Как и обещал, продолжение статьи, вышедшей утром. Начало - здесь
Наверное, надо начать с истории написания картины. И тут невероятное значение имеют время и место. 1834 год – дата создания полотна. «Помещаем в контекст» иных событий из жизни художника.
1833 – закончена работа над «Последним днём Помпеи». Брюллов просто открывает двери своей римской мастерской и приглашает всех, устроив, таким образом, выставочный зал. В какой-то момент выставка картины русского художника превращается в Риме в событие № 1, а сам Брюллов – в главного римского художника. Затем картину перевозят в Милан, для участия в тамошней художественной выставке. А потом, владелец «Последнего дня Помпеи» Анатолий Николаевич Демидов, добивается включения её в программу Парижского салона 1834.
Жюри Салона присуждает главной работе Брюллова золотую медаль, но публика и пресса встречают картину довольно холодно. Главные события того Салона – «Алжирские женщины» Эжена Делакруа и «Мученичество св. Симфориана» извечного оппонента Делакура – Энгра.
Эжен Делакруа. Алжирские женщины. 1834. Лувр:
1
Кроме того, ещё одна работа привлекает всеобщее внимание.
Возвращаясь из Парижа, Брюллов снова оказывается в Милане. Именно там и была написана «Смерть Инес де Кастро». История началась в салоне маркизы Висконти-Арагоны. По Милану уже давно идут слухи: «Неужели великий Карл Брюллов кончился и после «Помпеи» ничего больше не напишет?». Графиня, как бы невзначай, роняет фразу: «А что, Вы больше не выставляетесь?». В ответ Брюллов с показной небрежностью бросает «Дайте мне холстину, напишу что-нибудь». Ему дают «холстину» размером 2 на 3 метра. На другой день Брюллов уединяется в одной из комнат Брерского дворца и за 17 дней (!) пишет «Смерть Инес де Кастро». По свидетельству очевидцев, он почти не отдыхал.
Ответ Брюллова
Вам ничего не кажется? Да это же самое настоящее пари. Брюллова попробовали взять «На слабо» и он принял вызов. Так что, обстоятельства написания картины уже заставляют сомневаться в том, что это серьёзная работа.
А кроме того, у Брюллова были очень сложные отношения с романтиками. Конечно, в те годы, романтизм в живописи самое модное и передовое направление. Но Брюллов хорошо знает себе цену, особенно после работы над «Последним днём Помпеи». Дело даже не в успехе. Он почувствовал собственные возможности, смог реализовать их. Поэтому, я не думаю, что он страдал каким-либо комплексом неполноценности, подталкивающим его к погоне за модой.
Да, поздние исследователи часто относили творчество Брюллова к романтизму. Однако, скажите честно, кто из больших художников думает о том, куда потом запихнут его искусствоведы в своих классификациях?
Конечно, следы эстетики романтиков или соответствующих образов часто встречаются в его творчестве. Но он был всё-таки слишком большой и самостоятельной величиной, уверенно чувствовал себя как в романтической, так и в классически-академической стихии.
Говорят, что закончив «Смерть Инес де Кастро», Брюллов заявил: «Я романтизму отдал дань». Я не знаю, насколько это верно, но у меня все больше и больше зреет предположение о том, что эта картина несерьёзна. Художник как бы заявляет нам: «Вы думаете я не могу так, как сейчас модно, как пишут все? Вся эта «любовь и кровь» (вспоминайте картину Делароша на Салоне). Все эти преувеличенные страсти. Да пожалуйста! На спор? Получите».
Посмотрите ещё раз на картину. Эта «алебастровая шея» и злобные «клевреты» - они написаны с трагической серьёзностью? Ой сомневаюсь..
По крайней мере, я не настаиваю на полной безошибочности высказанной версии, но, во всяком случае она имеет право на существование.
А что думаете вы?
Друзья мои, потихоньку-полегоньку, у меня сформировался целый «брюлловский цикл» на этом канале. Ежели кому интересно, вот ссылки (я даже приведу их в хронологическом порядке, касательно жизни художника)
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как и обещал, продолжение статьи, вышедшей утром. "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/romantika_ili_steb_oj_eto_kamoens_1-111274/"}, "string": "Начало - здесь "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Наверное, надо начать с истории написания картины. И тут невероятное значение имеют время и место. 1834 год – дата создания полотна. «Помещаем в контекст» иных событий из жизни художника."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1833 – закончена работа над «Последним днём Помпеи». Брюллов просто открывает двери своей римской мастерской и приглашает всех, устроив, таким образом, выставочный зал. В какой-то момент выставка картины русского художника превращается в Риме в событие № 1, а сам Брюллов – в главного римского художника. Затем картину перевозят в Милан, для участия в тамошней художественной выставке. А потом, "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/za_chej_schet_shedevr-1370/"}, "string": "владелец «Последнего дня Помпеи» Анатолий Николаевич Демидов"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", добивается включения её в программу Парижского салона 1834. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Жюри Салона присуждает главной работе Брюллова золотую медаль, но публика и пресса встречают картину довольно холодно. Главные события того Салона – «Алжирские женщины» Эжена Делакруа и «Мученичество св. Симфориана» извечного оппонента Делакура – Энгра. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эжен Делакруа. Алжирские женщины. 1834. Лувр:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "1", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "04.jpg", "filesize": 275482, "height": 939, "pic_id": 366366, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/14/04_JhHbCKw.jpeg", "width": 1189}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кроме того, ещё одна работа привлекает всеобщее внимание. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поль Деларош. Казнь леди Джейн Грей в Лондоне. 1833. Лондонская национальная галерея:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "2", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "05.jpg", "filesize": 174073, "height": 678, "pic_id": 366398, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/14/05.jpeg", "width": 865}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Возвращаясь из Парижа, Брюллов снова оказывается в Милане. Именно там и была написана «Смерть Инес де Кастро». История началась в салоне маркизы Висконти-Арагоны. По Милану уже давно идут слухи: «Неужели великий Карл Брюллов кончился и после «Помпеи» ничего больше не напишет?». Графиня, как бы невзначай, роняет фразу: «А что, Вы больше не выставляетесь?». В ответ Брюллов с показной небрежностью бросает «Дайте мне холстину, напишу что-нибудь». Ему дают «холстину» размером 2 на 3 метра. На другой день Брюллов уединяется в одной из комнат Брерского дворца и за 17 дней (!) пишет «Смерть Инес де Кастро». По свидетельству очевидцев, он почти не отдыхал."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Ответ Брюллова", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "01.jpg", "filesize": 197121, "height": 720, "pic_id": 366402, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/14/01_2kUiWO8.jpeg", "width": 1000}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вам ничего не кажется? Да это же самое настоящее пари. Брюллова попробовали взять «На слабо» и он принял вызов. Так что, обстоятельства написания картины уже заставляют сомневаться в том, что это серьёзная работа. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А кроме того, у Брюллова были очень сложные отношения с романтиками. Конечно, в те годы, романтизм в живописи самое модное и передовое направление. Но Брюллов хорошо знает себе цену, особенно после работы над «Последним днём Помпеи». Дело даже не в успехе. Он почувствовал собственные возможности, смог реализовать их. Поэтому, я не думаю, что он страдал каким-либо комплексом неполноценности, подталкивающим его к погоне за модой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Да, поздние исследователи часто относили творчество Брюллова к романтизму. Однако, скажите честно, кто из больших художников думает о том, куда потом запихнут его искусствоведы в своих классификациях?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Конечно, следы эстетики романтиков или соответствующих образов часто встречаются в его творчестве. Но он был всё-таки слишком большой и самостоятельной величиной, уверенно чувствовал себя как в романтической, так и в классически-академической стихии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Говорят, что закончив «Смерть Инес де Кастро», Брюллов заявил: «Я романтизму отдал дань». Я не знаю, насколько это верно, но у меня все больше и больше зреет предположение о том, что эта картина несерьёзна. Художник как бы заявляет нам: "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Вы думаете я не могу так, как сейчас модно, как пишут все? Вся эта «любовь и кровь» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "(вспоминайте картину Делароша на Салоне). "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Все эти преувеличенные страсти. Да пожалуйста! На спор? Получите»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Посмотрите ещё раз на картину. Эта «алебастровая шея» и злобные «клевреты» - они написаны с трагической серьёзностью? Ой сомневаюсь.."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По крайней мере, я не настаиваю на полной безошибочности высказанной версии, но, во всяком случае она имеет право на существование."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А что думаете вы? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Друзья мои, потихоньку-полегоньку, у меня сформировался целый «брюлловский цикл» на этом канале. Ежели кому интересно, вот ссылки (я даже приведу их в хронологическом порядке, касательно жизни художника) "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/otets_odnogo_genija_i_ljubimyj_uchitel_drugogo_-1336/"}, "string": "Отец одного гения и любимый учитель другого"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/genij_i_dengi_-1364/"}, "string": "Гений и деньги "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/za_chej_schet_shedevr-1370/"}, "string": "За чей счёт шедевр?"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/za_chej_schet_shedevr-1370/"}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/karl_grecheskij-14166/"}, "string": "Карл Греческий"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/karl_grecheskij-14166/"}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/tochki_peresechenija_sudeb_dvuh_russkih_geniev_-5061/"}, "string": "Точки пересечения судеб двух русских гениев "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/jumor_velikogo_karla_brjullova_-520/"}, "string": "Юмор великого Карла Брюллова "}], "attributes": []}], "selectedRange": [4078, 4078]}
Комментарии 35