После того, как мы познакомились с творчеством Кароя Ференци (пусть и немного поверхностно, иначе цикл растянулся бы как минимум на 10 статей), я, как и обещал, расскажу вам его биографию. Где-то она довольно типична, а где-то очень примечательна. Кстати, вы конечно можете попытаться разобраться в национальных аспектах, но это будет ой как не просто.
Карой Ференци родился в 1862 году, в Вене, в семье с немецкими (по некоторым другим данным – еврейскими) корнями. Фамилия его отца – Фрёйнд. Я не очень хорошо разбираюсь в немецко-венгерских хитросплетениях XIX века, знаю только, что всё было перемешано довольно основательно. Как я уже сказал, отец художника носил немецкую фамилию, но считался венгром (а на самом деле, возможно был евреем) и служил в каком-то важном министерстве в Вене, также связанным с Венгрией.
Кстати, один из самых знаменитых венгров ХХ века Ференц Пушкаш тоже ведь по отцу был немцем с фамилией Пурцельд, которую он сменил только в молодости. Поначалу ни о какой живописи Карой Фрёйнд не мечтал, или, по крайней мере, очень тихо и незаметно вздыхал по ночам. Мать рано умерла, отец вскоре получил новое назначение, став управляющим первой Трансильванской железнодорожной компании. Карой закончил юридический факультет, попрактиковался в качестве управляющего в одном из баронских поместий, а потом поступил в экономическую академию по специальности «сельское хозяйство». Таким образом, он к 1884 году имел очень перспективное с нашей точки зрения двойное образование – юридическое и экономическое, и приступил к работе на одной из семейных ферм.
Примерно в то же время (возможно, по делам фермы) он знакомится с женщиной с поэтической фамилией Ольга Фиалка, которая была на 14 лет старше. Многие утверждают, что именно она произвела в душе Кароя окончательный переворот от хозяйственных хлопот к искусству. Точно не знаю, но, по крайней мере, влюблённость могла очень этому способствовать. Карой Фрёйнд и Ольга Фиалка всё меньше занимаются делами фермы и всё больше проводят времени вместе, говоря об искусстве. Кстати, у неё, в отличие от него, к тому времени уже был собственный художественный опыт.
Ольга Фиалка. Портрет семьи Фиалка. 1874 (Насколько я понимаю, это будущие тесть и тёща художника Кароя Ференци). Музей Ференци, Сентендре, Венгрия:
1
Кроме того, Ольга успела получить художественное образование, в том числе, в мастерской самого Яна Матейко в Кракове.
В том же, 1884, 22 летний Карой Фрёйнд и 36 летняя Ольга Фиалка поженились и вместе отправились в Италию:
2
Понимая недостаток своего живописного образования, Карой пытается наверстать упущенное (это к вопросу о том, в каком возрасте стоит начинать), обращаясь к разным наставникам, хотя и немного хаотично. Видимо, первые попытки были уже в путешествии по Италии. Потом супруги в течение 1885 года несколько месяцев изучали изобразительное искусство в Мюнхене. В том же году родился их первый сын – Valеr (я не знаю, как это будет по-русски).
Карой Ференци. Чудесная книга (Портрет сына Valеr). 1888
3
В 1886 году, по инициативе отца художника, вся семья меняет фамилию с Фрёйнд на венгерскую Ференци. Карой продолжает учиться - в Академии изящных искусств в Неаполе, затем, в 1887-1889, в Академии Жюлиана в Париже. Там его учителями были такие «зубры» позднего академизма, как Тони Робер-Флери и Вильям Бугро. Однако, наибольшее влияние на Ференци оказали не они, а работы скончавшегося недавно (1884) знаменитого реалиста Жюля Бастьена-Лепажа. Я думаю, что произведениях «прозрачного периода» Кароя Ференци вполне возможно разглядеть это влияние.
В 1889 Карой Ференци с семьёй поселился в Сентендре. В 1890 году родились близнецы Ноэми (девочка) и Бени (мальчик). Вот здесь они уже достигшие совершеннолетия.
Карой Ференци. Портрет Ноэми и Бени Ференци. 1908 Национальная галерея, Будапешт:
4
С рождением близнецов Ольга Фиалка окончательно оставила собственные занятия живописью, посвятив всё время мужу и детям. Кстати, все трое детей Ференци пошли «по художественной части». Ноэми стала известным дизайнером и художником по ткани, старший Valеr – графиком и иллюстратором, Бени – также графиком, иллюстратором и скульптором.
В 1896 Ференци и другой известный венгерский художник Шимон Холлоши (армянин) принимают совместное решение основать колонию художников, поселившись в Надьбанье (сейчас Бая-Маре, Румыния). О том, что Карой Ференци был негласным лидером и душой этой колонии, я уже упоминал. С этого момента жизнь художника, и без того не слишком богатая на события, становится и вовсе спокойной. Говоря о последних 20 годах жизни годах Кароя Ференци, биографы упоминают разве что факт переезда в 1906 в Будапешт, где он стал профессором Школы рисования. Впрочем, лето Ференци всё равно проводил в Надьбанье. В 1911 тамошняя колония художников наконец-то приобрела юридический статус. Угадайте, кого избрали Президентом?
Карой Ференци. Художник и модель в лесу. 1901. Частная коллекция:
6
Карой Ференци. Клоун. 1910. Музей Риппл-Ронаи, Капошвар, Венгрия:
7
Карой Ференци скончался 18 марта 1917 года в Будапеште. Причина смерти в источниках мне не попадалась, но судя по тому, что ещё в начале года он отошёл практически от всех дел по состоянию здоровья и умер в клинике, можно предположить, что речь шла скорее о хроническом заболевании, чем о каком-то несчастном случае. Ольга Фиалка пережила мужа ещё на 13 лет.
Вот теперь цикл закончен, я показал всё, что хотел, и я приглашаю всех ставить оценки, делать выводы и т. п.
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После того, как мы познакомились с творчеством Кароя Ференци (пусть и немного поверхностно, иначе цикл растянулся бы как минимум на 10 статей), я, как и обещал, расскажу вам его биографию. Где-то она довольно типична, а где-то очень примечательна. Кстати, вы конечно можете попытаться разобраться в национальных аспектах, но это будет ой как не просто. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Карой Ференци родился в 1862 году, в Вене, в семье с немецкими (по некоторым другим данным – еврейскими) корнями. Фамилия его отца – Фрёйнд. Я не очень хорошо разбираюсь в немецко-венгерских хитросплетениях XIX века, знаю только, что всё было перемешано довольно основательно. Как я уже сказал, отец художника носил немецкую фамилию, но считался венгром (а на самом деле, возможно был евреем) и служил в каком-то важном министерстве в Вене, также связанным с Венгрией. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кстати, один из самых знаменитых венгров ХХ века Ференц Пушкаш тоже ведь по отцу был немцем с фамилией Пурцельд, которую он сменил только в молодости. Поначалу ни о какой живописи Карой Фрёйнд не мечтал, или, по крайней мере, очень тихо и незаметно вздыхал по ночам. Мать рано умерла, отец вскоре получил новое назначение, став управляющим первой Трансильванской железнодорожной компании. Карой закончил юридический факультет, попрактиковался в качестве управляющего в одном из баронских поместий, а потом поступил в экономическую академию по специальности «сельское хозяйство». Таким образом, он к 1884 году имел очень перспективное с нашей точки зрения двойное образование – юридическое и экономическое, и приступил к работе на одной из семейных ферм. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Примерно в то же время (возможно, по делам фермы) он знакомится с женщиной с поэтической фамилией Ольга Фиалка, которая была на 14 лет старше. Многие утверждают, что именно она произвела в душе Кароя окончательный переворот от хозяйственных хлопот к искусству. Точно не знаю, но, по крайней мере, влюблённость могла очень этому способствовать. Карой Фрёйнд и Ольга Фиалка всё меньше занимаются делами фермы и всё больше проводят времени вместе, говоря об искусстве. Кстати, у неё, в отличие от него, к тому времени уже был собственный художественный опыт. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ольга Фиалка. Портрет семьи Фиалка. 1874 (Насколько я понимаю, это будущие тесть и тёща художника Кароя Ференци). Музей Ференци, Сентендре, Венгрия:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "1", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "326183_2000.jpg", "filesize": 164324, "height": 938, "pic_id": 453462, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/02/326183_2000.jpeg", "width": 1032}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кроме того, Ольга успела получить художественное образование, в том числе, в мастерской самого Яна Матейко в Кракове. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В том же, 1884, 22 летний Карой Фрёйнд и 36 летняя Ольга Фиалка поженились и вместе отправились в Италию:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "2", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "326424_original.jpg", "filesize": 87450, "height": 500, "pic_id": 453464, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/02/326424_original.jpeg", "width": 373}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Понимая недостаток своего живописного образования, Карой пытается наверстать упущенное (это к вопросу о том, в каком возрасте стоит начинать), обращаясь к разным наставникам, хотя и немного хаотично. Видимо, первые попытки были уже в путешествии по Италии. Потом супруги в течение 1885 года несколько месяцев изучали изобразительное искусство в Мюнхене. В том же году родился их первый сын – Valеr (я не знаю, как это будет по-русски). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Карой Ференци. Чудесная книга (Портрет сына Valеr). 1888 "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "3", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "326885_original.jpg", "filesize": 59407, "height": 500, "pic_id": 453470, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/02/326885_original.jpeg", "width": 447}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1886 году, по инициативе отца художника, вся семья меняет фамилию с Фрёйнд на венгерскую Ференци. Карой продолжает учиться - в Академии изящных искусств в Неаполе, затем, в 1887-1889, в Академии Жюлиана в Париже. Там его учителями были такие «зубры» позднего академизма, как Тони Робер-Флери и Вильям Бугро. Однако, наибольшее влияние на Ференци оказали не они, а работы скончавшегося недавно (1884) знаменитого реалиста Жюля Бастьена-Лепажа. Я думаю, что произведениях "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/mir_iz_kotorogo_ischezlo_dvizhenie-139069/"}, "string": "«прозрачного периода» Кароя Ференци"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " вполне возможно разглядеть это влияние. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1889 Карой Ференци с семьёй поселился в Сентендре. В 1890 году родились близнецы Ноэми (девочка) и Бени (мальчик). Вот здесь они уже достигшие совершеннолетия."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Карой Ференци. Портрет Ноэми и Бени Ференци. 1908 Национальная галерея, Будапешт:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "4", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "327041_2000.jpg", "filesize": 191432, "height": 1104, "pic_id": 453487, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/02/327041_2000.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С рождением близнецов Ольга Фиалка окончательно оставила собственные занятия живописью, посвятив всё время мужу и детям. Кстати, все трое детей Ференци пошли «по художественной части». Ноэми стала известным дизайнером и художником по ткани, старший Valеr – графиком и иллюстратором, Бени – также графиком, иллюстратором и скульптором. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1896 Ференци и другой известный венгерский художник Шимон Холлоши (армянин) принимают совместное решение основать колонию художников, поселившись в Надьбанье (сейчас Бая-Маре, Румыния). О том, что Карой Ференци был негласным лидером и душой этой колонии, я уже упоминал. С этого момента жизнь художника, и без того не слишком богатая на события, становится и вовсе спокойной. Говоря о последних 20 годах жизни годах Кароя Ференци, биографы упоминают разве что факт переезда в 1906 в Будапешт, где он стал профессором Школы рисования. Впрочем, лето Ференци всё равно проводил в Надьбанье. В 1911 тамошняя колония художников наконец-то приобрела юридический статус. Угадайте, кого избрали Президентом? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Карой Ференци. Орфей. 1894. Национальная галерея, Будапешт:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "5", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "327594_original.jpg", "filesize": 258195, "height": 1005, "pic_id": 453489, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/02/327594_original.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Карой Ференци. Художник и модель в лесу. 1901. Частная коллекция:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "6", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "327960_original.jpg", "filesize": 141734, "height": 772, "pic_id": 453490, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/02/327960_original.jpeg", "width": 832}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Карой Ференци. Клоун. 1910. Музей Риппл-Ронаи, Капошвар, Венгрия:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "7", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "328962_original.jpg", "filesize": 1088596, "height": 2547, "pic_id": 453491, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/02/328962_original.jpeg", "width": 2017}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Карой Ференци скончался 18 марта 1917 года в Будапеште. Причина смерти в источниках мне не попадалась, но судя по тому, что ещё в начале года он отошёл практически от всех дел по состоянию здоровья и умер в клинике, можно предположить, что речь шла скорее о хроническом заболевании, чем о каком-то несчастном случае. Ольга Фиалка пережила мужа ещё на 13 лет. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот теперь цикл закончен, я показал всё, что хотел, и я приглашаю всех ставить оценки, делать выводы и т. п."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Начало - "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/sluzhba_znakomstv-138742/"}, "string": "Служба знакомств"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Часть 1 - "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/mir_iz_kotorogo_ischezlo_dvizhenie-139069/"}, "string": "Мир, из которого исчезло движение"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/dvizhenie_v_storonu_solntsa-139309/"}, "string": "Часть 2 - "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/dvizhenie_v_storonu_solntsa-139309/"}, "string": "Движение в сторону солнца"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/_ne_takaja_biblija-139962/"}, "string": "Часть 3 - "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/_ne_takaja_biblija-139962/"}, "string": "«Не такая» Библия"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/_ne_takaja_biblija-139962/"}, "string": " "}], "attributes": []}], "selectedRange": [5663, 5663]}
Комментарии 29