Владимир Ленин-главный борец с бюрократией фото из rg.ru
В статье рассмотрим деятельность советской власти по борьбе с бюрократией и её результаты.
Бюрократия-вина государственных управленцев
Как достоверно известно, глобальная победа над бюрократизмом, присущим организации управления царской России, являлась главной из задач, которую намеревались решить большевистская власть, путем реорганизации «государственной машины», которая должна была привести к ликвидации эксплуатации и угнетения большинства населения страны и к уничтожению бюрократии и бюрократизма.
Однако реальность оказалась иной. Халатность, некомпетентность, бумажная волокита, злоупотребления по должности, отчуждение чиновников от масс и прочие бюрократические явления стали неизменными спутниками нового управленческого аппарата фактически с первых дней и недель его существования как в центре, так и на местах.
«Порядок или, вернее, беспорядок такой же, как и раньше, но без присущей прежнему режиму деловитости и определенности (даже в необходимых смазках); новые чины ничего не понимают в своем деле, но строго соблюдают все внешние формы, что еще более затягивает всю процедуру их делопроизводства. Всюду надписи, “просят не оскорблять швейцаров и курьеров предложением чаевых”, но берут так же, как и прежде», - записал барон А. Будберг в петроградском дневнике 9 января 1918 года.
Новая власть практически сразу признала не только наличие, но и массовый характер бюрократизма. О причинах его появления говорили на митингах и совещаниях, писали в газетах и нормативных документах. В кратком виде эти причины были сформулированы в программе большевистской партии, принятой на VIII съезде РКП (б) в марте 1919 года. Бюрократизм объяснялся недостаточно высоким культурным уровнем «широких масс», отсутствием необходимых навыков «у выдвигаемых на ответственные посты работников», спешным привлечением специалистов старой школы и отвлечением самого развитого слоя городских рабочих на военную работу.
Виноватой оказывалась не система власти, а представители двух категорий управленцев: старых, зараженных бюрократизмом чиновников и неопытных, не обладавших достаточным уровнем культуры кадров из «широких масс». Но во власти находилась еще одна группа: профессиональные революционеры. Они занимали «промежуточное» положение между первыми двумя категориями. Большинство из революционеров-подпольщиков составляли образованные люди, которые, однако, не имели административного опыта работы при прежнем режиме.
Конечно, по сравнению с первыми двумя группами старая партийная гвардия количественно была невелика, но большинство ее представителей занимало ключевые, ответственные посты как в государственных, так и партийных органах и оказывало реальное влияние на действия власти и управления. То, что о них не упоминалось при анализе причин бюрократизма в советском обществе, могло означать одно: эта категория представляла собой образец управленцев, к которому надо было стремиться.
Борьба с бюрократизмом
Определив главные причины бюрократизма, делегаты VIII съезда наметили пути преодоления этого зла. Предлагалось привлекать «каждого члена Совета к выполнению определенной работы по управлению государством» и производить «последовательную смену этих работ с тем, чтобы они постепенно охватывали все отрасли управления», а также постепенно вовлекать все трудящееся население поголовно в работу по управлению государством.
Последняя мера, по сути дела, перекликалась с идеей В. И. Ленина, о которой мы уже упоминали: «чтобы все на время становились “бюрократами” и чтобы поэтому ни кто не мог стать бюрократом». Парадокс, на который, кажется, историки не обратили внимания, заключался в том, что на этом же съезде Ленин признал: Советы из органов «управления через трудящихся» превратились в органы управления «для трудящихся через передовой слой пролетариата», и тем самым отказал в праве всему трудящемуся населению принять участие в управлении государством.
В любом случае намеченные в программе меры не могли быть реализованы достаточно быстро. Пока же власть боролась с бюрократизмом иными способами. В первые месяцы Советской власти преобладали методы агитационного характера, однако с весны 1918 года «в бой» вступило и законодательство. 8 мая 1918 года Совнарком принял декрет о взяточничестве, определявший наказание для недобросовестных чиновников лишением свободы сроком до пяти лет.
За ним в течение гражданской войны последовали постановление Совета обороны от 8 декабря 1918 года о борьбе с областничеством и канцелярской волокитой, 10 декрет Совнаркома от 30 декабря 1919 года «Об устранении волокиты». Аналогичные распоряжения принимались на местном и ведомственном уровнях. В соответствии с выявленными причинами бюрократизма эти законы и постановления были направлены на наказание нерадивых чиновников.
Для ослабления бюрократизма в ближайшее время предпринимались и иные шаги: проводились кампании по сокращению штатов отдельных учреждений, вводились правила, упрощающие канцелярскую переписку, усиливалась работа контролирующих органов. Но их деятельность в лучшем случае приносила кратковременный эффект. Так, с весны 1919 года при Петроградском отделении государственного контроля активно работала комиссия по сокращению штатов. Однако уже в 1920 года численность служащих (в процентном отношении ко всему населению города) не уменьшилась, а увеличилась, по сравнению с 1919 годом
Однако ни законодательные, ни административные меры не привели к искоренению бюрократизма в годы гражданской войны. Новая экономическая политика тоже не внесла особых улучшений в эту ситуацию. Бюрократизм оставался неотъемлемой характеристикой аппарата власти и управления и по-прежнему вызывал недовольство в обществе.
Кардинального улучшения, увы, не произошло, и борьба с бюрократизмом плавно перетекла в следующее десятилетие.
Подводя итоги рассматриваемого вопроса отметим, что анализируя причины появления советского бюрократизма, советские историки, вслед за современниками, говорили о двух главных факторах: о влиянии старого чиновничества, принесшего характерный для дореволюционного государственного аппарата бюрократизм в новые структуры, и о низком культурном уровне новых управленцев.
Безусловно, эти факторы накладывали свой отпечаток на деятельность органов власти и управления. Однако с течением времени они неизбежно должны были ослабевать и в конце концов исчезнуть, ибо старые чиновники по разным причинам уходили из управленческих структур, а новые поколения управленцев уже обладали знаниями и достаточной квалификацией.
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Владимир Ленин-главный борец с бюрократией фото из rg.ru", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "24324324.png", "filesize": 96699, "height": 619, "pic_id": 468349, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/11/24324324.jpeg", "width": 523}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "В статье рассмотрим деятельность советской власти по борьбе с бюрократией и её результаты."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бюрократия-вина государственных управленцев"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как достоверно известно, глобальная победа над бюрократизмом, присущим организации управления царской России, являлась главной из задач, которую намеревались решить большевистская власть, путем реорганизации «государственной машины», которая должна была привести к ликвидации эксплуатации и угнетения большинства населения страны и к уничтожению бюрократии и бюрократизма. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако реальность оказалась иной. Халатность, некомпетентность, бумажная волокита, злоупотребления по должности, отчуждение чиновников от масс и прочие бюрократические явления стали неизменными спутниками нового управленческого аппарата фактически с первых дней и недель его существования как в центре, так и на местах. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Порядок или, вернее, беспорядок такой же, как и раньше, но без присущей прежнему режиму деловитости и определенности (даже в необходимых смазках); новые чины ничего не понимают в своем деле, но строго соблюдают все внешние формы, что еще более затягивает всю процедуру их делопроизводства. Всюду надписи, “просят не оскорблять швейцаров и курьеров предложением чаевых”, но берут так же, как и прежде», - записал барон А. Будберг в петроградском дневнике 9 января 1918 года. "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Новая власть практически сразу признала не только наличие, но и массовый характер бюрократизма. О причинах его появления говорили на митингах и совещаниях, писали в газетах и нормативных документах. В кратком виде эти причины были сформулированы в программе большевистской партии, принятой на VIII съезде РКП (б) в марте 1919 года. Бюрократизм объяснялся недостаточно высоким культурным уровнем «широких масс», отсутствием необходимых навыков «у выдвигаемых на ответственные посты работников», спешным привлечением специалистов старой школы и отвлечением самого развитого слоя городских рабочих на военную работу. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Виноватой оказывалась не система власти, а представители двух категорий управленцев: старых, зараженных бюрократизмом чиновников и неопытных, не обладавших достаточным уровнем культуры кадров из «широких масс». Но во власти находилась еще одна группа: профессиональные революционеры. Они занимали «промежуточное» положение между первыми двумя категориями. Большинство из революционеров-подпольщиков составляли образованные люди, которые, однако, не имели административного опыта работы при прежнем режиме."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Конечно, по сравнению с первыми двумя группами старая партийная гвардия количественно была невелика, но большинство ее представителей занимало ключевые, ответственные посты как в государственных, так и партийных органах и оказывало реальное влияние на действия власти и управления. То, что о них не упоминалось при анализе причин бюрократизма в советском обществе, могло означать одно: эта категория представляла собой образец управленцев, к которому надо было стремиться. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Борьба с бюрократизмом"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Определив главные причины бюрократизма, делегаты VIII съезда наметили пути преодоления этого зла. Предлагалось привлекать «каждого члена Совета к выполнению определенной работы по управлению государством» и производить «последовательную смену этих работ с тем, чтобы они постепенно охватывали все отрасли управления», а также постепенно вовлекать все трудящееся население поголовно в работу по управлению государством."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Последняя мера, по сути дела, перекликалась с идеей В. И. Ленина, о которой мы уже упоминали: «чтобы все на время становились “бюрократами” и чтобы поэтому ни кто не мог стать бюрократом». Парадокс, на который, кажется, историки не обратили внимания, заключался в том, что на этом же съезде Ленин признал: Советы из органов «управления через трудящихся» превратились в органы управления «для трудящихся через передовой слой пролетариата», и тем самым отказал в праве всему трудящемуся населению принять участие в управлении государством. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В любом случае намеченные в программе меры не могли быть реализованы достаточно быстро. Пока же власть боролась с бюрократизмом иными способами. В первые месяцы Советской власти преобладали методы агитационного характера, однако с весны 1918 года «в бой» вступило и законодательство. 8 мая 1918 года Совнарком принял декрет о взяточничестве, определявший наказание для недобросовестных чиновников лишением свободы сроком до пяти лет. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "За ним в течение гражданской войны последовали постановление Совета обороны от 8 декабря 1918 года о борьбе с областничеством и канцелярской волокитой, 10 декрет Совнаркома от 30 декабря 1919 года «Об устранении волокиты». Аналогичные распоряжения принимались на местном и ведомственном уровнях. В соответствии с выявленными причинами бюрократизма эти законы и постановления были направлены на наказание нерадивых чиновников. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для ослабления бюрократизма в ближайшее время предпринимались и иные шаги: проводились кампании по сокращению штатов отдельных учреждений, вводились правила, упрощающие канцелярскую переписку, усиливалась работа контролирующих органов. Но их деятельность в лучшем случае приносила кратковременный эффект. Так, с весны 1919 года при Петроградском отделении государственного контроля активно работала комиссия по сокращению штатов. Однако уже в 1920 года численность служащих (в процентном отношении ко всему населению города) не уменьшилась, а увеличилась, по сравнению с 1919 годом "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако ни законодательные, ни административные меры не привели к искоренению бюрократизма в годы гражданской войны. Новая экономическая политика тоже не внесла особых улучшений в эту ситуацию. Бюрократизм оставался неотъемлемой характеристикой аппарата власти и управления и по-прежнему вызывал недовольство в обществе. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кардинального улучшения, увы, не произошло, и борьба с бюрократизмом плавно перетекла в следующее десятилетие. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Подводя итоги рассматриваемого вопроса отметим, что анализируя причины появления советского бюрократизма, советские историки, вслед за современниками, говорили о двух главных факторах: о влиянии старого чиновничества, принесшего характерный для дореволюционного государственного аппарата бюрократизм в новые структуры, и о низком культурном уровне новых управленцев. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Безусловно, эти факторы накладывали свой отпечаток на деятельность органов власти и управления. Однако с течением времени они неизбежно должны были ослабевать и в конце концов исчезнуть, ибо старые чиновники по разным причинам уходили из управленческих структур, а новые поколения управленцев уже обладали знаниями и достаточной квалификацией. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [2929, 2929]}
Комментарии 12