3
Герман Кайзерлинг - обличитель капиталистической культуры | Паблико

Герман Кайзерлинг - обличитель капиталистической культуры


23 июл 2023 · 09:26    



Герман Кайзерлинг фото из rg.ru


Считаем нужным сразу отметить, что многие российские авторитетные «учёные мужи» - литераторы, историки и философы отмечают что герой о котором говориться в данной статье, в настоящее время практически не известен широкому кругу людей в России. Данная ситуация является следствием отсутствия общедоступной работы об этом писателе в мире, в том числе в родной для его творчества Германии…

Потомок дворянского рода

Наш герой являлся потомком старинного дворянского рода, одна из ветвей которого с совсем давних времён укоренилась на берегах Балтики в процессе их завоевании рыцарями Тевтонского ордена и последующей германизации и родился в конце девятнадцатого века на территории Эстляндской губернии Российской империи. И абсолютно точно можно отметить, что Герман Кайзерлинг имеет определенные права на внимание современных читателей, поскольку был яркой личностью и «не типичным героем своего времени».

И отмечали современники что таких как он мало осталось в Европе в начале ХХ века, поскольку Кайзерлинг являлся вдохновенный публицистом с поэтическим лирическим уклоном, со стремлением к основным философским проблемам и пророческим темпераментом. Человек старой Германии – до Бисмарка: воспитывавшийся на заветах Гёте, влюбленный в «восторг чистой мысли», плененный фантастикой умозрительных дедукций, и являвшийся «лишним» для Европы – преклонявшейся перед «песней доллара», волшебством джазбанда и философией «агрессивного кулака».

Критик капитализма

И эту Европу не принимает Герман Кайзерлинг и бежит от неё к «истокам древней мудрости» - в долины Ганга и Инда. О своем путешествии по Востоку и Индии наш герой написал важную и волнующую книгу «Путевой дневник философа», которую очень сильно оценила идеалистически настроенная послевоенная немецкая молодежь и даже гордилась ей как свидетельством того, что не вся германская культура исчезла в результате Первой Мировой войны.

По воспоминаниям многих современников данное произведение было несколько наивным, с определенным благородством тона и туманностью мысли, но несмотря на все указанное, очень сильно волновала читателей неподдельным пафосом обличения капиталистической культуры. Той самой культуры очень сильно нелюбимой писателем и философом Кайзерлингом –горячей нелюбовью сатирика, и была значительна его книга как документ эпохи.

И несомненно любого крупного капиталиста и политика Кайзерлинг считал варварской и разрушительной силой приближающей момент социальных потрясении. «Подобно тому, как Германская империя с 1890 года делала всё возможное чтобы приблизить час своей гибели-так же торопит этот час вся современная цивилизация». По мнению Кайзерлинга, современную цивилизацию совершенно точно характеризовал тип «шофёра-техницизированного дикаря», стандартный тип современного общества.

Новый тип общества Кайзерлинг видел в Советском Союзе, но путь большевизма – революция и рабочая диктатура были ему чужды и непонятны. Ему был ближе своеобразный «воссоздающий мир, осуществленный «интеллектуальной аристократией» ведущей массы и индивидуальная культура как единственный путь поднятия культуры масс».

Подводя итоги, отметим что после знакомства с биографией и творчеством Германа Кайзерлинга, читатели начинают в нём видеть не просто писателя и профессора, но и ещё серьезного мыслителя, идеалиста и «чуть-чуть пророка, думающего о совершенствовании человека..».



Герман Кайзерлинг фото из rg.ru


Считаем нужным сразу отметить, что многие российские авторитетные «учёные мужи» - литераторы, историки и философы отмечают что герой о котором говориться в данной статье, в настоящее время практически не известен широкому кругу людей в России. Данная ситуация является следствием отсутствия общедоступной работы об этом писателе в мире, в том числе в родной для его творчества Германии…

Потомок дворянского рода

Наш герой являлся потомком старинного дворянского рода, одна из ветвей которого с совсем давних времён укоренилась на берегах Балтики в процессе их завоевании рыцарями Тевтонского ордена и последующей германизации и родился в конце девятнадцатого века на территории Эстляндской губернии Российской империи. И абсолютно точно можно отметить, что Герман Кайзерлинг имеет определенные права на внимание современных читателей, поскольку был яркой личностью и «не типичным героем своего времени».

И отмечали современники что таких как он мало осталось в Европе в начале ХХ века, поскольку Кайзерлинг являлся вдохновенный публицистом с поэтическим лирическим уклоном, со стремлением к основным философским проблемам и пророческим темпераментом. Человек старой Германии – до Бисмарка: воспитывавшийся на заветах Гёте, влюбленный в «восторг чистой мысли», плененный фантастикой умозрительных дедукций, и являвшийся «лишним» для Европы – преклонявшейся перед «песней доллара», волшебством джазбанда и философией «агрессивного кулака».

Критик капитализма

И эту Европу не принимает Герман Кайзерлинг и бежит от неё к «истокам древней мудрости» - в долины Ганга и Инда. О своем путешествии по Востоку и Индии наш герой написал важную и волнующую книгу «Путевой дневник философа», которую очень сильно оценила идеалистически настроенная послевоенная немецкая молодежь и даже гордилась ей как свидетельством того, что не вся германская культура исчезла в результате Первой Мировой войны.

По воспоминаниям многих современников данное произведение было несколько наивным, с определенным благородством тона и туманностью мысли, но несмотря на все указанное, очень сильно волновала читателей неподдельным пафосом обличения капиталистической культуры. Той самой культуры очень сильно нелюбимой писателем и философом Кайзерлингом –горячей нелюбовью сатирика, и была значительна его книга как документ эпохи.

И несомненно любого крупного капиталиста и политика Кайзерлинг считал варварской и разрушительной силой приближающей момент социальных потрясении. «Подобно тому, как Германская империя с 1890 года делала всё возможное чтобы приблизить час своей гибели-так же торопит этот час вся современная цивилизация». По мнению Кайзерлинга, современную цивилизацию совершенно точно характеризовал тип «шофёра-техницизированного дикаря», стандартный тип современного общества.

Новый тип общества Кайзерлинг видел в Советском Союзе, но путь большевизма – революция и рабочая диктатура были ему чужды и непонятны. Ему был ближе своеобразный «воссоздающий мир, осуществленный «интеллектуальной аристократией» ведущей массы и индивидуальная культура как единственный путь поднятия культуры масс».

Подводя итоги, отметим что после знакомства с биографией и творчеством Германа Кайзерлинга, читатели начинают в нём видеть не просто писателя и профессора, но и ещё серьезного мыслителя, идеалиста и «чуть-чуть пророка, думающего о совершенствовании человека..».

Читайте также

Комментарии 9

Войдите для комментирования
■ ТАЙНЫ ИСТОРИИ 18 авг 2023 в 13:17
интересно
■ Мур - Мяу 23 июл 2023 в 14:59
Интересно 👍
■ id12472 23 июл 2023 в 12:56
Скажем честно, таких людей как Кайзерлинг в 1920-х годах было много. Просто он -один из немногих, кто выразил свои взгляды в творчестве.
■ id11725 23 июл 2023 в 15:06
Надо отдать ему должное-он выражал не популярное мнение, за которое мог пострадать.
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ