3
Советский театр в 1923 году | Паблико

Советский театр в 1923 году


09 май 2024 · 22:17    



Театральная афиша спектакля "Озеро Люль", 1923 год. фото из ria.ru


Вспомним некоторые подробности становления советского театра как элемента советской культуры в первые годы существования Советской власти в России.

Три спектакля

В 1923 году в культурной жизни молодого Советского государства произошло важное событие: в театрах разных устремлении и возможностей - Театре Революции, Московском Камерном театре и театре Пролетарской Культуры показали три спектакля о советском городе. «Озеро Люль» показывало темп города, «Слышь, Москва» - ритм его социальной борьбы, а «Человек, который был четвергом» - указывал динамику его вещей.

Спектакль «Озеро Люль» волновал зрителей своим темпом. Звонки телефона, гудки автомобиля, подъемы лифта, свет прожекторов, движение людей - создавали пульс города. Но по мнению многих современников, манерность игры старых актеров «бывшего царского театра» в этом спектакле боролась с темпом Мейерхольда.

В спектакле «Человек, который был четвергом» зрители отметили строго выдержанный стиль и однородных актеров. Поскольку в суете города некогда петь, то актеры отказались в спектакле от пения, но их речь стала осмысленной и понятной. Впервые появились мужские образы и нахождение на сцене одних мужчин для женственного Камерного театра было неожиданностью. Но как известно, «город» без мужской силы немыслим и Камерному театру пришлось уступить, осознав это.

Актеры Соколов, Фенин, Церетелли, Щирский играли четко и смелей, а главное свободней чем во многих других спектаклях Камерного театра. И первый раз в этом театре все костюмы были современными европейскими, а не ложно - классическими. По мнению журналистов, они помогли артистам Камерного театра выбраться из восемнадцатого века в современность, и все же они бы не выбрались оттуда, если А. Веснин не построил им подъемные мосты, лифты, опускающиеся площадки и двигающийся тротуар. Данные конструкции были сделаны мастерски и талант архитектора Веснина чувствовался во всей постановки «Человека, который был четвергом». И это было главной проблемой Камерного театра - «художник и конструктор был всегда сильней и значимей любого актёра». 



Конструктивистский театр, 1923 год. фото из ria.ru



Конструктивистский театр

Было очевидно, что конструктивистский театр а тем более урбанистический театр был начат Мейерхольдом постановкой «Великодушного господина». И сомневаться в том, что одаренному конструктору Шестакову еще далеко до зрелого мастерства Веснина - не приходилось. И интересным было то что несмотря на отличную техническую оснащенность, спектакль «Человек, который был четвергом» в целом был очень скучным. В нем не было ни темпа «Озера Лиль», ни ритма «Слышь, Москва», то есть в нем не было динамики действительно живущего городом и его борьбой - актера, а была лишь только динамика городских предметов - вроде лифтов...

И «Озеро Люль» и «Человек, который был четвергом» были спектаклями города приходящего в запустение и рассказывали о слабой человеческой культуре - один языком живого театра, другой - языком оживленных вещей. Но им обоим не хватало тех человеческих чувств и нерв, которыми дышал театр Пролетарской Культуры. 

Ибо здесь при огромных текстовых недочётах С. Третьякова и фальшивом последнем акте, построенном на театральных ходах, есть ритм, ритм актеров-современников живущих всей полнотой своего времени то чего не было в Московском Камерном театре и то чего еще не добился Мейерхольд, объединивший своих актеров со старой гвардией театра Незлобина, вступивших в театр Революции. 



Театральная афиша спектакля "Озеро Люль", 1923 год. фото из ria.ru


Вспомним некоторые подробности становления советского театра как элемента советской культуры в первые годы существования Советской власти в России.

Три спектакля

В 1923 году в культурной жизни молодого Советского государства произошло важное событие: в театрах разных устремлении и возможностей - Театре Революции, Московском Камерном театре и театре Пролетарской Культуры показали три спектакля о советском городе. «Озеро Люль» показывало темп города, «Слышь, Москва» - ритм его социальной борьбы, а «Человек, который был четвергом» - указывал динамику его вещей.

Спектакль «Озеро Люль» волновал зрителей своим темпом. Звонки телефона, гудки автомобиля, подъемы лифта, свет прожекторов, движение людей - создавали пульс города. Но по мнению многих современников, манерность игры старых актеров «бывшего царского театра» в этом спектакле боролась с темпом Мейерхольда.

В спектакле «Человек, который был четвергом» зрители отметили строго выдержанный стиль и однородных актеров. Поскольку в суете города некогда петь, то актеры отказались в спектакле от пения, но их речь стала осмысленной и понятной. Впервые появились мужские образы и нахождение на сцене одних мужчин для женственного Камерного театра было неожиданностью. Но как известно, «город» без мужской силы немыслим и Камерному театру пришлось уступить, осознав это.

Актеры Соколов, Фенин, Церетелли, Щирский играли четко и смелей, а главное свободней чем во многих других спектаклях Камерного театра. И первый раз в этом театре все костюмы были современными европейскими, а не ложно - классическими. По мнению журналистов, они помогли артистам Камерного театра выбраться из восемнадцатого века в современность, и все же они бы не выбрались оттуда, если А. Веснин не построил им подъемные мосты, лифты, опускающиеся площадки и двигающийся тротуар. Данные конструкции были сделаны мастерски и талант архитектора Веснина чувствовался во всей постановки «Человека, который был четвергом». И это было главной проблемой Камерного театра - «художник и конструктор был всегда сильней и значимей любого актёра». 



Конструктивистский театр, 1923 год. фото из ria.ru



Конструктивистский театр

Было очевидно, что конструктивистский театр а тем более урбанистический театр был начат Мейерхольдом постановкой «Великодушного господина». И сомневаться в том, что одаренному конструктору Шестакову еще далеко до зрелого мастерства Веснина - не приходилось. И интересным было то что несмотря на отличную техническую оснащенность, спектакль «Человек, который был четвергом» в целом был очень скучным. В нем не было ни темпа «Озера Лиль», ни ритма «Слышь, Москва», то есть в нем не было динамики действительно живущего городом и его борьбой - актера, а была лишь только динамика городских предметов - вроде лифтов...

И «Озеро Люль» и «Человек, который был четвергом» были спектаклями города приходящего в запустение и рассказывали о слабой человеческой культуре - один языком живого театра, другой - языком оживленных вещей. Но им обоим не хватало тех человеческих чувств и нерв, которыми дышал театр Пролетарской Культуры. 

Ибо здесь при огромных текстовых недочётах С. Третьякова и фальшивом последнем акте, построенном на театральных ходах, есть ритм, ритм актеров-современников живущих всей полнотой своего времени то чего не было в Московском Камерном театре и то чего еще не добился Мейерхольд, объединивший своих актеров со старой гвардией театра Незлобина, вступивших в театр Революции. 

Читайте также

Комментарии 2

Войдите для комментирования
■ id12472 13 май 2024 в 12:34
Информативная статья
■ Читатель 13 май 2024 в 12:01
Развлечения играли важную роль во время Гражданской войны!
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ