3
"Греческое" и "Римское" в творчестве Плутарха | Паблико

"Греческое" и "Римское" в творчестве Плутарха


21 сен 2023 · 09:25    



Плутарх фото из rg.ru


 В статье вспомним и поговорим о творчестве древнегреческого писателя и философа, общественного деятеля римской эпохи - Плутарха.

Сопоставление «греческого» и «римского» ― это, собственно, одна из основных задач «Сравнительных жизнеописаний». Однако впрямую эта тема рассматривается редко (возможно, в силу кажущейся очевидности), а если она все-таки затрагивается, то чаще всего в ракурсе «Рим у Плутарха» (с рассуждениями о знакомстве Плутарха с латынью, рассмотрением его гражданской службы и ― совсем редко ― упоминанием его полного «римского имени: Lucius Mestrius Plutarchus. 

Историко-литературный контекст творчества Плутарха позволяет рассмотреть тему «греческого» и «римского» в «Сравнительных жизнеописаниях» и с точки зрения предшествующей литературной традиции, однако в рамках данной работы мы рассматриваем тему именно в аспекте «внешнего» восприятия Плутархом греческой и римской культуры. Отношение Плутарха к Риму демонстрируется уже в первом из дошедших до нас произведений автора ― «Об удаче римлян» (Περί τῆς Ρωμαίων τύχης). 

Эта работа, написанная в первой половине 60-х годов I века, представляет собой, по-видимому, ученическую декламацию на довольно популярную тему и важна именно потому, что формирует ту систему взглядов и подходов во взаимоотношениях Греции и Рима, которая найдет потом отражение в «Римских вопросах» и в отдельных биографиях «Сравнительных жизнеописаний». Плутарх соединяет здесь греческую концепцию Удачи, способствовавшей взлету Рима, с римской концепцией Доблести.

При этом он не противопоставляет греческую и римскую традиции, показывая, что поклонение Удаче свойственно римлянам не меньше, чем грекам (заметим, что некоторые примеры Удачи будут потом подвергнуты критике ― например, содействие Нуме нимфы Эгерии в соответствующей биографии («Нума» 8) Плутарх представляет не как свидетельство Удачи, а как умелую интригу 27 героя); в целом цитаты из греческих авторов, привлеченные в рассказ о римском герое, сопоставление греческих и римских именований богов, понятий и явлений, перечисление (без различений) греческих и римских традиций создают впечатление о греко-римской культуре как цельном и неделимом континууме. 

Плутарх не поддерживает филэллинство эпохи Антонинов декларативным превосходством греческой культуры и традиций над римскими ― возможно, потому, что в его эпоху границы «греческого» уже размыты и большинство писателей и риторов позднего эллинизма происходят из восточных провинций (Дион Хризостом и Дион Кассий ― из Вифинии, Элий Аристид ― из Мисии, Аппиан, Полидевк и Афиней ― из Египта) и по этническому происхождению не являются «эллинами» даже в расширенном понимании эллинистической эпохи (например, кельт Фаворин и сириец Лукиан). 

Лояльное отношение Плутарха к Риму ― общеизвестный факт, он говорит о римских традициях «с такой охотой, как едва ли кто-нибудь из греческих авторов его эпохи». Этот изначальный баланс «греческого» и «римского» ― одно из проявлений уравновешенного отношения к миру, в целом свойственного мировоззрению Плутарха. В «Сравнительных жизнеописаниях» картина предстает более сложной. Цель этой работы (точнее, работ ― хронология и соотнесенность отдельных биографий остаются предметом дискуссий) можно сформулировать как сравнение двух культур через их ключевые фигуры. 

При кажущейся простоте задачи ее реализация демонстрирует нам сложную систему взглядов и представлений, что объясняется и объемом текста, и длительным временем создания, и, в не меньшей мере ― самим методом автора: Плутарх очевидно приспосабливает принцип изложения к личности героя. В концепции Βίοι παράλληλοι пары героев дополняют друг друга или противопоставляются ― в том числе на основании культурных различий. Плутарх показывает либо сходные доблести в различных исторических обстоятельствах, либо сходство судеб при различиях в характере. 

При этом положительно оцениваемые характеры и поступки ― греческие или римские ― всегда схожи, а вот критический подход выделяет индивидуальность. Интересно, что эксплицитно «отрицательная» пара (Деметрий» 1) ― Деметрий и Антоний ― одновременно не соответствует дихотомии «греческое» / «римское»: история Деметрия названа «македонской драмой», а судьба Антония, «драма», заявленная как «римская» («Διηγωνισμένου δὲ τοῦ Μακεδονικοῦ δράματος, ὥρα τὸ ῾Ρωμαϊκὸν ἐπεισαγαγεῖν», «После того, как разыграна македонская драма, пора начинать римскую», «Деметрий» 53), разворачивается в декорациях эллинистического Египта, и тиранические наклонности героя, как и его «восточные» привычки, создают впечатление его отчуждения от римских доблестей. 

Заметим, что деление на «греков» и «римлян» не обязательно рассматривать антитетически: классическое деление на «эллинов» и «варваров» перестало быть актуальным в эпоху господства Рима; вдобавок оно было осложнено концепцией происхождения римлян от троянцев и особой ролью Македонии. 



Плутарх фото из rg.ru


 В статье вспомним и поговорим о творчестве древнегреческого писателя и философа, общественного деятеля римской эпохи - Плутарха.

Сопоставление «греческого» и «римского» ― это, собственно, одна из основных задач «Сравнительных жизнеописаний». Однако впрямую эта тема рассматривается редко (возможно, в силу кажущейся очевидности), а если она все-таки затрагивается, то чаще всего в ракурсе «Рим у Плутарха» (с рассуждениями о знакомстве Плутарха с латынью, рассмотрением его гражданской службы и ― совсем редко ― упоминанием его полного «римского имени: Lucius Mestrius Plutarchus. 

Историко-литературный контекст творчества Плутарха позволяет рассмотреть тему «греческого» и «римского» в «Сравнительных жизнеописаниях» и с точки зрения предшествующей литературной традиции, однако в рамках данной работы мы рассматриваем тему именно в аспекте «внешнего» восприятия Плутархом греческой и римской культуры. Отношение Плутарха к Риму демонстрируется уже в первом из дошедших до нас произведений автора ― «Об удаче римлян» (Περί τῆς Ρωμαίων τύχης). 

Эта работа, написанная в первой половине 60-х годов I века, представляет собой, по-видимому, ученическую декламацию на довольно популярную тему и важна именно потому, что формирует ту систему взглядов и подходов во взаимоотношениях Греции и Рима, которая найдет потом отражение в «Римских вопросах» и в отдельных биографиях «Сравнительных жизнеописаний». Плутарх соединяет здесь греческую концепцию Удачи, способствовавшей взлету Рима, с римской концепцией Доблести.

При этом он не противопоставляет греческую и римскую традиции, показывая, что поклонение Удаче свойственно римлянам не меньше, чем грекам (заметим, что некоторые примеры Удачи будут потом подвергнуты критике ― например, содействие Нуме нимфы Эгерии в соответствующей биографии («Нума» 8) Плутарх представляет не как свидетельство Удачи, а как умелую интригу 27 героя); в целом цитаты из греческих авторов, привлеченные в рассказ о римском герое, сопоставление греческих и римских именований богов, понятий и явлений, перечисление (без различений) греческих и римских традиций создают впечатление о греко-римской культуре как цельном и неделимом континууме. 

Плутарх не поддерживает филэллинство эпохи Антонинов декларативным превосходством греческой культуры и традиций над римскими ― возможно, потому, что в его эпоху границы «греческого» уже размыты и большинство писателей и риторов позднего эллинизма происходят из восточных провинций (Дион Хризостом и Дион Кассий ― из Вифинии, Элий Аристид ― из Мисии, Аппиан, Полидевк и Афиней ― из Египта) и по этническому происхождению не являются «эллинами» даже в расширенном понимании эллинистической эпохи (например, кельт Фаворин и сириец Лукиан). 

Лояльное отношение Плутарха к Риму ― общеизвестный факт, он говорит о римских традициях «с такой охотой, как едва ли кто-нибудь из греческих авторов его эпохи». Этот изначальный баланс «греческого» и «римского» ― одно из проявлений уравновешенного отношения к миру, в целом свойственного мировоззрению Плутарха. В «Сравнительных жизнеописаниях» картина предстает более сложной. Цель этой работы (точнее, работ ― хронология и соотнесенность отдельных биографий остаются предметом дискуссий) можно сформулировать как сравнение двух культур через их ключевые фигуры. 

При кажущейся простоте задачи ее реализация демонстрирует нам сложную систему взглядов и представлений, что объясняется и объемом текста, и длительным временем создания, и, в не меньшей мере ― самим методом автора: Плутарх очевидно приспосабливает принцип изложения к личности героя. В концепции Βίοι παράλληλοι пары героев дополняют друг друга или противопоставляются ― в том числе на основании культурных различий. Плутарх показывает либо сходные доблести в различных исторических обстоятельствах, либо сходство судеб при различиях в характере. 

При этом положительно оцениваемые характеры и поступки ― греческие или римские ― всегда схожи, а вот критический подход выделяет индивидуальность. Интересно, что эксплицитно «отрицательная» пара (Деметрий» 1) ― Деметрий и Антоний ― одновременно не соответствует дихотомии «греческое» / «римское»: история Деметрия названа «македонской драмой», а судьба Антония, «драма», заявленная как «римская» («Διηγωνισμένου δὲ τοῦ Μακεδονικοῦ δράματος, ὥρα τὸ ῾Ρωμαϊκὸν ἐπεισαγαγεῖν», «После того, как разыграна македонская драма, пора начинать римскую», «Деметрий» 53), разворачивается в декорациях эллинистического Египта, и тиранические наклонности героя, как и его «восточные» привычки, создают впечатление его отчуждения от римских доблестей. 

Заметим, что деление на «греков» и «римлян» не обязательно рассматривать антитетически: классическое деление на «эллинов» и «варваров» перестало быть актуальным в эпоху господства Рима; вдобавок оно было осложнено концепцией происхождения римлян от троянцев и особой ролью Македонии. 

Читайте также

Комментарии 15

Войдите для комментирования
■ ТАЙНЫ ИСТОРИИ 21 сен 2023 в 19:38
интересная история
■ Читатель 21 сен 2023 в 15:17
Философия - главная дисциплина человеческой науки.
■ id12472 21 сен 2023 в 16:02
Психология в принципе тоже важная наука
■ Читатель 22 сен 2023 в 15:20
В принципе, все науки важны.
■ Читатель 21 сен 2023 в 15:16
Плутарх -известное имя Древнего Мира.
■ id11725 22 сен 2023 в 16:50
Одно из многих
■ id12472 21 сен 2023 в 16:00
Известный философ и учёный как никак!
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ