В статье описан подвиг капитана Нестерова, совершенный во время Первой Мировой войны, и вошедший в историю отечественной авиации.
В 1906 году Пётр Нестеров с отличием завершил обучение и получил чин подпоручика. Перед ним был большой выбор вакансий. Но будущий лётчик-ас выбрал Владивосток – отправился в Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду. Главной причиной такого выбора была женитьба: по царским законам, младший офицер не мог жениться, не внеся обеспечения в размере пяти тысяч рублей, но на Сибирь этот закон не распространялся.
Во Владивостоке внимание Петра привлёк аэростат - нижегородец предложил использовать его как наблюдательный пункт для корректирования артиллерийской стрельбы. Будущий лётчик добился, чтобы его временно прикомандировали к наблюдательной станции воздухоплавательного парка и не раз поднимался на аэростате. Но воздухоплавательную роту расформировали, и Нестерову пришлось вернуться в артиллеристскую бригаду.
В 1910 году из-за проблем со здоровьем Нестерова перевели на Кавказ. Перед этим он успел заехать в Нижний Новгород и там впервые увидел настоящий моторный аэроплан под управлением известного лётчика Уточкина.
«Авиатор летал на «Фармане», делая поворот совершенно без крена. Каждый поворот аэроплана заставлял сжиматься моё сердце; я боялся, что аэроплан опрокинется. С этого дня я начал серьёзно изучать авиацию, вечерами по книгам, а днём — наблюдая за полетом птиц», - вспоминал потом Петр Николаевич.
Надо сказать, в начале ХХ века вся Российская империя живо интересовалась воздухоплаванием: в 1910 году в Одессе состоялся первый публичный полёт на аэроплане, совершённый русским пилотом.
За время своей учёбы Нестеров совершил 13-часовой учебный полёт на аэростате на высоте 3400 метров. В 1912 году Нестеров сдал экзамены на звания пилота-авиатора и военного летчика, и уже в сентябре того же года 25-летний поручик совершил первый самостоятельный полёт на самолёте.
Первый таран в мировой войне
В составе авиационного отряда Нестерова перевели из Петербурга в Варшаву, где он начал тренировочные полеты на боевых самолетах «Ньюпор». В августе 1913 года Петр Николаевич возглавил групповой перелёт в составе трёх машин по маршруту Киев - Остер - Козелец - Нежин - Киев с посадками на полевых аэродромах. При этом впервые в истории авиации во время перелёта проводилась киносъёмка. Позже Нестеров совершил ещё два дальних перелёта.
Кстати, раньше лётчиком разрешалось поворачивать только «блинчиком», избегая крена. Однако Нестеров стал совершенствовать пилотирование, отработку крутых виражей.
Он был уверен, что на самолёте можно сделать даже «мёртвую петлю». И смог доказать это в августе 1913 года. На самолете «Ньюпор IV» с двигателем «Гном» мощностью 70 лошадиных сил Пётр Николаевич поднялся на высоту 600 метров и на глазах зрителей впервые в мире выполнил «мёртвую петлю», которую впоследствии стали называть «петлёй Нестерова». Это стало мировой сенсацией.
В 1914 году Нестерова назначили начальником авиационного отряда. С началом Первой мировой войны он отбыл на Юго-Западный фронт, принимал участие в освобождении Львова. За время войны Пётр Николаевич выполнил 28 вылетов. Нестеров вёл воздушную разведку, выполнил одну из первых в России бомбардировок артиллерийскими снарядами. Причём сделал это так эффективно, что австрийское командование пообещало крупную денежную награду тому, кто собьёт аэроплан русского лётчика.
Таран П. Нестерова фото из ria.ru
Кстати, сам Нестеров считал, что пилоты могут вести воздушный бой тараном, причём машина противника должна быть сбита ударом сверху. И вот 8 сентября 1914 года около городка Жолква Нестеров на практике решил доказать свои идеи. Лётчик настиг в воздухе самолёт австрийцев «Альбатрос», который вёл воздушную разведку передвижения русских войск. Нестеров попытался ударить самолёт противника по крылу своим шасси, но, не рассчитав скорость, врезался винтом в крыло.
Оба самолета упали на землю, летчики погибли. Петру Николаевичу было всего 27 лет…
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Лётчик-новатор П. Нестеров фото из rg.ru", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "bd4a8542a96f4fe8bf3a7777f352ce892cb1329e.jpeg", "filesize": 88926, "height": 547, "pic_id": 442312, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/23/bd4a8542a96f4fe8bf3a7777f352ce892cb1329e.jpeg", "width": 700}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "В статье описан подвиг капитана Нестерова, совершенный во время Первой Мировой войны, и вошедший в историю отечественной авиации."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1906 году Пётр Нестеров с отличием завершил обучение и получил чин подпоручика. Перед ним был большой выбор вакансий. Но будущий лётчик-ас выбрал Владивосток – отправился в Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду. Главной причиной такого выбора была женитьба: по царским законам, младший офицер не мог жениться, не внеся обеспечения в размере пяти тысяч рублей, но на Сибирь этот закон не распространялся."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во Владивостоке внимание Петра привлёк аэростат - нижегородец предложил использовать его как наблюдательный пункт для корректирования артиллерийской стрельбы. Будущий лётчик добился, чтобы его временно прикомандировали к наблюдательной станции воздухоплавательного парка и не раз поднимался на аэростате. Но воздухоплавательную роту расформировали, и Нестерову пришлось вернуться в артиллеристскую бригаду."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1910 году из-за проблем со здоровьем Нестерова перевели на Кавказ. Перед этим он успел заехать в Нижний Новгород и там впервые увидел настоящий моторный аэроплан под управлением известного лётчика Уточкина."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Авиатор летал на «Фармане», делая поворот совершенно без крена. Каждый поворот аэроплана заставлял сжиматься моё сердце; я боялся, что аэроплан опрокинется. С этого дня я начал серьёзно изучать авиацию, вечерами по книгам, а днём — наблюдая за полетом птиц», - вспоминал потом Петр Николаевич."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Надо сказать, в начале ХХ века вся Российская империя живо интересовалась воздухоплаванием: в 1910 году в Одессе состоялся первый публичный полёт на аэроплане, совершённый русским пилотом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "За время своей учёбы Нестеров совершил 13-часовой учебный полёт на аэростате на высоте 3400 метров. В 1912 году Нестеров сдал экзамены на звания пилота-авиатора и военного летчика, и уже в сентябре того же года 25-летний поручик совершил первый самостоятельный полёт на самолёте."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первый таран в мировой войне"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В составе авиационного отряда Нестерова перевели из Петербурга в Варшаву, где он начал тренировочные полеты на боевых самолетах «Ньюпор». В августе 1913 года Петр Николаевич возглавил групповой перелёт в составе трёх машин по маршруту Киев - Остер - Козелец - Нежин - Киев с посадками на полевых аэродромах. При этом впервые в истории авиации во время перелёта проводилась киносъёмка. Позже Нестеров совершил ещё два дальних перелёта."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кстати, раньше лётчиком разрешалось поворачивать только «блинчиком», избегая крена. Однако Нестеров стал совершенствовать пилотирование, отработку крутых виражей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Он был уверен, что на самолёте можно сделать даже «мёртвую петлю». И смог доказать это в августе 1913 года. На самолете «Ньюпор IV» с двигателем «Гном» мощностью 70 лошадиных сил Пётр Николаевич поднялся на высоту 600 метров и на глазах зрителей впервые в мире выполнил «мёртвую петлю», которую впоследствии стали называть «петлёй Нестерова». Это стало мировой сенсацией."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1914 году Нестерова назначили начальником авиационного отряда. С началом Первой мировой войны он отбыл на Юго-Западный фронт, принимал участие в освобождении Львова. За время войны Пётр Николаевич выполнил 28 вылетов. Нестеров вёл воздушную разведку, выполнил одну из первых в России бомбардировок артиллерийскими снарядами. Причём сделал это так эффективно, что австрийское командование пообещало крупную денежную награду тому, кто собьёт аэроплан русского лётчика."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Таран П. Нестерова фото из ria.ru", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "5d737a6e18356172158b45bf.jpg", "filesize": 146647, "height": 465, "pic_id": 442327, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/23/5d737a6e18356172158b45bf.jpeg", "width": 827}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кстати, сам Нестеров считал, что пилоты могут вести воздушный бой тараном, причём машина противника должна быть сбита ударом сверху. И вот 8 сентября 1914 года около городка Жолква Нестеров на практике решил доказать свои идеи. Лётчик настиг в воздухе самолёт австрийцев «Альбатрос», который вёл воздушную разведку передвижения русских войск. Нестеров попытался ударить самолёт противника по крылу своим шасси, но, не рассчитав скорость, врезался винтом в крыло."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Оба самолета упали на землю, летчики погибли. Петру Николаевичу было всего 27 лет…"}], "attributes": []}], "selectedRange": [3402, 3403]}
Комментарии 6