23 фев 2023 · 06:34    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Человек и Природа фото из terra.ru", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "OoDntsiPU4k.jpg", "filesize": 174048, "height": 504, "pic_id": 441376, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/23/OoDntsiPU4k.jpeg", "width": 807}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Общество и Природа - одна из центральных проблем, от решения которой зависят ответы на вопросы о месте человека в мире, о границах и возможностях его свободного действия, о характере исторического процесса и др. Только отличая себя от природы как от «иного», человек может понять собственное своеобразие. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Концепции Природы"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По словам Н. Бердяева, «дух есть свобода, а не природа». Только рассматривая себя как порождение и продолжение природы или как ее антитезу, человек может решать вопросы возникновения человека, наделенного сознанием и волей; проблему периодизации истории; определить перспективы развития общества."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Концепции постиндустриального общества, идеи глобализации также связаны с определенным решением проблемы общества и природы. В современном массовом сознании, в социально-экологических утопиях, в экологических движениях современности природа представляется то «землей обетованной», «Новым Эдемом», то источником зла и хаоса."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Природа в широком смысле слова тождественна понятию Вселенной, даже понятию материального мира. Природа в ее целостности, бесконечности, вечности интересует человека в процессе решения общих онтологических и гносеологических проблем. В более узком смысле под природой понимается та ее часть, с которой человек вступает в непосредственное взаимодействие, которая является естественным условием его жизни, — биосфера."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Взаимодеиствие Человека и Природы"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Этапы взаимодействия общества и природы в целом определяются переворотами в производстве, в производительных силах общества. Выделяются три революционных переворота в производительных силах: «неолитическая революция», промышленная революция, научно-техническая революция."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первый этап начинается с появления человека разумного. Человек пока воздействует на природу. только самим фактом своего существования, живет охотой, рыболовством, собирательством. Это период «присваивающей» экономики, природа определяет все особенности жизни, естественная детерминация была преобладающей. От природных условий зависели и характер занятий членов общины, и темпы ее количественного роста, и необходимость миграции. Различие при-родных «стартовых» условий для разных народов на ранних стадиях истории обусловило многообразие исторического процесса, различия в судьбах народов, своеобразие национальных традиций."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Второй этап взаимодействия общества и природы начинается еще в первобытную эпоху и продолжается до возникновения буржуазных отношений. Исходный пункт начала этого этапа — возникновение земледелия и скотоводства. Осуществляется переход от присваивающей к производящей экономике. Человек начинает активно вмешиваться в природу, планировать результаты своей деятельности. Вместе с тем трудовая деятельность еще находится в непосредственной зависимости от природных условий: погоды, почвы, рельефа местности. Влияние человека на природу на этой стадии носило локальный характер. Уже на втором этапе взаимодействия общества и природы складываются противоречивые тенденции, которые выразились в возникновении двух типов общества — традиционных и техногенных. Для традиционных характерны медленные изменения производственной сферы, воспроизводящий, а не инновационный тип производства, устойчивость традиций, привычек, образа жизни, незыблемость социальной структуры. Мироотношение, сформировавшееся в рамках традиционных обществ, сохранилось и до наших дней, переплетаясь с иным типом взаимоотношений общества и природы, носителем которого является техногенное общество."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Расцвета этот последний тип достигает на третьем этапе взаимодействия, который начинается с промышленной революции XVIII в. в Англии, хотя принципы, характерные для техногенного общества, начали складываться гораздо раньше. Признание сверхприродной сущности человека в христианстве позволило говорить о возможности подчинения природы человеку. В христианстве зарождается и развивается идея непрерывного прогресса, совершенствования как принципа человеческой деятельности. Идеи преобразующей, конструктивной силы человеческой деятельности, аналогичной божественному творчеству, развивались в эпоху Ренессанса. Наконец, Декартово учение о двух субстанциях — мыслящей и протяженной — вело к упрочению взгляда на природу как на объект приложения человеческих усилий."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Техногенная цивилизация базируется на принципе активного отношения человека к миру. Природа — лишь арена деятельности человека, она не имеет самостоятельной ценности. Природа понимается как бездонная кладовая, чудесным образом созданная для человека, открытая его пониманию. Деятельность человека обеспечивает ему право на обладание преобразованными элементами природы как продуктами его труда. Человек — господин природы, и власть его расширяется до бесконечности. Для техногенной цивилизации характерны жажда новизны, постоянное нарушение равновесия между обществом и природой, «улучшение», «расширение», «углубление», «ускорение» воздействия на окружающую среду, понимание покорения природы как прогресса."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Новый, четвертый этап взаимоотношений общества и природы., начавшийся в XX в., знаменует попытку преодолеть противопоставление человека и общества природе, создать новую, невиданную доселе гармонию между ними, согласовать «стратегию природы» и «стратегию человека»."}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 1]}
Комментарии 10