3
Народный комиссар СССР Луначарский о городе Кронштадте 1920-х годов | Паблико

Народный комиссар СССР Луначарский о городе Кронштадте 1920-х годов


19 дек 2024 · 09:50    



А. Луначарский в Кронштадте, 1926 год. фото из ria.ru


В статье представлены воспоминания Народного комиссара просвещения СССР Анатолия Луначарского о посещении Кронштадта в 1926 году.

Нарком просвещения СССР Луначарский

В 1926 году поездка Луначарского в несколько северных городов задумывалась как инспекторская, для ознакомления с общим положением народного образования по всем его граням. Но различные, весьма важные работы заставили его откладывать отъезд со дня на день, и наконец, осталось так мало времени, что Луначарский решил ограничиться осмотром нескольких важнейших музеев и памятников старины - чтобы разобраться в возникающих вокруг них спорных вопросах. Но в то же время решил обязательно удержать из старого плана посещение Кронштадта, в котором не был 6 лет, и с которым были связано важные революционных воспоминания.

Луначарский писал о начале этой поездки так: «21 июня 1926 года я выехал на пароходе из Ленинграда. Какое удовольствие вдохнуть морской воздух! Море было спокойное и переезд прошел чрезвычайно быстро. Перед самым Кронштадтом поверхность моря изменилась, пошла какая-то необыкновенная мелкая рябь, по скользким покатым выпуклостям которой серый день давал тусклые отсветы. Кронштадт выплыл из моря. Его фабричные трубы и остроконечные башни застопорились в воде».



Пароходная пристань, Кронштадт 1920-е годы. фото из rg.ru



Кронштадт

Сам город Кронштадт, по мнению Луначарского, несколько опустел с 1920 года и его стены местами требовали ремонта, но средств у города понятно - было мало.

В этот же день, сразу после приезда Луначарский выступил в Гостинном дворе с большим докладом о советской культуре. Аудитория сплошь состояла из моряков, которые выслушали лекцию Луначарского с большим вниманием и наградили дружными аплодисментами и задали много вопросов. Частью это были такие вопросы - каких можно было ждать на любом собрании, а частью которые отражали особые условия и особенности военной жизни. Данные вопросы лишь подтвердили мнение Луначарского что далеко превосходящее десять тысяч чисто военное население Кронштадта действительно было поставлено в какие-то сверх спартанские условия...



Гостинный Двор, Кронштадт 1920-е годы. фото из ria.ru


На следующий день Луначарского ожидала поездка в форт «Зиновьев», дорога к которому вела через военное и гражданское кладбище - дальше которых гражданскому населению идти нельзя было. Поскольку там была уже запретная зона - форт, организованная оборона Ленинграда. После беседы с гарнизоном форта, Луначарский по их просьбе, написал пожелание. Вот оно: «желаю зорким стражам на подступах к колыбели революции - Ленинграду, быть мощными защитниками рабоче -крестьянской республики. Желаю им также учиться, и по выполнении военного долга понести как можно более света в деревню». И уже можно было сказать, что это желание, в сущности говоря, уже выполнялось в достаточной мере там, на песках, из которых вглядываются туманное Балтийское море советские часовые.



Крейсер "Аврора", Кронштадт 1926 год. фото из ria.ru


После беседы с гарнизоном форта, состоялось посещение чинившегося но имевшего на борту весь экипаж - крейсера «Аврора. Катер с Луначарским, имевший на себе флаг Совнаркома должен был пройти мимо нескольких судов различного типа. Повсюду команда выстроилась и громко отвечала на приветствие Народного комиссара просвещения СССР. Все это происходило, однако, при весьма неудобных обстоятельствах: дождь полил» как из ведра". Это, однако, не мешало импозантности картины.

Осмотр «Авроры» интересен. Хотя это крейсер, а не большой линейный корабль, но все же, нечто вроде целого городка. Тут было все необходимое для долгой жизни на борту: и библиотека, баня, и парикмахерская... Экипаж молодой, и молодость его тем более выразительна, что на борту имелось не мало учеников морского училища. Луначарский с большим удовольствием выступил на импровизированном митинге на борту «Авроры».

«Аврора»! Сколько в самом названии этого корабля символического и значительного. Ведь эта «Аврора» участвовала в нашей революционной заре самым активным и отчасти даже решающим образом. Ведь она является теперь участницей зари нового, могучего флота. Конечно, советские люди рады будут когда все военные флоты разоружаться и это - цель, но до тех пор нельзя не поставить иную веху выход во все моря и океаны советских судов под красным флагом, в особенности к тому времени, когда ближайшие и дальние советские друзья начнут потрясать ярмом капитализма и будут нуждаться часто в братской помощи.

Все мысли, высказанные в этом направлении, встречают энтузиастический прием и надолго раскатывается над морем дружное краснофлотское «ура».

В хорошо оборудованной школе рядовых специалистов работали слушатели морского училища, на лето переброшенные сюда и усердно копошащиеся вокруг станков, которых не хватало им в собственном учебном заведении.



Северные казармы, Кронштадт 1920-е годы. фото из rg.ru


Также состоялся визит в Дом Армии и Флота, тот самый, где Луначарский выступал в Кронштадте вместе с Раскольниковым и Рошалем в самом начале революции, когда Кронштадт был как бы «острием грядущего Октября». Все содержалось здесь в величайшем порядке.

Нижний этаж Дома Армии и Флота был занят очень хорошей библиотекой, вмещающей более ста тысяч томов, частью специально «морских», главным образом, общих. Это и была публичная библиотека Кронштадта. В городе (особенно зимой) отрезанном от мира, книга являлась, конечно, огромным другом жителя. Но библиотека не могла расти дальше, поскольку новые книги некуда было девать. Поэтому военно-морское ведомство требовало убрать эти книги в другое помещение.

А оно есть. В 50 шагах от Дома Армии и Флота стоит превосходное, изящное, почти совершенно достроенное здание. Это новая библиотека. 12 лет уже стоит она в таком виде, даже стекла вставлены, электричество проведено, потолки местами вылеплены и даже разрисованы, по нет полов. Здание совершенно жилое, конечно, с каждым годом подвергается и будет подвергаться порче и разрушению. Кронштадт пережил немало передряг, в недостроенную библиотеку уже ударило шальное ядро шального восстания.

Совершенно замечательно построено книгохранилище на 300000 книг. Оно нисколько не уступало по своему оборудованию книгохранилище московской библиотеки имени Ленина, на открытии которого Луначарский как раз присутствовал. Для того, чтобы это здание стало украшением Кронштадта, нужна была совсем небольшая сумма - приблизительно 50. 000 рублей. 



Нарвская площадь, Кронштадт 1920-е годы. фото из ria.ru


Был другой более сложный вопрос у Кронштадта... Город был лишен развлечений. Гражданское население 18 000 человек и едва ли не большее еще население военное теснилось в двух кино. Отсюда большая переполненность и неприглядная скука, нависающая над городом зимой. В один голос и заведующий кронштадтским политическим отделом и кронштадтский прокурор говорили что «краснофлотцам и специалистам некуда деваться. Мы осуждаем часто людей, совершенно ясно сознавая, что проступки их целиком вызываются отсутствием развлечений на острове».

Нужен был театр... Единственным театральным залом являлся большой зал Дома Армии и Флота, вмещающий всего человек 700. Во-первых, мало, а во-вторых, и этот зал нуждался в серьезной починке, потому, что без нее он мог развалиться. Артисты приезжали редко. Нужна была дотация - в Кронштадте жила публика неимущая, оплатить артистов не могла. «Сорабис» - шеф армии и флота, сначала принялся ретиво за свою в данном случае столь государственно необходимую помощь, а потом охладел... Боялся, что при том понимании режима экономии, в который многие ударились («все стоит денег и ничего нельзя делать даром»), краснофлотцы, береговая охрана и жители останутся вовсе без развлечении. Вот случай, где искусство, где художественные развлечения ставятся чуть не на ряду с хлебом. Голодает советский флот по искусству, в получасе пароходной езды переполненный искусством и развлечениями Ленинград. Этого никак нельзя терпеть, тут нужно что-нибудь сделать. Луначарский просил кронштадтских товарищей предоставить свои соображения по этому поводу и свою, конечно, возможную минимальную смету. 



Морской собор, Кронштадт 1920-е годы. фото из ria.ru


Когда-то царское правительство вместо театра подарило Кронштадту

- роскошный собор. И с собором этим в 1920-х годах не знали что делать. Кронштадтские передряги отразились и на нем. Во-первых, от грохота каких-то выстрелов в одном месте по стене побежали две трещины, во-вторых, собор плохо отапливается, и это разрушительно действует на него. Театр? Зал для собраний? Большое кино? Стоит такое огромное помещение, и ни с какой стороны к нему не подойдешь, только «церковные служители от времена до времени устраивают там свои спектакли для наиболее отсталой части населения». Краснофлотцы такие «спектакли» недолюбливают, да и репертуар у церкви, как известно, старенький, 

Между тем, собор надо было сохранить, хотя он не свидетельствовал об очень большом вкусе.

На знаменитой Якорной площади, где Луначарскому самому приходилось выступать перед многотысячными толпами - стоял памятник Макарову. Длиннобородый адмирал энергичным жестом указывал в пространство, его чугунное пальто колыхал куда-то вперед веселый морской ветер. «Как быть? - спросили моряки - иные говорят, что этот памятник надо снять. Но мы думаем, не стоит - ведь сам Макаров был сын боцмана, ученый, изобретатель, да и матросы его времени ничего плохого от него не видали. Пусть стоит?», «Конечно, пусть стоит», - ответил Луначарский.

Вечером в том же манеже, совершенно переполненном, Луначарский выступал перед партийной публикой с большим докладом о международном положении. Говорил два с половиной часа - внимание было огромное. Не часто сюда приезжают, не балуют кронштадтцев. Груда записок, на которые нет времени подробно ответить. Он взял десяток на удачу и ответил на ряд вопросов, свидетельствующих о высоком политическом и культурном уровне аудитории.

Назад в Ленинград Луначарский возвращался на катере, некоторые товарищи предупреждали его что укачает... Но нет, хотя море было и оживленнее, чем при приезде в Кронштадт. А за кормой бежала, словно дельфин, в парчевой ризе - волна. Серебро ее пены причудливо смешивается с золотом глядящего вслед заката. 

Катер проходил мимо нескольких русских и иностранных пароходов. На одном из них датская надпись: «Кайсери Дагмар». Какая же это императрица Дагмара? Такой в мире нет. Ага! Да водь это русская Мария Федоровна - «бессмертная кащеиха», проживающая в Копенгагене. Как же это корабль с таким именем появился в советских водах? Очевидно, в качестве символа, ибо корабль этот похож на старое корыто из заржавленного кровельного железа, можно сказать, своеобразный портрет своей «покровительницы». Дальше в глубь порта. Вот уже плывут мижо красивые дома набережной Ленинграда.



А. Луначарский в Кронштадте, 1926 год. фото из ria.ru


В статье представлены воспоминания Народного комиссара просвещения СССР Анатолия Луначарского о посещении Кронштадта в 1926 году.

Нарком просвещения СССР Луначарский

В 1926 году поездка Луначарского в несколько северных городов задумывалась как инспекторская, для ознакомления с общим положением народного образования по всем его граням. Но различные, весьма важные работы заставили его откладывать отъезд со дня на день, и наконец, осталось так мало времени, что Луначарский решил ограничиться осмотром нескольких важнейших музеев и памятников старины - чтобы разобраться в возникающих вокруг них спорных вопросах. Но в то же время решил обязательно удержать из старого плана посещение Кронштадта, в котором не был 6 лет, и с которым были связано важные революционных воспоминания.

Луначарский писал о начале этой поездки так: «21 июня 1926 года я выехал на пароходе из Ленинграда. Какое удовольствие вдохнуть морской воздух! Море было спокойное и переезд прошел чрезвычайно быстро. Перед самым Кронштадтом поверхность моря изменилась, пошла какая-то необыкновенная мелкая рябь, по скользким покатым выпуклостям которой серый день давал тусклые отсветы. Кронштадт выплыл из моря. Его фабричные трубы и остроконечные башни застопорились в воде».



Пароходная пристань, Кронштадт 1920-е годы. фото из rg.ru



Кронштадт

Сам город Кронштадт, по мнению Луначарского, несколько опустел с 1920 года и его стены местами требовали ремонта, но средств у города понятно - было мало.

В этот же день, сразу после приезда Луначарский выступил в Гостинном дворе с большим докладом о советской культуре. Аудитория сплошь состояла из моряков, которые выслушали лекцию Луначарского с большим вниманием и наградили дружными аплодисментами и задали много вопросов. Частью это были такие вопросы - каких можно было ждать на любом собрании, а частью которые отражали особые условия и особенности военной жизни. Данные вопросы лишь подтвердили мнение Луначарского что далеко превосходящее десять тысяч чисто военное население Кронштадта действительно было поставлено в какие-то сверх спартанские условия...



Гостинный Двор, Кронштадт 1920-е годы. фото из ria.ru


На следующий день Луначарского ожидала поездка в форт «Зиновьев», дорога к которому вела через военное и гражданское кладбище - дальше которых гражданскому населению идти нельзя было. Поскольку там была уже запретная зона - форт, организованная оборона Ленинграда. После беседы с гарнизоном форта, Луначарский по их просьбе, написал пожелание. Вот оно: «желаю зорким стражам на подступах к колыбели революции - Ленинграду, быть мощными защитниками рабоче -крестьянской республики. Желаю им также учиться, и по выполнении военного долга понести как можно более света в деревню». И уже можно было сказать, что это желание, в сущности говоря, уже выполнялось в достаточной мере там, на песках, из которых вглядываются туманное Балтийское море советские часовые.



Крейсер "Аврора", Кронштадт 1926 год. фото из ria.ru


После беседы с гарнизоном форта, состоялось посещение чинившегося но имевшего на борту весь экипаж - крейсера «Аврора. Катер с Луначарским, имевший на себе флаг Совнаркома должен был пройти мимо нескольких судов различного типа. Повсюду команда выстроилась и громко отвечала на приветствие Народного комиссара просвещения СССР. Все это происходило, однако, при весьма неудобных обстоятельствах: дождь полил» как из ведра". Это, однако, не мешало импозантности картины.

Осмотр «Авроры» интересен. Хотя это крейсер, а не большой линейный корабль, но все же, нечто вроде целого городка. Тут было все необходимое для долгой жизни на борту: и библиотека, баня, и парикмахерская... Экипаж молодой, и молодость его тем более выразительна, что на борту имелось не мало учеников морского училища. Луначарский с большим удовольствием выступил на импровизированном митинге на борту «Авроры».

«Аврора»! Сколько в самом названии этого корабля символического и значительного. Ведь эта «Аврора» участвовала в нашей революционной заре самым активным и отчасти даже решающим образом. Ведь она является теперь участницей зари нового, могучего флота. Конечно, советские люди рады будут когда все военные флоты разоружаться и это - цель, но до тех пор нельзя не поставить иную веху выход во все моря и океаны советских судов под красным флагом, в особенности к тому времени, когда ближайшие и дальние советские друзья начнут потрясать ярмом капитализма и будут нуждаться часто в братской помощи.

Все мысли, высказанные в этом направлении, встречают энтузиастический прием и надолго раскатывается над морем дружное краснофлотское «ура».

В хорошо оборудованной школе рядовых специалистов работали слушатели морского училища, на лето переброшенные сюда и усердно копошащиеся вокруг станков, которых не хватало им в собственном учебном заведении.



Северные казармы, Кронштадт 1920-е годы. фото из rg.ru


Также состоялся визит в Дом Армии и Флота, тот самый, где Луначарский выступал в Кронштадте вместе с Раскольниковым и Рошалем в самом начале революции, когда Кронштадт был как бы «острием грядущего Октября». Все содержалось здесь в величайшем порядке.

Нижний этаж Дома Армии и Флота был занят очень хорошей библиотекой, вмещающей более ста тысяч томов, частью специально «морских», главным образом, общих. Это и была публичная библиотека Кронштадта. В городе (особенно зимой) отрезанном от мира, книга являлась, конечно, огромным другом жителя. Но библиотека не могла расти дальше, поскольку новые книги некуда было девать. Поэтому военно-морское ведомство требовало убрать эти книги в другое помещение.

А оно есть. В 50 шагах от Дома Армии и Флота стоит превосходное, изящное, почти совершенно достроенное здание. Это новая библиотека. 12 лет уже стоит она в таком виде, даже стекла вставлены, электричество проведено, потолки местами вылеплены и даже разрисованы, по нет полов. Здание совершенно жилое, конечно, с каждым годом подвергается и будет подвергаться порче и разрушению. Кронштадт пережил немало передряг, в недостроенную библиотеку уже ударило шальное ядро шального восстания.

Совершенно замечательно построено книгохранилище на 300000 книг. Оно нисколько не уступало по своему оборудованию книгохранилище московской библиотеки имени Ленина, на открытии которого Луначарский как раз присутствовал. Для того, чтобы это здание стало украшением Кронштадта, нужна была совсем небольшая сумма - приблизительно 50. 000 рублей. 



Нарвская площадь, Кронштадт 1920-е годы. фото из ria.ru


Был другой более сложный вопрос у Кронштадта... Город был лишен развлечений. Гражданское население 18 000 человек и едва ли не большее еще население военное теснилось в двух кино. Отсюда большая переполненность и неприглядная скука, нависающая над городом зимой. В один голос и заведующий кронштадтским политическим отделом и кронштадтский прокурор говорили что «краснофлотцам и специалистам некуда деваться. Мы осуждаем часто людей, совершенно ясно сознавая, что проступки их целиком вызываются отсутствием развлечений на острове».

Нужен был театр... Единственным театральным залом являлся большой зал Дома Армии и Флота, вмещающий всего человек 700. Во-первых, мало, а во-вторых, и этот зал нуждался в серьезной починке, потому, что без нее он мог развалиться. Артисты приезжали редко. Нужна была дотация - в Кронштадте жила публика неимущая, оплатить артистов не могла. «Сорабис» - шеф армии и флота, сначала принялся ретиво за свою в данном случае столь государственно необходимую помощь, а потом охладел... Боялся, что при том понимании режима экономии, в который многие ударились («все стоит денег и ничего нельзя делать даром»), краснофлотцы, береговая охрана и жители останутся вовсе без развлечении. Вот случай, где искусство, где художественные развлечения ставятся чуть не на ряду с хлебом. Голодает советский флот по искусству, в получасе пароходной езды переполненный искусством и развлечениями Ленинград. Этого никак нельзя терпеть, тут нужно что-нибудь сделать. Луначарский просил кронштадтских товарищей предоставить свои соображения по этому поводу и свою, конечно, возможную минимальную смету. 



Морской собор, Кронштадт 1920-е годы. фото из ria.ru


Когда-то царское правительство вместо театра подарило Кронштадту

- роскошный собор. И с собором этим в 1920-х годах не знали что делать. Кронштадтские передряги отразились и на нем. Во-первых, от грохота каких-то выстрелов в одном месте по стене побежали две трещины, во-вторых, собор плохо отапливается, и это разрушительно действует на него. Театр? Зал для собраний? Большое кино? Стоит такое огромное помещение, и ни с какой стороны к нему не подойдешь, только «церковные служители от времена до времени устраивают там свои спектакли для наиболее отсталой части населения». Краснофлотцы такие «спектакли» недолюбливают, да и репертуар у церкви, как известно, старенький, 

Между тем, собор надо было сохранить, хотя он не свидетельствовал об очень большом вкусе.

На знаменитой Якорной площади, где Луначарскому самому приходилось выступать перед многотысячными толпами - стоял памятник Макарову. Длиннобородый адмирал энергичным жестом указывал в пространство, его чугунное пальто колыхал куда-то вперед веселый морской ветер. «Как быть? - спросили моряки - иные говорят, что этот памятник надо снять. Но мы думаем, не стоит - ведь сам Макаров был сын боцмана, ученый, изобретатель, да и матросы его времени ничего плохого от него не видали. Пусть стоит?», «Конечно, пусть стоит», - ответил Луначарский.

Вечером в том же манеже, совершенно переполненном, Луначарский выступал перед партийной публикой с большим докладом о международном положении. Говорил два с половиной часа - внимание было огромное. Не часто сюда приезжают, не балуют кронштадтцев. Груда записок, на которые нет времени подробно ответить. Он взял десяток на удачу и ответил на ряд вопросов, свидетельствующих о высоком политическом и культурном уровне аудитории.

Назад в Ленинград Луначарский возвращался на катере, некоторые товарищи предупреждали его что укачает... Но нет, хотя море было и оживленнее, чем при приезде в Кронштадт. А за кормой бежала, словно дельфин, в парчевой ризе - волна. Серебро ее пены причудливо смешивается с золотом глядящего вслед заката. 

Катер проходил мимо нескольких русских и иностранных пароходов. На одном из них датская надпись: «Кайсери Дагмар». Какая же это императрица Дагмара? Такой в мире нет. Ага! Да водь это русская Мария Федоровна - «бессмертная кащеиха», проживающая в Копенгагене. Как же это корабль с таким именем появился в советских водах? Очевидно, в качестве символа, ибо корабль этот похож на старое корыто из заржавленного кровельного железа, можно сказать, своеобразный портрет своей «покровительницы». Дальше в глубь порта. Вот уже плывут мижо красивые дома набережной Ленинграда.

Читайте также

Комментарии 4

Войдите для комментирования
■ id12472 20 дек 2024 в 09:16
История России-
■ Читатель 20 дек 2024 в 07:09
Известный город!
Очень интересно, спасибо!
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ