07 дек 2021 · 20:41    
{"document":[{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Да простят меня любители радикального авангарда, но я человек старомодный, и поэтому без восторга отношусь к попыткам всяких альтернативно одарённых бездарей выставлять свои нестиранные носки в художественных галереях и не тороплюсь осуждать тех, кто нетолерантно крутит пальцем у виска. Это не искусство, чтобы там не говорили модные критики, а психиатрический диагноз. Оно существует лишь потому, что санитаров на всех не хватает."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"И всё-таки, я бы не стал совсем вычёркивать слово «акционизм» из лексикона изобразительного искусства. У нас есть примеры здорового акционизма, идущего не от собственной бездарности и желания во чтобы то ни стало прославиться, а от высочайшего художественного мастерства и острого чувства правды и справедливости. И то, и другое было присуще Валентину Александровичу Серову. В начале ХХ века слава была ему уже не нужна. Он и без того слыл лучшим портретистом всея Руси. Недостатка в заказах не испытывал. Гольштейн-Готторпы (Романовы) и прочие Сумароковы-Эльстоны становились в очередь и были готовы платить очень большие деньги. Причём, следует учесть, что Серов никогда не льстил своим моделям. Но даже и это готовы были вытерпеть, впрочем, не все. В 1901 году Александра Фёдоровна самонадеянно решила, что раз она является императрицей, то вправе вмешиваться в работу Серова. Итог – художественно-политическая акция со стороны Валентина Александровича – в семье Гольштейн-Готторпов он больше не появлялся. Нет бы ему молчать и записывать в книжечку «бесценные» советы августейших персон, а поди ж ты. Сейчас бы либералом назвали (это если в приличной форме)."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Но главная художественная и политическая акция Валентина Серова состоялась позже. 9 января 1905 года он находился в здании Академии Художеств. События, развернувшиеся на набережной (там произошёл один из самых кровавых эпизодов) он видел своими глазами. «То, что пришлось видеть мне из окон Академии художеств 9 января, не забуду никогда — сдержанная, величественная, безоружная толпа, идущая навстречу кавалерийским атакам и ружейному прицелу — зрелище ужасное» и ещё «Страшно, мерзко, стыдно». Это слова Валентина Серова. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"На происшедшее он отреагировал и как художник и как гражданин. Я не берусь утверждать, что это первый пример акционизма в русском искусстве, но он, безусловно, один из самых ярких. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Валентин Серов. Разгон казаками демонстрантов в 1905 году. 1905. Эскиз","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"Серов 1.jpg","filesize":227061,"height":796,"pic_id":1353,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2021/12/07/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2_1.jpeg","width":1200}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Известная всем работа Серова на эту тему "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Валентин Серов. \"Солдатушки, бравы ребятушки! Где же ваша слава?\". 1905 Государственный Русский музей","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"Серов 2.jpg","filesize":311012,"height":789,"pic_id":1354,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2021/12/07/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2_2.jpeg","width":1200}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Обнулилась слава-то. И художник, обладавший исключительным чутьём на правду и справедливость, почувствовал это."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Почему я всё время употребляю слово акционизм? Только ли из моды. Нет. Один из главных постулатов этой, если можно так выразиться, художественной философии в том, что грань между искусством и реальной жизнью отсутствует. Что ж, пожалуйста."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Помните, откуда Валентин Серов наблюдал события кровавого воскресения? Из окон Академии Художеств, академиком которой он был и где преподавал. Президентом же Академии являлся некто Владимир Александрович - один из так называемых «великих князей», то есть Гольштейн-Готторпов, которым не повезло с очерёдью. Для них находили всякие необременительные занятия (ну не работать же им, в самом деле) вроде «шефства» над разными полками, учреждениями и организациями. Считается, что именно он, в отсутствие «случайно» уехавшего, императора отдал приказ о применении военной силы. В итоге, художественная акция Серова, которую мы уже видели, была дополнена политической. Валентин Александрович вышел из состава Академии, во-первых, в знак протеста, а во-вторых для того, чтобы даже случайно не встретиться с её зиц-президентом. Чем не здоровый акционизм? "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[3548,3548]}
Комментарии 17