27 ноя 2023 · 18:08    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Писатель Алексей Толстой фото из ria.ru", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "aleksej-tolstoj-870x400.jpg", "filesize": 54144, "height": 400, "pic_id": 764265, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/27/aleksej-tolstoj-870x400.jpeg", "width": 870}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "В данной статье рассмотрим такое знаковое явление в культуре Советского Союза 1920-х годов, как спектакль «Иван Грозный» и реакцию на него советских театральных критиков."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Писатель Алексей Толстой"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В своей литературной формуле Алексей Толстой дал надежный ключ к раскрытию истинного смысла своих исторических образов: в его стихотворениях, поэмах, балладах и в трилогии - исторический колорит, как бы сильно он не был наведён, является не более чем как «одеждой», прикрывающей «единую» глубокую правду."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Не зря современники отмечали, что Алексей Толстой в своих исторических произведениях насквозь и весьма политичен. «Глубокую правду» своей политической платформы он наряжал в разноцветные пышные одежды. И отсюда- ограниченность, условность его историзма: он не историк, он политический агитатор, виртуозно использовавший историческую эрудицию в области материальной культуры."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но не в осуждение Алексею Толстому все говорилось, но в осуждение многим-многим «добрым молодцам», которые вслед за Алексеем Толстым воображали что в природе существует какое то «искусство для искусства», как принято было выражаться в 1920-х годах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Единая политическая платформа, «глубокая правда» Алексея Толстого в его время уже была «анахронизмом», но она завершала определенное течение русской политической мыслей. Идеология разбитого опричниной боярства нашла запоздалый отклик в притязаниях «верховников», получила закрепление в идей аристократической монархии Монтескью.. и совсем некстати была поднята, когда крепнувший российский капитализм начал помышлять о власти и ставил вопрос о об эффективности реформ."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Монархия и умеренная аристократия - вот политический идеал за который агитировал Алексей Толстой. В своих произведениях он осуждал «византийско-татарский абсолютизм» московских царей, противопоставляя ему политический строй «формальных демократий» до-княжеского Новгорода, руководимого аристократией. Последней он и отдал весь «жар» своей поэзии: в борьбе Ивана Грозного с боярами, Алексей Толстой берет сторону последних, идеализируя их и изображая строителями государства и «вождями народа»: вспомним обаятельные фигуры классовых вождей Толстовского боярства - Юрьева, Захарова, дружину Морозова."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Этот историко-литературный экскурс был необходим, чтобы установить что Московский Художественный Академический Театр в своей интерпретации «Ивана Грозного» отошёл от автора. Бояре Маковского являлись довольно точным живописным выражением идеологии Алексея Толстого."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Спектакль Московского Художественного Академического Театра"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И что показал Московский Художественный Академический Театр? На сцену вбегала «свора» бояр - ругающихся друг с другом, и такие бояре в постановке выдержаны подчёркнуто до конца. Таким же показан и их вождь - Иван Грозный, в этом содержание этой постановки, её «гвоздь». Театр правильно расценил пьесу, как проблему о власти. Ярко идеалистически тезис о праведной власти раскрывается Алексеем Толстым диалектически, и Московский Художественный Академический Театр постарался перекроит эту «глубокую правду» Алексея Толстого в свою собственную схему."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Сцена из спектакля \"Иван Грозный\", 1927 год. фото из ria.ru", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "sczena-iz-spektaklya-8.jpg", "filesize": 277366, "height": 438, "pic_id": 764267, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/27/sczena-iz-spektaklya-8.jpeg", "width": 700}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Алексей Толстой твердил «о праведности власти», а театр поставил и своеобразно разрешил проблему власти вообще. Но эта абстрактно-анархическая установка не выдержана театром до конца - и увы, мельчит интерпретацию пьесы, снижая спектакль до политического памфлета."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Почему так крикливо выдвинуто на первый план инородство Бориса Годунова, который искусно пользуется всем этим ошалевшим от власти боярством как орудием? Годуновы триста лет служили Москве и с сохранившегося портрета царя Бориса на советских граждан смотрело характерное великорусское лицо, а актёр Берсенев, играющий Ивана Грозного, загримирован «монголом» и говорит с сильным акцентом и наряжен в бешмет, расписанный... азербайджанскими гербами... И на этом фоне - импозантная фигура европейца и демократа Гарабурды.."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Право же, эта «абстрактная конструкция» достаточна конкретна и непроходимым обывательством отдавало от неё за версту... Поскольку Ивана Грозного упростили и убрали борьбу трагического героя - и какой толк получился от мастерской игры актёра Чебана? Игра великолепна, а сам образ начинает быстро надоедать.."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "То же и бояре. Они занимают огромное место в спектакле - но они ясны а для движения пьесы вперед, материала не дают. И вся режиссерская изобретательность в разработке «бояр» производит впечатление «исторического топтания на месте». А зритель неизбежно на это реагировал недоумением и... зевком."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "И в этом, заслуженное наказание за игнорирование истории и легкомысленный и некультурный сделанный «нажим» на автора и его пьесу."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}], "selectedRange": [4598, 4598]}
Комментарии 15