Внутри жанра исторической живописи существует особый «поджанр» или, если говорить красиво, направление. Когда художники изображают события, ранее происходившие с другими художниками. Не просто история, а история живописи (или изобразительного искусства в целом). Получается, что свои пишут своих. Конечно, в числе главных поставщиков сюжетов два основных труда. Во-первых – Джорджо Вазари (1511-1574) с его знаменитыми «Жизнеописаниями прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов» (1550-1568), начиная от Чимабуэ и заканчивая современными Вазари маньеристами. Во-вторых, фламандец Карел ван Мандер (1548-1606), которого мы уже вспоминали как-то на этом канале. автор «Книги о художниках». Но сегодня нас интересуют не источники сведений об истории живописи, а её осмысление в красках и на холстах.
Раз Вазари начал с Чимабуэ, то начнём и мы. Чимабуэ (1240-1302) считался первым знаменитым художником Флоренции.
Фредерик Лейтон (1830-1896, Великобритания). Праздник, в честь пронесения «Мадонны» Чимабуэ по улицам Флоренции. 1854 (дата написания картины). Лондон. Национальная галерея:
1
По свидетельству Вазари Джотто вырос в крестьянской семье.
К теме Джотто, пасущего коз, обращались аж в Бразилии.
Оскар Перейра да Силва (1865-1939, Бразилия). Детство Джотто. Музей искусств Сан-Паулу:
3
История (в лице Вазари) повествует нам о том, что как-то по этой дороге ехал сам Чимабуэ, тот самый, о котором мы упомянули в начале.
Рафаэлло Сорби (1844-1931, Италия). Чимабуэ и Джотто. 1919:
4
К «прибытию» Чимабуэ Джотто успели «переодеть», козлов поменяли на овечек, но это мелочи. Согласно преданию, всё-таки были овечки, и именно рисунок овцы, сделанной пастушком на камне, привлек внимание прославленного мэтра.
Вот вам смешанный вариант (и овечки, и козочки), только юноша рисует не их, а Мадонну. Правда, Джотто вышел похожим на молодого индейца, а Чимабуэ как будто примеривается к его скальпу.
Йозеф Войтех Хелих (1807-1880, Чехия). Чимабуэ видит рисующего Джотто. 1840 Народная галерея (Прага):
5
И ещё одна версия этого события.
Пьер Анри Ревой (1776-1842, Франция). Детство Джотто. 1840. Музей Гренобля:
6
Суть в том, что, так или иначе, Джотто действительно стал учеником в мастерской старшего коллеги.
Жюль-Клод Циглер (1804-1856, Франция) Джотто в мастерской Чимабуэ. 1847. Музей изящных искусств, Бордо:
7
Что было потом – всем известно. Потом были стихи Данте:
"Кисть Чимабуэ славилась одна,
А ныне Джотто чествуют без лести,
И живопись того затемнена".
(Данте, «Божественная комедия», «Чистилище»)
За эти строки Джотто отблагодарил Данте (шутка)
Данте Габриэль Россетти*. Джотто, пишущий портрет Данте. 1852:
8
Итак, мы с вами, совместно с художниками разных поколений смогли «проиллюстрировать» часть великого труда Вазари, показав историю Чимабуэ и Джотто. Продолжение следует...
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Внутри жанра исторической живописи существует особый «поджанр» или, если говорить красиво, направление. Когда художники изображают события, ранее происходившие с другими художниками. Не просто история, а история живописи (или изобразительного искусства в целом). Получается, что свои пишут своих. Конечно, в числе главных поставщиков сюжетов два основных труда. Во-первых – Джорджо Вазари (1511-1574) с его знаменитыми «Жизнеописаниями прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов» (1550-1568), начиная от Чимабуэ и заканчивая современными Вазари маньеристами. Во-вторых, фламандец Карел ван Мандер (1548-1606), "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/pisat_pro_drugih_legko_a_vot_ty_to_chto_za_gus-29646/"}, "string": "которого мы уже вспоминали как-то на этом канале"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". автор «Книги о художниках». Но сегодня нас интересуют не источники сведений об истории живописи, а её осмысление в красках и на холстах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Раз Вазари начал с Чимабуэ, то начнём и мы. Чимабуэ (1240-1302) считался первым знаменитым художником Флоренции. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фредерик Лейтон (1830-1896, Великобритания). Праздник, в честь пронесения «Мадонны» Чимабуэ по улицам Флоренции. 1854 (дата написания картины). Лондон. Национальная галерея:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "1", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "00_Leighton_Cimabue-s_Madonna_обработано.jpg", "filesize": 1759678, "height": 1676, "pic_id": 211144, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/30/00_Leighton_Cimabue-s_Madonna_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg", "width": 3795}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По свидетельству Вазари Джотто вырос в крестьянской семье."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Леон Бонна (1833-1922, Франция). Джотто, стерегущий коз. Частное собрание:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "2", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "01_Бонна_обработано.jpg", "filesize": 776006, "height": 2037, "pic_id": 211145, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/30/01_%D0%91%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg", "width": 2503}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К теме Джотто, пасущего коз, обращались аж в Бразилии. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Оскар Перейра да Силва (1865-1939, Бразилия). Детство Джотто. Музей искусств Сан-Паулу:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "3", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "01_Oscar_Pereira_da_Silva_обработано.JPG", "filesize": 1161124, "height": 2650, "pic_id": 211148, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/30/01_Oscar_Pereira_da_Silva_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg", "width": 1466}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "История (в лице Вазари) повествует нам о том, что как-то по этой дороге ехал сам Чимабуэ, тот самый, о котором мы упомянули в начале."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Рафаэлло Сорби (1844-1931, Италия). Чимабуэ и Джотто. 1919:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "4", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "02_1919_Джотто и Чимабуэ_обработано.jpg", "filesize": 62168, "height": 354, "pic_id": 211150, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/30/02_1919_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%BE_%D0%B8_%D0%A7%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%B1%D1%83%D1%8D_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К «прибытию» Чимабуэ Джотто успели «переодеть», козлов поменяли на овечек, но это мелочи. Согласно преданию, всё-таки были овечки, и именно рисунок овцы, сделанной пастушком на камне, привлек внимание прославленного мэтра."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот вам смешанный вариант (и овечки, и козочки), только юноша рисует не их, а Мадонну. Правда, Джотто вышел похожим на молодого индейца, а Чимабуэ как будто примеривается к его скальпу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Йозеф Войтех Хелих (1807-1880, Чехия). Чимабуэ видит рисующего Джотто. 1840 Народная галерея (Прага):"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "5", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "03_Josef_Vojtěch_Hellich_обработано.jpg", "filesize": 76774, "height": 600, "pic_id": 211151, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/30/03_Josef_Vojt%C4%9Bch_Hellich_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg", "width": 450}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И ещё одна версия этого события."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пьер Анри Ревой (1776-1842, Франция). Детство Джотто. 1840. Музей Гренобля:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "6", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "04_Pierre_Révoil-_обработано.jpg", "filesize": 311660, "height": 1024, "pic_id": 211153, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/30/04_Pierre_R%C3%A9voil-_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg", "width": 832}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Суть в том, что, так или иначе, Джотто действительно стал учеником в мастерской старшего коллеги."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Жюль-Клод Циглер (1804-1856, Франция) Джотто в мастерской Чимабуэ. 1847. Музей изящных искусств, Бордо:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "7", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "05_Jules-Claude_Ziegler_обработано.jpg", "filesize": 586747, "height": 2484, "pic_id": 211154, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/30/05_Jules-Claude_Ziegler_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg", "width": 1650}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что было потом – всем известно. Потом были стихи Данте:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "\"Кисть Чимабуэ славилась одна,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А ныне Джотто чествуют без лести,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И живопись того затемнена\"."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "(Данте, «Божественная комедия», «Чистилище»)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "За эти строки Джотто отблагодарил Данте (шутка) "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Данте Габриэль Россетти*. Джотто, пишущий портрет Данте. 1852:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "8", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "06_Dante_Gabriel_Rossetti_обработано.jpg", "filesize": 339222, "height": 987, "pic_id": 211157, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/30/06_Dante_Gabriel_Rossetti_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg", "width": 1242}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Итак, мы с вами, совместно с художниками разных поколений смогли «проиллюстрировать» часть великого труда Вазари, показав историю Чимабуэ и Джотто. Продолжение следует..."}], "attributes": []}], "selectedRange": [2712, 2882]}
Комментарии 31