3
Россия против США | Паблико
144 подписчики

Россия против США


18 ноя 2022 · 08:03    

Меня всегда очень привлекал метод «двойного портрета». Помните, у Плутарха – «Сравнительные жизнеописания». А может Плутарх и не сам это выдумал, а у кого-то позаимствовал? Но эффект великолепный, особенно когда можно посмотреть наглядно. 

Василий Васильевич Верещагин родился в 1842 году в городе «Че». Не пугайтесь, это Череповец так называется, был я там пару лет назад, так у них все столбы такими плакатами завешаны с соответствующей картинкой. Через 7 лет, в Бостоне, штат Массачусетс родился Эдвин Лорд Уикс. 

Предчувствуете? Вас ждёт «великая битва»: русский против американца. Можно делать ставки и запасаться попкорном. 

Но пора вернуться к нашим героям, а то они ещё только родились. Их жизненные пути один раз почти совпали. В 1864 году Василий Васильевич Верещагин, окончив до этого Морской кадетский корпус и Академию художеств, приехал в Париж, учиться у прославленного тогда Жана-Леона Жерома. Кстати, фигура Жерома безусловно требует отдельного рассказа, так как сейчас для большинства он представляется этаким штамповщиком не очень одетых дам в султано-гаремном стиле (что в общем то тоже имело место, но кое-где и порой), а на самом деле это был довольно глубокий и интересный художник. В Париже Верещагин обучался (с перерывами) до 1866 года. Эдвин Лорд Уикс в молодости учился понемногу, перемежая учёбу с путешествиями, а в 1872 году, приехал в Париж… учиться у Жана-Леона Жерома. 

Чувствуете нарастание синхронности? Я же не зря говорил – «двойной портрет». Дальше – больше. В итоге и тот и другой оказались на Востоке, но не просто в «мире 1001 ночи» а дальше и глубже – в Индии. И вот начиная отсюда, я хотел бы не рассказывать, а показывать, а выводы вы будете делать сами. 

Отмечу только что Василий Васильевич Верещагин в итоге «забрался» чуть дальше на Восток – в Восточный Туркестан, Китай и Японию. Уикс остановился на Индии. 

Конечно, следует признать большое несходство главных героев в том, что Верещагин это не только картины Востока, но ещё и батальная живопись, и огромный миротворческий порыв. Но сегодня я буду говорить о том, что объединяет. В любом случае есть одно несомненное сходство. Это почти что «репортажная» живопись. Это живой, реальный Восток тех лет, а не фантазии о нём европейцев, многие из которых знали Восток только по беллетристике о наложницах в гаремах. 

Художники и ушли из жизни синхронно. Эдвин Лорд Уикс в 1903, Василий Васильевич Верещагин, как известно, трагически погиб в 1904 в результате подрыва на мине броненосца «Петропавловск» в ходе преступной авантюры, именуемой русско-японской войной. 

Я предлагаю сегодня устроить небольшую перекличку между двумя художниками. Картины вовсе не обязательно должны совпадать, хотя подобное и не исключается. 

В. В. Верещагин. Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде:



1


Эдвин Лорд Уикс. Рынок возле мечети Вазир Хана в Лахоре:



2


В. В. Верещагин. Верблюд во дворе караван-сарая:



3


Эдвин Лорд Уикс. Королевский слон:



4


В. В. Верещагин. Повозка богатых людей в Дели:



5


Эдвин Лорд Уикс. Около гхаты (место для омовения) Матхура (город):



6


В. В. Верещагин. Раджнагар. Мраморная, украшенная барельефами набережная на озере в Удайпуре:



7


Эдвин Лорд Уикс. Прибытие махараджи в форт Амбер:



8


В. В. Верещагин. Моти Масджид (Жемчужная мечеть) в Агре:



9


Эдвин Лорд Уикс. Священные голуби. Джайпур:



10


В. В. Верещагин. Всадник-воин в Джайпуре:



11


Эдвин Лорд Уикс. Великий Могол и его двор возвращаются из Великой мечети. Дели:



12


В. В. Верещагин. Колоннада в Джайнском храме на горе Абу вечером:



13


Эдвин Лорд Уикс. Праздник в Фатехпур-сикри:



14


В. В. Верещагин. Гробница Шейха Селима Чишти в Фатехпур-Сикри:



15


Эдвин Лорд Уикс. На реке Бенарес:



16


В. В. Верещагин. Мавзолей Тадж-Махал в Агре:



17


Эдвин Лорд Уикс. Мавзолей Тадж-Махал в Агре:



18


Осталось ответить на последний вопрос: «Какую же цель преследует автор?». Мне интересно как будут выглядеть очень родственные художники при близком сопоставлении (перемешивании) их работ, а с учётом того, что мы говорим об одном и том же «объекте» изображения получается красивый «стерео-эффект» 

Меня всегда очень привлекал метод «двойного портрета». Помните, у Плутарха – «Сравнительные жизнеописания». А может Плутарх и не сам это выдумал, а у кого-то позаимствовал? Но эффект великолепный, особенно когда можно посмотреть наглядно. 

Василий Васильевич Верещагин родился в 1842 году в городе «Че». Не пугайтесь, это Череповец так называется, был я там пару лет назад, так у них все столбы такими плакатами завешаны с соответствующей картинкой. Через 7 лет, в Бостоне, штат Массачусетс родился Эдвин Лорд Уикс. 

Предчувствуете? Вас ждёт «великая битва»: русский против американца. Можно делать ставки и запасаться попкорном. 

Но пора вернуться к нашим героям, а то они ещё только родились. Их жизненные пути один раз почти совпали. В 1864 году Василий Васильевич Верещагин, окончив до этого Морской кадетский корпус и Академию художеств, приехал в Париж, учиться у прославленного тогда Жана-Леона Жерома. Кстати, фигура Жерома безусловно требует отдельного рассказа, так как сейчас для большинства он представляется этаким штамповщиком не очень одетых дам в султано-гаремном стиле (что в общем то тоже имело место, но кое-где и порой), а на самом деле это был довольно глубокий и интересный художник. В Париже Верещагин обучался (с перерывами) до 1866 года. Эдвин Лорд Уикс в молодости учился понемногу, перемежая учёбу с путешествиями, а в 1872 году, приехал в Париж… учиться у Жана-Леона Жерома. 

Чувствуете нарастание синхронности? Я же не зря говорил – «двойной портрет». Дальше – больше. В итоге и тот и другой оказались на Востоке, но не просто в «мире 1001 ночи» а дальше и глубже – в Индии. И вот начиная отсюда, я хотел бы не рассказывать, а показывать, а выводы вы будете делать сами. 

Отмечу только что Василий Васильевич Верещагин в итоге «забрался» чуть дальше на Восток – в Восточный Туркестан, Китай и Японию. Уикс остановился на Индии. 

Конечно, следует признать большое несходство главных героев в том, что Верещагин это не только картины Востока, но ещё и батальная живопись, и огромный миротворческий порыв. Но сегодня я буду говорить о том, что объединяет. В любом случае есть одно несомненное сходство. Это почти что «репортажная» живопись. Это живой, реальный Восток тех лет, а не фантазии о нём европейцев, многие из которых знали Восток только по беллетристике о наложницах в гаремах. 

Художники и ушли из жизни синхронно. Эдвин Лорд Уикс в 1903, Василий Васильевич Верещагин, как известно, трагически погиб в 1904 в результате подрыва на мине броненосца «Петропавловск» в ходе преступной авантюры, именуемой русско-японской войной. 

Я предлагаю сегодня устроить небольшую перекличку между двумя художниками. Картины вовсе не обязательно должны совпадать, хотя подобное и не исключается. 

В. В. Верещагин. Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде:



1


Эдвин Лорд Уикс. Рынок возле мечети Вазир Хана в Лахоре:



2


В. В. Верещагин. Верблюд во дворе караван-сарая:



3


Эдвин Лорд Уикс. Королевский слон:



4


В. В. Верещагин. Повозка богатых людей в Дели:



5


Эдвин Лорд Уикс. Около гхаты (место для омовения) Матхура (город):



6


В. В. Верещагин. Раджнагар. Мраморная, украшенная барельефами набережная на озере в Удайпуре:



7


Эдвин Лорд Уикс. Прибытие махараджи в форт Амбер:



8


В. В. Верещагин. Моти Масджид (Жемчужная мечеть) в Агре:



9


Эдвин Лорд Уикс. Священные голуби. Джайпур:



10


В. В. Верещагин. Всадник-воин в Джайпуре:



11


Эдвин Лорд Уикс. Великий Могол и его двор возвращаются из Великой мечети. Дели:



12


В. В. Верещагин. Колоннада в Джайнском храме на горе Абу вечером:



13


Эдвин Лорд Уикс. Праздник в Фатехпур-сикри:



14


В. В. Верещагин. Гробница Шейха Селима Чишти в Фатехпур-Сикри:



15


Эдвин Лорд Уикс. На реке Бенарес:



16


В. В. Верещагин. Мавзолей Тадж-Махал в Агре:



17


Эдвин Лорд Уикс. Мавзолей Тадж-Махал в Агре:



18


Осталось ответить на последний вопрос: «Какую же цель преследует автор?». Мне интересно как будут выглядеть очень родственные художники при близком сопоставлении (перемешивании) их работ, а с учётом того, что мы говорим об одном и том же «объекте» изображения получается красивый «стерео-эффект» 

Читайте также

Комментарии 53

Войдите для комментирования
■ Санта-Барбара 24 янв 2023 в 21:24
Замечательные художники! Спасибо за такое интересное их представление!
■ Владимир Меркулов 24 янв 2023 в 23:07
Очень рад, что понравился метод, значит, у него есть потенциал
■ УЗНАЕТЕ О МНОГОМ 25 дек 2022 в 23:27
Хорошие художнткиИ чего их слпосьовлятьКаждый рисует своеНу и где вишенка на торте о сравнениях и сопоставлениях двух художников? Запутывать читателей своей замысловатостью? Главное художники по своему изобразили природу, небо, обьекты, животныхКаждый художник автор по своему Цель у них одна - нарисовать как можно натурально свое изображение
■ Владимир Меркулов 27 дек 2022 в 18:12
Я люблю стерео-эффекты. Двойное видение одного и того же всегда даёт новые ощущения
■ сосмыслом 21 ноя 2022 в 22:54
Спасибо, очень оригинально показали замечательные полотна
■ Владимир Меркулов 22 ноя 2022 в 13:08
Большое спасибо за отзыв!
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ