19 окт 2022 · 11:04    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Он обладал удивительной способностью погружаться в разные миры. Русская деревня, с её незамысловатыми пейзажами, избами, лошадьми, крестьянками. Русская история, с самыми разными действующими лицами. Удивительный и ласковый мир своих – семьи, друзей и близких, включая детей (и особенно детей). Мир античности, почти подлинный дух Древней Греции с морем и героями мифов. Мир театра, состоящий из актёров и декораций, где жизнь смешивается с постановками, а постановки с жизнью. Аристократический Петербург с монархами, коронациями, породистыми заказчиками на породистых кобылах и с породистыми псами, дамочками, отличающимися от нынешних инста-кукол разве что фасоном губ (плотно поджаты). Даже мир актуальной, злободневной политической сатиры. По его портретам, как и по портретам его учителя, И. Е. Репина, можно составить энциклопедию, почти полное представление об общественной жизни России последнего десятилетия XIX века и первого десятилетия ХХ-го. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Все давно уже поняли, что речь идёт о Валентине Александровиче Серове. Художник «изученный» вдоль и поперёк. Но если провести опрос, какое слово из около-художественного лексикона меньше всего ассоциируется с Серовым? Я не настаиваю, но думаю, что в числе «призёров» точно окажется слово «Восток». Собственно, перечень «серовских мотивов» я привёл в начале. Туда конечно можно добавить ещё кое-что, но согласитесь, когда мы соединяем в сознании понятия «Восток» и «русское искусство конца XIX – начала ХХ века», то сразу вспоминаем – Верещагина, Поленова, Айвазовского, Рериха. И мало кому придёт в голову говорить о Серове. Конечно, я не имею в виду всезнающих экспертов (одно снятие шляпы и три поклона) и толстые каталоги (два почтительных полуприседа). Я говорю лишь о массовом зрителе. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И тем не менее «восточный» Серов существует. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И в первую очередь он обязан этим своему отцу. Вы думаете я устал и с «устатку» чушь несу? Естественно В. А. Серов обязан своим существованием своему отцу и своей матушке. Но я в другом смысле. Как говаривал гражданин О. Бендер: «Тут дело в том, какой отец»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Александр Николаевич Серов (1820-1871) достаточно известный русский композитор. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Валентин Александрович Серов. Портрет отца Александра Николаевича Серова за работой: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "1", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "31822_original.jpg", "filesize": 388108, "height": 1687, "pic_id": 194274, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/19/31822_original.jpeg", "width": 1030}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К сожалению, сын не мог написать такой портрет отца с натуры. А. Н. Серов умер, когда его сыну было шесть. Так что это просто образ, воссозданный посмертно. Но этой темы мы уже как-то касались: "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/kak_gluboka_mozhet_byt_svjaz_ottsa_i_syna_-619/"}, "string": "Как глубока может быть связь отца и сына"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Самым известным произведением Серова-отца считается опера «Юдифь», премьера в 1863, за два года до рождения Серова-сына. Опера вышла успешной и ставилась довольно долго. Настолько долго, что Валентин Александрович Серов вырос и стал известным художником. Я не знаю всех деталей, но то, что в какой-то момент он получил заказ на сценическое оформление произведения отца, выглядит вполне естественно. Вот так и появился «восточный» Валентин Серов. Благодаря отцу. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Валентин Александрович Серов. Эскиз декорации к опере Александра Николаевича Серова «Юдифь», 1907:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "2", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "32081_original.jpg", "filesize": 193803, "height": 786, "pic_id": 194282, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/19/32081_original.jpeg", "width": 1000}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кто-то может сказать, что это очень условный «Восток», так, скорее некая фантазия. Согласимся с замечанием, хотя что такое вообще «Восток» в европейском искусстве как не одна сплошная фантазия? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поищем чего-то более харАктерного, восточного. Главная героиня оперы Юдифь, иудейка, в момент, описанный в Библии безусловно принадлежит миру Востока, но вот впоследствии культурное восприятие сместится. С эпохи Возрождения образ становится скорее европейским, или уж, по крайней мере, «пограничным». Но зато главный, как сейчас модно говорить у молодёжи, антагонист уж никуда не денется. Олоферн – типичный восточный сатрап и деспот. Так что получите-таки «восточного» Серова. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Валентин Александрович Серов. Эскиз костюма Олоферна к опере Александра Николаевича Серова «Юдифь» 1909: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "3", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "32711_original.jpg", "filesize": 81401, "height": 603, "pic_id": 194283, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/19/32711_original.jpeg", "width": 355}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Помимо всего прочего костюм Олоферна вполне соответствует традиционному ассирийском:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ассирийцы:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "4", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "32934_original.jpg", "filesize": 111813, "height": 418, "pic_id": 194284, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/19/32934_original.jpeg", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Весьма вероятно, что существуют другие декорации и эскизы В. А. Серова к «Юдифи». Или существовали. Уж больно непрочный это вид искусства – театральные декорации и эскизы, особенно в эпохи потрясений. Но даже по тому, что мне доступно видно, что Серов-сын с художественным осмыслением оперы Серова-отца справился, и не просто как художник, но и с определённой степенью исторической достоверности. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И это ещё не всё. Из-за пары рисунков можно было бы и не начинать. Погрузившись в мир Востока на примере «Юдифи» В. А. Серов пошёл дальше. В 1910 на сцене Парижской Гранд-опера поставлена «Шехерезада» - балет на музыку Н. А. Римского-Корсакова. В создании эскизов (по крайней мере занавеса) принимал участие и Серов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Всадники (думаю, что название условно). 1910: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "5", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "33200_original.jpg", "filesize": 191589, "height": 728, "pic_id": 194285, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/19/33200_original.jpeg", "width": 1000}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Принц (также условное название):"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "6", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "33667_original.jpg", "filesize": 998757, "height": 1669, "pic_id": 194287, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/19/33667_original.jpeg", "width": 1099}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А теперь скажу, что меня поразило, и из чего собственно родилась эта заметка. Посмотрите ещё раз на две последние иллюстрации. Ничего не напоминает? А если без подписи «Серов»? Конечно. Это же в чистом виде персидская миниатюра. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для сравнения – 1. Персидская миниатюра:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "7", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "33872_2000.jpg", "filesize": 753701, "height": 1064, "pic_id": 194289, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/19/33872_2000.jpeg", "width": 1685}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для сравнения – 2 - Всадник. Персидская миниатюра конца XVI века. Эрмитаж (В. А. Серов точно мог видеть эту работу):"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "8", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "34058_original.jpg", "filesize": 186753, "height": 949, "pic_id": 194290, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/19/34058_original.jpeg", "width": 666}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я ни в коем случае не хочу обвинить нашего национального гения в плагиате. Вспомните, с чего начиналась эта заметка: «Он обладал удивительной способностью погружаться в разные миры». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И как знать, чем бы закончилось погружение Валентина Александровича Серова в мир Востока, а точнее во вполне конкретные художественные миры ассирийских барельефов и персидской миниатюры в 1907-1910 годах, если бы не трагическая смерть художника в 1911. Может быть, тогда слово «Восток» и ассоциировалось бы у нас с Серовым гораздо больше"}], "attributes": []}], "selectedRange": [5607, 5607]}
Комментарии 26