3
Старый анекдот и слава России, часть 1 | Паблико
144 подписчики

Старый анекдот и слава России, часть 1


18 фев 2022 · 14:08    

Сначала я должен напомнить о том, что слово анекдот в прежние времена употреблялось не как синоним слова «шутка», а просто как небольшой рассказ о каком-то событии. Что может быть банальнее, чем стареющая знатная (очень знатная) дама, приближающая к себе молодого красавца. Очень старый анекдот. Но иногда последствия от такой банальности выходят самые необычные.

1749 год, молодой, 22 летний, человек, который, однако уже 7 лет как состоит при императорском дворе получает чин камер-юнкера. Не Бог весть какой. Всего лишь 9й класс в Табели о рангах и до самого верха ещё расти и расти. Если переводить с придворного языка на военный, то получится поручик в гвардии или ротмистр в кавалерии. Из достоинств, в первую очередь, молодость и красота. Впрочем, я думаю, что императорский двор наполнен молодыми красавцами. Сложно сказать, чем приглянулся 40 летней императрице именно Иван Шувалов. Говорят, он умел по-европейски себя держать и был весьма образован для своего времени. Возможно, просто счастливая звезда – оказался в нужное время в нужном месте. Может быть, в период охлаждения отношений Елизаветы Петровны с её постоянным фаворитом и, возможно, тайным мужем Алексеем Григорьевичем Разумовским. Конечно, сейчас никто бы не осмелился назвать 40 летнюю женщину стареющей, подобрали бы множество деликатных синонимов. Но мы-то знаем, что императрица, во-первых, вступала в последнее десятилетие своей жизни, а во-вторых, эту самую жизнь вела крайне нездоровым образом, что проявлялось и в полноте, и в других заметных глазу вещах.



Е.Е.Лансере. Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе. 1905*


*Да, я в курсе, что это далеко не прижизненный портрет. Но зато у художника Лансере не было необходимости льстить и приукрашивать.

Как бы то ни было, банальное событие произошло. День за днём Иван Иванович Шувалов прибавлял в авторитете и влиянии при дворе. И вскоре большинство дел в России решались только через Шувалова. «Эка невидаль» - скажет кто-то. Да таких историй как в России, так и за её пределами множество. Согласен, почему и употребил в заголовке выражение «старый анекдот». Однако, это ещё не всё



Жан-Луи де Велли. Портрет И.И.Шувалова. 1755-58


Иван Иванович Шувалов, всё-таки, отличался от большинства выскочек-фаворитов. Во-первых, он, дойдя до 4 класса Табели о рангах, отказался подниматься выше, хотя, я думаю, легко мог бы. Потом он поднимется на предпоследнюю ступеньку – обер-камергер и действительный тайный советник, но это будет уже во времена царствования Екатерины. Во-вторых, отказался он и от графского титула. В-третьих, все отмечают, что Шувалов старался ни с кем особенно не ссориться, обходился ласково даже с подчинёнными, в общем, не имел привычных черт той стервозности, которую обычно приобретают начальствующие, а уж, тем более, внезапно ставшие начальством. С другой стороны, и этому можно найти объяснение – зачем тому, у кого есть настоящая власть, какие-то формальные титулы? Не лучше ли наслаждаться всеми возможностями фаворита, оставаясь слегка в тени? Дружба с М.В.Ломоносовым? И тут понятно, кто же откажется провести время и набраться хотя бы внешних признаков ума от выдающегося мудреца.

Однако, громче всего о «не-графе» Шувалове свидетельствуют его дела. Первое хорошо всем известно. Именно он, вместе с Ломоносовым, стоял у истоков Московского университета (1755). Причём, если влияние учёного было «профильным», то есть по линии науки, то все вопросы, связанные с административными процедурами, финансированием, тем, что сейчас назвали бы «разрешительной документацией» и «лицензированием», решал именно Шувалов, естественно, благодаря своему положению. Но ведь вопрос в том, как его, это самое положение, использовать.

Впрочем, этот канал всё-таки о художествах, пора бы и поближе к основной теме. Став одним из «отцов-основателей» Московского университета, И.И.Шувалов на этом не успокоился. Он принялся пробивать другой давно назревший проект. Ещё Пётр I планировал открыть в России Академию художеств. После смерти Петра составлялись различные «прожекты», ни один из которых так и не был толком реализован. Вот за это дело и взялся Шувалов. Надо сказать, что время он выбрал весьма неудачное. В 1756 году началась Семилетняя война. Даже со строительства Зимнего дворца сняли кузнецов и направили в действующую армию. С деньгами в казне также не густо. И в это самое время, в 1757, Иван Иванович Шувалов обращается к сенаторам, в чьей компетенции были подобные вопросы с предложением учредить Академию художеств. Более того, он уже до этого создал соответствующее отделение при Московском университете, которым заведовал.



Ф.С.Рокотов. Портрет И.И.Шувалова. 1760. (вольная копия портрета кисти Л.Токе)


Думаю, что если бы не служебное личное положение просителя, проект в очередной раз был бы похоронен, и была бы Россия такой же отсталой, как и Великобритания, где Академию художеств учредили только в 1768 и то как инициативу не правительственную, а частных лиц. А так, отказать фавориту императрицы господа сенаторы не решились. 

Академия Художеств в России была учреждена

Повредничали только немного. Во-первых, подчинили вновь созданную Академию Московскому университету, во-вторых, постановили вписать её в смету, уже отпущенную на университет. Думаю, что первое условие не слишком расстроило Шувалова. Московским университетом он сам и руководил, и по совместительству стал президентом Академии художеств. Может быть кто-то до сих пор думает, что существовала какая-то хитрая схема воровства денег из казны под «нацроект» «Просвещение»? Таковые пусть устыдятся (когда прочитают продолжение статьи, которое обязательно последует) 

Сначала я должен напомнить о том, что слово анекдот в прежние времена употреблялось не как синоним слова «шутка», а просто как небольшой рассказ о каком-то событии. Что может быть банальнее, чем стареющая знатная (очень знатная) дама, приближающая к себе молодого красавца. Очень старый анекдот. Но иногда последствия от такой банальности выходят самые необычные.

1749 год, молодой, 22 летний, человек, который, однако уже 7 лет как состоит при императорском дворе получает чин камер-юнкера. Не Бог весть какой. Всего лишь 9й класс в Табели о рангах и до самого верха ещё расти и расти. Если переводить с придворного языка на военный, то получится поручик в гвардии или ротмистр в кавалерии. Из достоинств, в первую очередь, молодость и красота. Впрочем, я думаю, что императорский двор наполнен молодыми красавцами. Сложно сказать, чем приглянулся 40 летней императрице именно Иван Шувалов. Говорят, он умел по-европейски себя держать и был весьма образован для своего времени. Возможно, просто счастливая звезда – оказался в нужное время в нужном месте. Может быть, в период охлаждения отношений Елизаветы Петровны с её постоянным фаворитом и, возможно, тайным мужем Алексеем Григорьевичем Разумовским. Конечно, сейчас никто бы не осмелился назвать 40 летнюю женщину стареющей, подобрали бы множество деликатных синонимов. Но мы-то знаем, что императрица, во-первых, вступала в последнее десятилетие своей жизни, а во-вторых, эту самую жизнь вела крайне нездоровым образом, что проявлялось и в полноте, и в других заметных глазу вещах.



Е.Е.Лансере. Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе. 1905*


*Да, я в курсе, что это далеко не прижизненный портрет. Но зато у художника Лансере не было необходимости льстить и приукрашивать.

Как бы то ни было, банальное событие произошло. День за днём Иван Иванович Шувалов прибавлял в авторитете и влиянии при дворе. И вскоре большинство дел в России решались только через Шувалова. «Эка невидаль» - скажет кто-то. Да таких историй как в России, так и за её пределами множество. Согласен, почему и употребил в заголовке выражение «старый анекдот». Однако, это ещё не всё



Жан-Луи де Велли. Портрет И.И.Шувалова. 1755-58


Иван Иванович Шувалов, всё-таки, отличался от большинства выскочек-фаворитов. Во-первых, он, дойдя до 4 класса Табели о рангах, отказался подниматься выше, хотя, я думаю, легко мог бы. Потом он поднимется на предпоследнюю ступеньку – обер-камергер и действительный тайный советник, но это будет уже во времена царствования Екатерины. Во-вторых, отказался он и от графского титула. В-третьих, все отмечают, что Шувалов старался ни с кем особенно не ссориться, обходился ласково даже с подчинёнными, в общем, не имел привычных черт той стервозности, которую обычно приобретают начальствующие, а уж, тем более, внезапно ставшие начальством. С другой стороны, и этому можно найти объяснение – зачем тому, у кого есть настоящая власть, какие-то формальные титулы? Не лучше ли наслаждаться всеми возможностями фаворита, оставаясь слегка в тени? Дружба с М.В.Ломоносовым? И тут понятно, кто же откажется провести время и набраться хотя бы внешних признаков ума от выдающегося мудреца.

Однако, громче всего о «не-графе» Шувалове свидетельствуют его дела. Первое хорошо всем известно. Именно он, вместе с Ломоносовым, стоял у истоков Московского университета (1755). Причём, если влияние учёного было «профильным», то есть по линии науки, то все вопросы, связанные с административными процедурами, финансированием, тем, что сейчас назвали бы «разрешительной документацией» и «лицензированием», решал именно Шувалов, естественно, благодаря своему положению. Но ведь вопрос в том, как его, это самое положение, использовать.

Впрочем, этот канал всё-таки о художествах, пора бы и поближе к основной теме. Став одним из «отцов-основателей» Московского университета, И.И.Шувалов на этом не успокоился. Он принялся пробивать другой давно назревший проект. Ещё Пётр I планировал открыть в России Академию художеств. После смерти Петра составлялись различные «прожекты», ни один из которых так и не был толком реализован. Вот за это дело и взялся Шувалов. Надо сказать, что время он выбрал весьма неудачное. В 1756 году началась Семилетняя война. Даже со строительства Зимнего дворца сняли кузнецов и направили в действующую армию. С деньгами в казне также не густо. И в это самое время, в 1757, Иван Иванович Шувалов обращается к сенаторам, в чьей компетенции были подобные вопросы с предложением учредить Академию художеств. Более того, он уже до этого создал соответствующее отделение при Московском университете, которым заведовал.



Ф.С.Рокотов. Портрет И.И.Шувалова. 1760. (вольная копия портрета кисти Л.Токе)


Думаю, что если бы не служебное личное положение просителя, проект в очередной раз был бы похоронен, и была бы Россия такой же отсталой, как и Великобритания, где Академию художеств учредили только в 1768 и то как инициативу не правительственную, а частных лиц. А так, отказать фавориту императрицы господа сенаторы не решились. 

Академия Художеств в России была учреждена

Повредничали только немного. Во-первых, подчинили вновь созданную Академию Московскому университету, во-вторых, постановили вписать её в смету, уже отпущенную на университет. Думаю, что первое условие не слишком расстроило Шувалова. Московским университетом он сам и руководил, и по совместительству стал президентом Академии художеств. Может быть кто-то до сих пор думает, что существовала какая-то хитрая схема воровства денег из казны под «нацроект» «Просвещение»? Таковые пусть устыдятся (когда прочитают продолжение статьи, которое обязательно последует) 

Читайте также

Комментарии 11

Войдите для комментирования
■ ЖЕНСКИЕ ШТУЧКИ 13 янв 2023 в 14:57
Этого Шувалова да сейчас бы в Россию!
■ Владимир Меркулов 13 янв 2023 в 15:16
Согласен на все 100!
■ Путешествия 08 дек 2022 в 23:58
Очень интересная статья. Спасибо за статью!
■ Владимир Меркулов 09 дек 2022 в 15:22
Благодарю за отзыв и внимание!
■ Путешествия 09 дек 2022 в 23:19
Всегда пожалуйста! Взаимно! Огромное спасибо вам за ваши волшебные статьи! Буду ждать вас на своих каналах "Путешествия" и "Густуфан Кортес".
■ Густуфан Кортес 08 дек 2022 в 22:54
Гениальные художники и волшебные картины!
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ