3
Точки пересечения судеб двух русских гениев | Паблико
144 подписчики

Точки пересечения судеб двух русских гениев


13 фев 2022 · 12:50    

Дружба с первого взгляда - Предчувствие Оружейной палаты - Русский князь или итальянец партизан - "Благодетели" крепостники - Московские фонтаны - всё это в сегодняшней статье 

У двух великих русских живописцев первой половины XIXвека – Карла Павловича Брюллова (1799-1852) и Василий Андреевича Тропинина (1776-1857) первая точка пересечения очевидна.



В.А.Тропинин. Портрет К.П.Брюллова. 1836


Портрет написан в момент наивысшего пика брюлловской славы. Только что он привёз в Россию «Последний день Помпеи». Причём примечательны сами обстоятельства прибытия картины в Россию (конец 1835). Недавно (1834) она получила золотую медаль Парижского Салона, так что домой возвращался не просто художник, а фактически две европейские знаменитости – он сам и его картина. Брюллов прибыл морем в Одессу, оттуда в Москву, где и познакомился с Тропининым. Несмотря на разные «весовые категории» - «европейская звезда» и недавний крепостной, они сдружились, результатом чего видимо и стал этот портрет. Говорят, что в период своего пребывания в России Брюллов не очень-то привечал московских заказчиков, говоря им: «Зачем вы приехали ко мне, у вас в Москве есть художник не хуже».

И всё-таки, как минимум двоим людям удалось оказаться запечатлёнными как К.П.Брюлловым, так и В.А.Тропининым и стать, таким образом, живыми точками пересечения двух гениев русской живописи.

Князь Михаил Андреевич Оболенский (1806—1873) директор Московского главного архива Министерства иностранных дел. По совместительству историк, специализирующийся на модной тогда теме Древней Руси. Именно эта особенность подчёркнута (в первую очередь шлемом «a-la Оружейная палата», справа на портрете работы Брюллова).



К.П.Брюллов. Портрет князя Михаила Андреевича Оболенского. 1846


У Тропинина князь Оболенский совсем иной. Здесь он в романтическом образе итальянского карбонария



В.А.Тропинин. Разбойник (Портрет кн. Оболенского). 1830-е


Впрочем, тропининский портрет выполнен раньше и на портрете работы Брюллова видно, что Михаил Андреевич Оболенский и поправился и остепенился.

К сожалению, Тропинин знал Оболенского с давних пор. Пишу «к сожалению» так как князь Оболенский был сыном Прасковьи Николаевны Морковой (в девичестве), племянницы злого гения и хозяина Тропинина – Ираклия Моркова. Это только сейчас любители старины с напрочь отсутствующим мозгом пытаются рассуждать о какой-то «благости» крепостного права, а тогда вся Москва переживала за судьбу Тропинина, но сделать ничего не могла. Только когда Тропинину исполнилось 47 «добрый барин» (заработав предварительно на художнике немало денег) «смягчился» и отпустил Василия Андреевича, оформив это как «удивительное христианское человеколюбие» на Пасху, удержав при этом у себя жену и сына художника. Удивительный человек, почти святой, можно сказать. Ах как хрустела французская булка в этих «гармоничных и благостных» отношениях. Но хватит тратить время на негодяев, агитирующих за крепостное право, вернёмся к художникам. Именно прошлым Тропинина объясняется ещё один портрет Оболенского.



В.А.Тропинин. Мальчик с пушкой (Портрет кн. М.А.Оболенского). 1812


Ещё один человек смог попасть на холст как к Брюллову, так и к Тропинину.

Иван (Джованни) Петрович Витали (1794-1855) русский итальянец или итальянский русский. Выбирайте, что вам больше нравится. Широкой публике он должен быть известен в первую очередь как создатель двух знаменитых московских фонтанов – на Театральной площади у Большого театра и на Лубянской площади. Последний не разрушили даже во время сталинской реконструкции Москвы, а перенесли в Нескучный сад, где он пребывает и поныне.



К.П.Брюллов. Портрет скульптора И.П.Витали. 1836-37




В.А.Тропинин. Портрет скульптора И.П.Витали. 1839


Может быть я и упустил кого-то из людей той эпохи, которые позировали и Тропинину и Брюллову. В этом случае убедительно прошу поправить (дополнить) меня в комментариях. Можно даже выкладывать репродукции 

Дружба с первого взгляда - Предчувствие Оружейной палаты - Русский князь или итальянец партизан - "Благодетели" крепостники - Московские фонтаны - всё это в сегодняшней статье 

У двух великих русских живописцев первой половины XIXвека – Карла Павловича Брюллова (1799-1852) и Василий Андреевича Тропинина (1776-1857) первая точка пересечения очевидна.



В.А.Тропинин. Портрет К.П.Брюллова. 1836


Портрет написан в момент наивысшего пика брюлловской славы. Только что он привёз в Россию «Последний день Помпеи». Причём примечательны сами обстоятельства прибытия картины в Россию (конец 1835). Недавно (1834) она получила золотую медаль Парижского Салона, так что домой возвращался не просто художник, а фактически две европейские знаменитости – он сам и его картина. Брюллов прибыл морем в Одессу, оттуда в Москву, где и познакомился с Тропининым. Несмотря на разные «весовые категории» - «европейская звезда» и недавний крепостной, они сдружились, результатом чего видимо и стал этот портрет. Говорят, что в период своего пребывания в России Брюллов не очень-то привечал московских заказчиков, говоря им: «Зачем вы приехали ко мне, у вас в Москве есть художник не хуже».

И всё-таки, как минимум двоим людям удалось оказаться запечатлёнными как К.П.Брюлловым, так и В.А.Тропининым и стать, таким образом, живыми точками пересечения двух гениев русской живописи.

Князь Михаил Андреевич Оболенский (1806—1873) директор Московского главного архива Министерства иностранных дел. По совместительству историк, специализирующийся на модной тогда теме Древней Руси. Именно эта особенность подчёркнута (в первую очередь шлемом «a-la Оружейная палата», справа на портрете работы Брюллова).



К.П.Брюллов. Портрет князя Михаила Андреевича Оболенского. 1846


У Тропинина князь Оболенский совсем иной. Здесь он в романтическом образе итальянского карбонария



В.А.Тропинин. Разбойник (Портрет кн. Оболенского). 1830-е


Впрочем, тропининский портрет выполнен раньше и на портрете работы Брюллова видно, что Михаил Андреевич Оболенский и поправился и остепенился.

К сожалению, Тропинин знал Оболенского с давних пор. Пишу «к сожалению» так как князь Оболенский был сыном Прасковьи Николаевны Морковой (в девичестве), племянницы злого гения и хозяина Тропинина – Ираклия Моркова. Это только сейчас любители старины с напрочь отсутствующим мозгом пытаются рассуждать о какой-то «благости» крепостного права, а тогда вся Москва переживала за судьбу Тропинина, но сделать ничего не могла. Только когда Тропинину исполнилось 47 «добрый барин» (заработав предварительно на художнике немало денег) «смягчился» и отпустил Василия Андреевича, оформив это как «удивительное христианское человеколюбие» на Пасху, удержав при этом у себя жену и сына художника. Удивительный человек, почти святой, можно сказать. Ах как хрустела французская булка в этих «гармоничных и благостных» отношениях. Но хватит тратить время на негодяев, агитирующих за крепостное право, вернёмся к художникам. Именно прошлым Тропинина объясняется ещё один портрет Оболенского.



В.А.Тропинин. Мальчик с пушкой (Портрет кн. М.А.Оболенского). 1812


Ещё один человек смог попасть на холст как к Брюллову, так и к Тропинину.

Иван (Джованни) Петрович Витали (1794-1855) русский итальянец или итальянский русский. Выбирайте, что вам больше нравится. Широкой публике он должен быть известен в первую очередь как создатель двух знаменитых московских фонтанов – на Театральной площади у Большого театра и на Лубянской площади. Последний не разрушили даже во время сталинской реконструкции Москвы, а перенесли в Нескучный сад, где он пребывает и поныне.



К.П.Брюллов. Портрет скульптора И.П.Витали. 1836-37




В.А.Тропинин. Портрет скульптора И.П.Витали. 1839


Может быть я и упустил кого-то из людей той эпохи, которые позировали и Тропинину и Брюллову. В этом случае убедительно прошу поправить (дополнить) меня в комментариях. Можно даже выкладывать репродукции 

Читайте также

Комментарии 20

Войдите для комментирования
■ Путешествия 18 янв 2023 в 00:00
Чудесная статья! Спасибо за статью!
■ Владимир Меркулов 18 янв 2023 в 21:24
Большое спасибо за отзыв!
■ Путешествия 19 янв 2023 в 00:22
Всегда пожалуйста! Взаимно! Спасибо вас за ваши замечательные статьи! Буду ждать вас на своих каналах "Путешествия" и "Густуфан Кортес".
■ Густуфан Кортес 17 янв 2023 в 22:37
Волшебная статья! Большое спасибо за статью! Лайки и клики
■ Владимир Меркулов 18 янв 2023 в 21:14
Спасибо за добрые слова!
■ Густуфан Кортес 18 янв 2023 в 22:28
Всегда пожалуйста! Взаимно! Большое спасибо вам за ваши чудесные статьи! Буду ждать вас на своих каналах "Путешествия" и "Густуфан Кортес".
■ Густуфан Кортес 17 янв 2023 в 22:36
Кстати: мне очень нравится ваш канал в "Телеграмме". Только я не успеваю его посмотреть и прочитать, к своему огромному сожалению.
■ Владимир Меркулов 18 янв 2023 в 21:12
Ну вот ... а я специально задумывал его как канал для занятых людей, которым сложно много читать, чтобы можно было просто посмотреть на ходу
■ Густуфан Кортес 18 янв 2023 в 22:27
Простите меня, пожалуйста, если я обидела вас. Я не хотела обидеть вас .
■ Густуфан Кортес 18 янв 2023 в 22:27
Ну, лично мне здесь читать проще, чем в "Телеграмме". Мне "Телеграмм" иногда открыть сложнее, чем "Паблико", особенно со стационарного компьютера. Не расстраивайтесь! У вас всё-таки там 132 подписчика, включая меня!
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ