важное событие: в театрах разных устремлении и возможностей - Театре Революции, Московском Камерном театре и театре Пролетарской Культуры показали три спектакля о советском городе. «Озеро Люль» показывало темп города, «Слышь, Москва» - ритм его социальной борьбы, а «Человек, который был четвергом» - указывал динамику его вещей.
Спектакль «Озеро Люль» волновал зрителей своим темпом. Звонки телефона, гудки автомобиля, подъемы лифта, свет прожекторов, движение людей - создавали пульс города. Но по мнению многих современников, манерность игры старых актеров «бывшего царского театра» в этом спектакле боролась с темпом Мейерхольда.
В спектакле «Человек, который был четвергом» зрители отметили строго выдержанный стиль и однородных актеров. Поскольку в суете города некогда петь, то актеры отказались в спектакле от пения, но их речь стала осмысленной и понятной. Впервые появились мужские образы и нахождение на сцене одних мужчин для женственного Камерного театра было неожиданностью. Но как известно, «город» без мужской силы немыслим и Камерному театру пришлось уступить, осознав это.
Актеры Соколов, Фенин, Церетелли, Щирский играли четко и смелей, а главное свободней чем во многих других спектаклях Камерного театра. И первый раз в этом театре все костюмы были современными европейскими, а не ложно - классическими. По мнению журналистов, они помогли артистам Камерного театра выбраться из восемнадцатого века в современность, и все же они бы не выбрались оттуда, если А. Веснин не построил им подъемные мосты, лифты, опускающиеся площадки и двигающийся тротуар. Данные конструкции были сделаны мастерски и талант архитектора Веснина чувствовался во всей постановки «Человека, который был четвергом». И это было главной проблемой Камерного театра - «художник и конструктор был всегда сильней и значимей любого актёра».
Конструктивистский театр, 1923 год. фото из ria.ru
Конструктивистский театр
Было очевидно, что конструктивистский театр а тем более урбанистический театр был начат Мейерхольдом постановкой «Великодушного господина». И сомневаться в том, что одаренному конструктору Шестакову еще далеко до зрелого мастерства Веснина - не приходилось. И интересным было то что несмотря на отличную техническую оснащенность, спектакль «Человек, который был четвергом» в целом был очень скучным. В нем не было ни темпа «Озера Лиль», ни ритма «Слышь, Москва», то есть в нем не было динамики действительно живущего городом и его борьбой - актера, а была лишь только динамика городских предметов - вроде лифтов...
И «Озеро Люль» и «Человек, который был четвергом» были спектаклями города приходящего в запустение и рассказывали о слабой человеческой культуре - один языком живого театра, другой - языком оживленных вещей. Но им обоим не хватало тех человеческих чувств и нерв, которыми дышал театр Пролетарской Культуры.
Ибо здесь при огромных текстовых недочётах С. Третьякова и фальшивом последнем акте, построенном на театральных ходах, есть ритм, ритм актеров-современников живущих всей полнотой своего времени то чего не было в Московском Камерном театре и то чего еще не добился Мейерхольд, объединивший своих актеров со старой гвардией театра Незлобина, вступивших в театр Революции.
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Театральная афиша спектакля \"Озеро Люль\", 1923 год. фото из ria.ru", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "file.jpg", "filesize": 210426, "height": 550, "pic_id": 858858, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/05/09/file.jpeg", "width": 379}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Вспомним некоторые подробности становления советского театра как элемента советской культуры в первые годы существования Советской власти в России."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Три спектакля"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1923 году в культурной жизни молодого Советского государства произошло важное событие: в театрах разных устремлении и возможностей - Театре Революции, Московском Камерном театре и театре Пролетарской Культуры показали три спектакля о советском городе. «Озеро Люль» показывало темп города, «Слышь, Москва» - ритм его социальной борьбы, а «Человек, который был четвергом» - указывал динамику его вещей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Спектакль «Озеро Люль» волновал зрителей своим темпом. Звонки телефона, гудки автомобиля, подъемы лифта, свет прожекторов, движение людей - создавали пульс города. Но по мнению многих современников, манерность игры старых актеров «бывшего царского театра» в этом спектакле боролась с темпом Мейерхольда."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В спектакле «Человек, который был четвергом» зрители отметили строго выдержанный стиль и однородных актеров. Поскольку в суете города некогда петь, то актеры отказались в спектакле от пения, но их речь стала осмысленной и понятной. Впервые появились мужские образы и нахождение на сцене одних мужчин для женственного Камерного театра было неожиданностью. Но как известно, «город» без мужской силы немыслим и Камерному театру пришлось уступить, осознав это."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Актеры Соколов, Фенин, Церетелли, Щирский играли четко и смелей, а главное свободней чем во многих других спектаклях Камерного театра. И первый раз в этом театре все костюмы были современными европейскими, а не ложно - классическими. По мнению журналистов, они помогли артистам Камерного театра выбраться из восемнадцатого века в современность, и все же они бы не выбрались оттуда, если А. Веснин не построил им подъемные мосты, лифты, опускающиеся площадки и двигающийся тротуар. Данные конструкции были сделаны мастерски и талант архитектора Веснина чувствовался во всей постановки «Человека, который был четвергом». И это было главной проблемой Камерного театра - «художник и конструктор был всегда сильней и значимей любого актёра». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Конструктивистский театр, 1923 год. фото из ria.ru", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "9-2_11.jpg", "filesize": 23865, "height": 350, "pic_id": 858859, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/05/09/9-2_11.jpeg", "width": 480}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Конструктивистский театр"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Было очевидно, что конструктивистский театр а тем более урбанистический театр был начат Мейерхольдом постановкой «Великодушного господина». И сомневаться в том, что одаренному конструктору Шестакову еще далеко до зрелого мастерства Веснина - не приходилось. И интересным было то что несмотря на отличную техническую оснащенность, спектакль «Человек, который был четвергом» в целом был очень скучным. В нем не было ни темпа «Озера Лиль», ни ритма «Слышь, Москва», то есть в нем не было динамики действительно живущего городом и его борьбой - актера, а была лишь только динамика городских предметов - вроде лифтов..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И «Озеро Люль» и «Человек, который был четвергом» были спектаклями города приходящего в запустение и рассказывали о слабой человеческой культуре - один языком живого театра, другой - языком оживленных вещей. Но им обоим не хватало тех человеческих чувств и нерв, которыми дышал театр Пролетарской Культуры. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ибо здесь при огромных текстовых недочётах С. Третьякова и фальшивом последнем акте, построенном на театральных ходах, есть ритм, ритм актеров-современников живущих всей полнотой своего времени то чего не было в Московском Камерном театре и то чего еще не добился Мейерхольд, объединивший своих актеров со старой гвардией театра Незлобина, вступивших в театр Революции. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [3025, 3025]}
Комментарии 2