3
Советский корабль "Фёдор Литке" у берегов Суматры в 1929 году | Паблико

Советский корабль "Фёдор Литке" у берегов Суматры в 1929 году


10 янв 2025 · 09:14    



Советский корабль "Фёдор Литке", 1929 год. фото из ria.ru


История России содержит факты о состоянии и деятельности русского флота в 1920-х годах. Узнаем из воспоминании очевидцев о том как побывал Советский корабль «Фёдор Литке» у берегов Суматры в 1929 году.

На корабле

На корабле, за два дня до нашего прихода в Сабанг на траверзе самого южного из Никобарских островов, произошёл живописный разговор между матросами и одним из находящихся на борту - советских журналистов. Этот журналист играл роль сведущего географа, но по мнению матросов - его сведения шли не дальше статьи в одну колонку у Брокгауза.

А темой разговора в ходе которого все дружно вспомнили Марко Поло, Магеллана, малайских пиратов и Голландскую Остинскую Компанию - был остров Суматра.

«Первым посетил Суматру неизвестно какими судьбами заброшенный туда в 1906 году итальянец Бертема…Вы ошибаетесь, Робинзон Крузо XIII века, беспокойный авантюрист и талантливый дипломат, торговец и последователь, папский нунций и чуть ли не министр при дворе монгольского хана, Марко Поло в 1291 году посетил Суматру. Да, да, знаю. Но это недостоверно. Верно лишь, что Васко-да-Гама и Магеллана с двух сторон показали пути к Малайскому архипелагу. И вдохновивший их путешествия…торговый капитализм сумел использовать эти открытия. К архипелагу устремились португальцы, а за ними и голландцы. Так вы все это знаете? Да, и сила силу ломит. Последовательность известная: торговец, миссионер, солдат. Варианты ограничены: инвентарь, миссионер, торговец, солдат. В 1594 году организовалась Голландско-Остиндская Компания, а с 1677 года начался систематический и плановый захват островов… Сначала Ява, потом Целебес, Суматра. Все это мы знаем, но что вы можете сказать о современной Суматре? …О современной? Что я могу сказать? … Что» мы ленивы и нелюбимы «здесь..».

Мы приближались к Суматре. Тяжелой тринадцатидневный тропический переход по Индийскому океану приближался к концу. Океан был беспокойным, хотя видимых причин для этого не было. Воздух был по прежнему чист, необычайно миролюбив, небо по прежнему сверкало лазурью спокойствия.

Стол кают-компании был взят в тиски «скрипок» (скрепок) - деревянных камер для посуды. В этих камерах тарелки, как узники, бушевали, стукались стаканы с графинами, ножи с вилками. Крен доходил до 35 градусов. Часто в буфете раздавалось запоздавшее «черт», сопровождавшееся образцами русской словесности. Кое-кто крадучись бегал к умывальникам - потом отлеживался. Работать при качке неимоверно трудно и настроение у всех чрезвычайно понизилось.

Слишком долго тянется переход и слишком он однообразен. Одно и то же небо, то же море, тот же цвелый хлеб, невыносимая жара и теплая водица с противным красным винцом. Те же люди, те же лица.

Одни начинают казаться самодовольными, другие назойливыми, третьи непереносимо мрачными и молчаливыми. И понемногу в отношения вкрадывается раздражит тельность, нетерпимость, придирчивость. Даже шахматные партии кончаются порой бурным выяснением отношении.

Суматра

Неожиданно власти острова не пустили нас на берег и нам пришлось все делать нелегально… Но почему не пустили? На этот вопрос наш нанятый проводник молодой интеллигентный китаец ответил следующее: «Да потому что трудно быть великим. И вот эту уверенность в своём величии уже невозможно сохранить. А тут ещё и вы - на своем корабле. Вся Голландия легко уместится на одной Суматре, а Великобритания несколько раз в одной Индии. И потом, японцы смотрят на архипелаг глазами наследника. Вот и судите сами…».

Перед нами был первобытный пальмовый лес. Такие леса мы раньше видели только в кино, да читали про них Буссенара или Жаколио. Тысячи, десятки тысяч стройных высочайших кокосовых пальм о обступали нас со всех сторон. Не было почти ни одной лужайки, ни одной просеки. С деревьев свешивались громадные орехи, образуя венцы под самой листвой.



Дома малайских рабочих, Суматра 1920-е годы. фото из rg.ru


Небольшие плантации сахарного тростника или кофе лишь портили впечатление к цельность буйного пейзажа. Два десятка зеленых и коричневых голландских домиков, стоявших на холме - казались ненужным назойливым вторжением плохого художника в написанный гениальным мастером ландшафт.

Увиденную картину наш проводник прокомментировал следующими словами: " Если сравнивать Яву и Суматру... То нужно сказать что в настоящее время Ява почти вся уже превращена в огромную плантацию. А Суматра еще сохранила свое первобытный облик, хотя внедрение европеизма идет очень интенсивно. 

И после разговора с рабочими - малайцами идущими домой с местных плантации - он сказал нам что местные островитяне работают на каучуковых плантациях. Где работа была тяжёлой и малооплачиваемой.

За всеми разговорами как то незаметно наступил вечер и нам надо уже возвращаться на пароход. Вечером нельзя оставаться в лесу на Суматре.



Город Сабанг, Суматра 1920-е годы. фото из ria.ru


Мы спускаемся вниз, к бухте. Откуда то слышен неистовый малайский оркестр с огромным количеством ударных инструментов, но весьма в общем мелодичный. Мы проходим единственную чистую улочку Сабанга и идём к пристани. Вдоль берегов тихо плавали лодки с балансовыми балками вдоль бортов - это местные рыбаки возвращались в свои деревушки.

Попадаются домишки на лодках, в которых также живут малайцы. Внизу, у самого почти моря, виднелись хижины - «плетенки» какие-то. Как можно жить в этих шалашах - в стране, где количество осадков являлось чуть ли не рекордным в мире? Но заработок малайца на плантациях составляет одну восьмую часть заработка европейского рабочего. Так где же им жить? …

Стоящие на рейде корабли горят многочисленными огнями... Голландская канонерская лодка для важности щупает прожектором десяток пришвартованных пароходов и стройный ряд угольных складов.

И в порту уже заканчивал швартовку огромный военный британский корабль, которого не было ни во время нашего захода в порт, ни во время нашего «нелегального схода» на берег...



Советский корабль "Фёдор Литке", 1929 год. фото из ria.ru


История России содержит факты о состоянии и деятельности русского флота в 1920-х годах. Узнаем из воспоминании очевидцев о том как побывал Советский корабль «Фёдор Литке» у берегов Суматры в 1929 году.

На корабле

На корабле, за два дня до нашего прихода в Сабанг на траверзе самого южного из Никобарских островов, произошёл живописный разговор между матросами и одним из находящихся на борту - советских журналистов. Этот журналист играл роль сведущего географа, но по мнению матросов - его сведения шли не дальше статьи в одну колонку у Брокгауза.

А темой разговора в ходе которого все дружно вспомнили Марко Поло, Магеллана, малайских пиратов и Голландскую Остинскую Компанию - был остров Суматра.

«Первым посетил Суматру неизвестно какими судьбами заброшенный туда в 1906 году итальянец Бертема…Вы ошибаетесь, Робинзон Крузо XIII века, беспокойный авантюрист и талантливый дипломат, торговец и последователь, папский нунций и чуть ли не министр при дворе монгольского хана, Марко Поло в 1291 году посетил Суматру. Да, да, знаю. Но это недостоверно. Верно лишь, что Васко-да-Гама и Магеллана с двух сторон показали пути к Малайскому архипелагу. И вдохновивший их путешествия…торговый капитализм сумел использовать эти открытия. К архипелагу устремились португальцы, а за ними и голландцы. Так вы все это знаете? Да, и сила силу ломит. Последовательность известная: торговец, миссионер, солдат. Варианты ограничены: инвентарь, миссионер, торговец, солдат. В 1594 году организовалась Голландско-Остиндская Компания, а с 1677 года начался систематический и плановый захват островов… Сначала Ява, потом Целебес, Суматра. Все это мы знаем, но что вы можете сказать о современной Суматре? …О современной? Что я могу сказать? … Что» мы ленивы и нелюбимы «здесь..».

Мы приближались к Суматре. Тяжелой тринадцатидневный тропический переход по Индийскому океану приближался к концу. Океан был беспокойным, хотя видимых причин для этого не было. Воздух был по прежнему чист, необычайно миролюбив, небо по прежнему сверкало лазурью спокойствия.

Стол кают-компании был взят в тиски «скрипок» (скрепок) - деревянных камер для посуды. В этих камерах тарелки, как узники, бушевали, стукались стаканы с графинами, ножи с вилками. Крен доходил до 35 градусов. Часто в буфете раздавалось запоздавшее «черт», сопровождавшееся образцами русской словесности. Кое-кто крадучись бегал к умывальникам - потом отлеживался. Работать при качке неимоверно трудно и настроение у всех чрезвычайно понизилось.

Слишком долго тянется переход и слишком он однообразен. Одно и то же небо, то же море, тот же цвелый хлеб, невыносимая жара и теплая водица с противным красным винцом. Те же люди, те же лица.

Одни начинают казаться самодовольными, другие назойливыми, третьи непереносимо мрачными и молчаливыми. И понемногу в отношения вкрадывается раздражит тельность, нетерпимость, придирчивость. Даже шахматные партии кончаются порой бурным выяснением отношении.

Суматра

Неожиданно власти острова не пустили нас на берег и нам пришлось все делать нелегально… Но почему не пустили? На этот вопрос наш нанятый проводник молодой интеллигентный китаец ответил следующее: «Да потому что трудно быть великим. И вот эту уверенность в своём величии уже невозможно сохранить. А тут ещё и вы - на своем корабле. Вся Голландия легко уместится на одной Суматре, а Великобритания несколько раз в одной Индии. И потом, японцы смотрят на архипелаг глазами наследника. Вот и судите сами…».

Перед нами был первобытный пальмовый лес. Такие леса мы раньше видели только в кино, да читали про них Буссенара или Жаколио. Тысячи, десятки тысяч стройных высочайших кокосовых пальм о обступали нас со всех сторон. Не было почти ни одной лужайки, ни одной просеки. С деревьев свешивались громадные орехи, образуя венцы под самой листвой.



Дома малайских рабочих, Суматра 1920-е годы. фото из rg.ru


Небольшие плантации сахарного тростника или кофе лишь портили впечатление к цельность буйного пейзажа. Два десятка зеленых и коричневых голландских домиков, стоявших на холме - казались ненужным назойливым вторжением плохого художника в написанный гениальным мастером ландшафт.

Увиденную картину наш проводник прокомментировал следующими словами: " Если сравнивать Яву и Суматру... То нужно сказать что в настоящее время Ява почти вся уже превращена в огромную плантацию. А Суматра еще сохранила свое первобытный облик, хотя внедрение европеизма идет очень интенсивно. 

И после разговора с рабочими - малайцами идущими домой с местных плантации - он сказал нам что местные островитяне работают на каучуковых плантациях. Где работа была тяжёлой и малооплачиваемой.

За всеми разговорами как то незаметно наступил вечер и нам надо уже возвращаться на пароход. Вечером нельзя оставаться в лесу на Суматре.



Город Сабанг, Суматра 1920-е годы. фото из ria.ru


Мы спускаемся вниз, к бухте. Откуда то слышен неистовый малайский оркестр с огромным количеством ударных инструментов, но весьма в общем мелодичный. Мы проходим единственную чистую улочку Сабанга и идём к пристани. Вдоль берегов тихо плавали лодки с балансовыми балками вдоль бортов - это местные рыбаки возвращались в свои деревушки.

Попадаются домишки на лодках, в которых также живут малайцы. Внизу, у самого почти моря, виднелись хижины - «плетенки» какие-то. Как можно жить в этих шалашах - в стране, где количество осадков являлось чуть ли не рекордным в мире? Но заработок малайца на плантациях составляет одну восьмую часть заработка европейского рабочего. Так где же им жить? …

Стоящие на рейде корабли горят многочисленными огнями... Голландская канонерская лодка для важности щупает прожектором десяток пришвартованных пароходов и стройный ряд угольных складов.

И в порту уже заканчивал швартовку огромный военный британский корабль, которого не было ни во время нашего захода в порт, ни во время нашего «нелегального схода» на берег...

Читайте также

Комментарии 6

Войдите для комментирования
Очень интересно!
■ Lira - Vision 10 янв 2025 в 20:33
Спасибо большое, очень интересно..зачиталась ...
■ id11725 10 янв 2025 в 13:43
Политика, как не крути.
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ