27 июл 2023 · 14:08    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "И. И. Черевичный, март 1941 года. фото из ria.ru", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "023.jpg", "filesize": 146870, "height": 881, "pic_id": 651561, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/27/023_mReKz02.jpeg", "width": 626}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "В статье рассмотрим малоизвестную научную деятельность полярного летчика Героя Советского Союза И. И. Черевичного в 1941 году."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как известно, при Российской империи и Советском Союзе долгие годы в Арктике оставалось много неизученных районов, важнейшим из которых являлся Полюс относительной недоступности – условно равноудаленный от любой суши район в Северном Ледовитом океане, площадью около трех миллионов квадратных километров окруженный ледяной пустыней и ранее не наблюдавшейся ни с моря, ни с воздуха. «Полюс недоступности» расположен почти в центре Арктики в 1500 км от острова Врангеля. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И только в начале 1930-х годах Иосиф Сталин и советское высшее руководство обратили пристальное внимание на изучение Арктики. Подготовка к сложнейшей экспедиции заняла два года и включала отработку методики полетов, определение маршрута и мест посадки. Уже в 1939 году И. И. Черевичный налетал 300 часов, покрыв расстояние в 60 тысяч километров в сложнейших условиях северных широт, а в 1940 году – совершил 27 ледовых разведок и преодолел свыше 70 тысяч километров. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1940 году И. И. Черевичный совершил полет вдоль всей трассы Северного морского пути. В одном из вылетов он провел в воздухе 23 часа без посадки и приблизился к краю «Полюса недоступности». Наличие льдин, пригодных для посадки, предопределило проведение экспедиции к «Полюсу»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В апреле-мае 1941 года И. И. Черевичный инициировал и возглавил воздушную экспедицию в Центральную Арктику на самолёте «СССР Н-169», в район «Полюса недоступности», с тремя посадками на дрейфующие льды. Это было первое в истории применение метода комплексного изучения Арктического бассейна с помощью тяжелого, специально оборудованного самолета-обсерватории."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "26 марта 1941 года экипаж Черевичного стартовал с острова Врангеля к «Полюсу недоступности», но спустя 36 минут выявилась неполадка одного из двигателей. И. И. Черевичный принял решение совершить посадку в чрезвычайно сложных условиях, и после ремонта экспедиция продолжилась. Всего экипажем «Н-169» было сделано три посадки 3, 13 и 23 апреля в различных точках «Полюса недоступности». За 144 лётных часа самолёт И. И. Черевичного покрыл расстояние в 26000 км. По оценкам О. Ю. Шмидта и И. Д. Папанина это была победа, соизмеримая с покорением Северного полюса. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Экипаж и ученые провели в общей сложности 15 дней в дрейфующих льдах и получили большой объем важной информации о рельефе океанского дна, провели ценные метеорологические наблюдения. По завершению экспедиции 15 мая 1941 года И. И. Черевичный был представлен к званию Героя Советского Союза, однако начало Великой Отечественной войны не позволило оценить научную и общественную значимость полета, а награждение было отложено."}], "attributes": []}], "selectedRange": [684, 684]}
Комментарии 10