Есть в истории русского искусства великолепный «двойной» портрет. Увы, он малоизвестен, в том числе и потому, что оба холста, которые, безусловно, должны были висеть рядом, находятся в разных музеях.
Я говорю про работы очень большого и очень малого русского художника Василия Максимовича Максимова. Очень большого потому, что он создавал настоящие шедевры. Картины, которые заставляют душу трепетать, приводят в восторг. Очень малого потому, что художник Максимов малоизвестен. Нет, пара-тройка самых известных работ, конечно очень узнаваема, и конечно большинство, при произнесении фамилии Максимов, сразу о них вспомнит. И всё-таки он остался немного в тени своих более известных современников, недополучил положенной ему славы, да и сейчас не входит в число наших живописцев «первого ряда». А зря.
Моё отношение к художнику Максимову описано словами заголовка. Это фантастический знаток жизни. И художник, как никто иной, умевший передавать эту жизнь на картинах. Он родился в 1844 году, в семье государственных крестьян, в Новгородской губернии. С крестьянской темой Василий Максимов не расстанется в течение всей жизни. Иногда, достаточно посмотреть на его картины, чтобы понять ложь сусально-лубочного образа «благочестивой и процветающей империи», под которую, как известно, прилетевшие в германском вагоне Ленин и К, заложили ядерную бомбу. Впрочем, обличителем и трибуном Максимов тоже не был. Он был удивительным и тонким психологом и бытописателем. Как говорится, «называл вещи своими именами», только кистью. Несмотря на то, что художник строго придерживался принципов реализма, некоторые его работы, относящиеся к реалиям позапрошлого века, удивительно актуальны и сегодня.
Вот тот самый двойной портрет, о котором я уже говорил. Уверен, что его и сегодня можно приложить к любой дискуссии о судьбе женщины, о сочетании материнства и карьеры и т. п. Причём как в ту, так и в другую сторону. Василий Максимов не давит на нас своей кистью, не подводит к «единственно верному» выводу. Он просто берёт «кадр» из жизни и предлагает нам посмотреть. Смотрите.
Василий Максимович Максимов. Мечты о будущем. 1868. Государственный Русский музей. Петербург:
1
Василий Максимович Максимов. Материнство. 1871. Таганрогский художественный музей:
2
Почему эти два холста разведены по разным музеям, мне неизвестно. Но я думаю, что вы теперь верите мне не только на слово.
И это было лишь предисловие. Я обязательно продолжу рассказ о Василии Максимове. А слово «предисловие» в заголовке или сразу под ним я не написал, потому, что кто ж их читает, предисловия то?
P. S. Волнующее многих сообщение о результатах эксперимента. Я опять ничего не понял. В пятницу была публикация, в субботу нет. Так вот, цифры за субботу в 2 раза больше. С одной стороны, это всё-таки радует, пассивный доход вроде бы как и есть, с другой я ничего не понял в механизме работы. В воскресенье снова была публикация и опять цифра на уровне пятницы (то есть в 2 раза меньше субботней, когда публикаций не было)
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Есть в истории русского искусства великолепный «двойной» портрет. Увы, он малоизвестен, в том числе и потому, что оба холста, которые, безусловно, должны были висеть рядом, находятся в разных музеях."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я говорю про работы очень большого и очень малого русского художника Василия Максимовича Максимова. Очень большого потому, что он создавал настоящие шедевры. Картины, которые заставляют душу трепетать, приводят в восторг. Очень малого потому, что художник Максимов малоизвестен. Нет, пара-тройка самых известных работ, конечно очень узнаваема, и конечно большинство, при произнесении фамилии Максимов, сразу о них вспомнит. И всё-таки он остался немного в тени своих более известных современников, недополучил положенной ему славы, да и сейчас не входит в число наших живописцев «первого ряда». А зря."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Моё отношение к художнику Максимову описано словами заголовка. Это фантастический знаток жизни. И художник, как никто иной, умевший передавать эту жизнь на картинах. Он родился в 1844 году, в семье государственных крестьян, в Новгородской губернии. С крестьянской темой Василий Максимов не расстанется в течение всей жизни. Иногда, достаточно посмотреть на его картины, чтобы понять ложь сусально-лубочного образа «благочестивой и процветающей империи», под которую, как известно, прилетевшие в германском вагоне Ленин и К, заложили ядерную бомбу. Впрочем, обличителем и трибуном Максимов тоже не был. Он был удивительным и тонким психологом и бытописателем. Как говорится, «называл вещи своими именами», только кистью. Несмотря на то, что художник строго придерживался принципов реализма, некоторые его работы, относящиеся к реалиям позапрошлого века, удивительно актуальны и сегодня."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот тот самый двойной портрет, о котором я уже говорил. Уверен, что его и сегодня можно приложить к любой дискуссии о судьбе женщины, о сочетании материнства и карьеры и т. п. Причём как в ту, так и в другую сторону. Василий Максимов не давит на нас своей кистью, не подводит к «единственно верному» выводу. Он просто берёт «кадр» из жизни и предлагает нам посмотреть. Смотрите."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Василий Максимович Максимов. Мечты о будущем. 1868. Государственный Русский музей. Петербург:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "1", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1868_Мечты о будущем.jpg", "filesize": 222804, "height": 1167, "pic_id": 256846, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/21/1868_%D0%9C%D0%B5%D1%87%D1%82%D1%8B_%D0%BE_%D0%B1%D1%83%D0%B4%D1%83%D1%89%D0%B5%D0%BC_3If8jGW.jpeg", "width": 858}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Василий Максимович Максимов. Материнство. 1871. Таганрогский художественный музей:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "2", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1871_Материнство.jpg", "filesize": 270052, "height": 1200, "pic_id": 256849, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/21/1871_%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE.jpeg", "width": 888}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Почему эти два холста разведены по разным музеям, мне неизвестно. Но я думаю, что вы теперь верите мне не только на слово."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И это было лишь предисловие. Я обязательно продолжу рассказ о Василии Максимове. А слово «предисловие» в заголовке или сразу под ним я не написал, потому, что кто ж их читает, предисловия то?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "P. S. Волнующее многих сообщение о результатах эксперимента. Я опять ничего не понял. В пятницу была публикация, в субботу нет. Так вот, цифры за субботу в 2 раза больше. С одной стороны, это всё-таки радует, пассивный доход вроде бы как и есть, с другой я ничего не понял в механизме работы. В воскресенье снова была публикация и опять цифра на уровне пятницы (то есть в 2 раза меньше субботней, когда публикаций не было)"}], "attributes": []}], "selectedRange": [2983, 2983]}
Комментарии 47