3
Романтика или стёб, ой, это... Камоэнс (1) | Паблико
144 подписчики

Романтика или стёб, ой, это... Камоэнс (1)


14 янв 2023 · 11:03    

Эта картина Карла Брюллова весьма хорошо известна. 

Карл Брюллов. Смерть Инесы де Кастро. 1834. Государственный Русский музей: 



1


Про неё много раз писали и неоднократно разъясняли её сюжет. Зачем мне повторяться? И всё-таки, я попробую вновь взяться за эту тему, но совершенно под другим углом. Рискуя навлечь на себя проклятия, упрёки и прочее. И натолкнул меня на эту идею один всем хорошо известный фильм. Помните… 

Ой, Камоэнс 

А теперь давайте вместе попробуем ответить на вопрос: «Брюллов писал эту картину всерьёз или это, говоря современным языком, стёб?». Без того, чтобы немного не вспомнить сюжет, никак.

Кстати, предлагаю, слушая сюжет, обращаться к одному из первоисточников, «Лузиаде» Камоэнса. Итак, наследник португальского престола тайно обвенчался с некой Инес де Кастро. 

"122- Придворные невест ему искали,

Принцессы домогались с ним союза,

Но он отверг с досадой и презреньем

Все разговоры о сердечных узах.

Наследника младого поведенье

Пришлось отцу крутому не по вкусу,

И под влияньем злобных наговоров

Он сына покарать задумал вскоре".

(Здесь и далее в статье используется перевод нашей соотечественницы Ольги Александровны Овчаренко) 

Говорят, что тут Камоэнс что-то напутал. Вроде бы как принц обвенчался с Инес, уже овдовев, и имея детей от законного брака, а также четверых от фаворитки. Во-первых, это создавало необычайную династическую путаницу в будущем, но это бы ещё полбеды. 

"123 - Чтоб принца разлучить с Инеш навечно,

Ее он с жизнью разлучить решился.

Огонь любви властитель бессердечный

Потоком крови погасить стремился.

Как допустил отец бесчеловечный,

Что меч его булатный обагрился

Не черной кровью злобных сарацинов,

А кровью дамы, юной и безвинной? "

Родная сестра Инес была замужем за королём Кастилии и Леона (фактически соседней Испании). Так что в случае династической свары, этот фактор сработал бы, и в весьма неблагоприятную сторону. У короля были причины не любить Инес де Кастро (хотя я конечно не оправдываю жестокости) 

"124 - Когда Инеш несчастную втащили

В покои короля, такую жалость

Ему рыданья женщины внушили,

Что сердце короля от горя сжалось,

Но вновь его клевреты обступили,

Уже бряцанье стали раздавалось,

И уступил с угрюмостью покорной

Могучий властелин своим придворным".



Вот он, тот самый "отец бесчеловечный"


Собственно, этому моменту у Камоэнса и соответствует картина Брюллова. Дальше следует длинная речь убиваемой, которая в первую очередь апеллирует к родственным чувствам деда по отношению к внукам. 

"130 - Король, ее растроганный слезами,

Хотел несчастной даровать прощенье,

Но свита с обнаженными мечами

К ней подступила в яром озлобленье"



Свита с обнажёнными мечами


"(Предрешено, как видно, небесами

Инеш безвинной было убиенье).

И лиходеи силой похвалялись,

Когда на битву с дамой собирались! "

И наконец – кульминация (не волнуйтесь, стихов больше не будет)

"132 - Вершители лихого приговора

Пронзили алебастровую шею.

Краса померкла трепетного взора,

Что юный принц боготворил, лелея.

Не ведая в душе своей укора,

Красу Инеш несчастной не жалея,

Убийцы ей ланиты осквернили

И кровью белизну их обагрили".

Итак, история 14 века, густо замешанная на политике, уже во второй половине 16, под пером Камоэнса приобрела несколько иную окраску. А что же Брюллов, гений 19 века? Что для него значили все эти португальские интриги 500 летней давности? 

Продолжение опубликую сегодня же, статья выходит слишком длинная, разобью на две части 

Эта картина Карла Брюллова весьма хорошо известна. 

Карл Брюллов. Смерть Инесы де Кастро. 1834. Государственный Русский музей: 



1


Про неё много раз писали и неоднократно разъясняли её сюжет. Зачем мне повторяться? И всё-таки, я попробую вновь взяться за эту тему, но совершенно под другим углом. Рискуя навлечь на себя проклятия, упрёки и прочее. И натолкнул меня на эту идею один всем хорошо известный фильм. Помните… 

Ой, Камоэнс 

А теперь давайте вместе попробуем ответить на вопрос: «Брюллов писал эту картину всерьёз или это, говоря современным языком, стёб?». Без того, чтобы немного не вспомнить сюжет, никак.

Кстати, предлагаю, слушая сюжет, обращаться к одному из первоисточников, «Лузиаде» Камоэнса. Итак, наследник португальского престола тайно обвенчался с некой Инес де Кастро. 

"122- Придворные невест ему искали,

Принцессы домогались с ним союза,

Но он отверг с досадой и презреньем

Все разговоры о сердечных узах.

Наследника младого поведенье

Пришлось отцу крутому не по вкусу,

И под влияньем злобных наговоров

Он сына покарать задумал вскоре".

(Здесь и далее в статье используется перевод нашей соотечественницы Ольги Александровны Овчаренко) 

Говорят, что тут Камоэнс что-то напутал. Вроде бы как принц обвенчался с Инес, уже овдовев, и имея детей от законного брака, а также четверых от фаворитки. Во-первых, это создавало необычайную династическую путаницу в будущем, но это бы ещё полбеды. 

"123 - Чтоб принца разлучить с Инеш навечно,

Ее он с жизнью разлучить решился.

Огонь любви властитель бессердечный

Потоком крови погасить стремился.

Как допустил отец бесчеловечный,

Что меч его булатный обагрился

Не черной кровью злобных сарацинов,

А кровью дамы, юной и безвинной? "

Родная сестра Инес была замужем за королём Кастилии и Леона (фактически соседней Испании). Так что в случае династической свары, этот фактор сработал бы, и в весьма неблагоприятную сторону. У короля были причины не любить Инес де Кастро (хотя я конечно не оправдываю жестокости) 

"124 - Когда Инеш несчастную втащили

В покои короля, такую жалость

Ему рыданья женщины внушили,

Что сердце короля от горя сжалось,

Но вновь его клевреты обступили,

Уже бряцанье стали раздавалось,

И уступил с угрюмостью покорной

Могучий властелин своим придворным".



Вот он, тот самый "отец бесчеловечный"


Собственно, этому моменту у Камоэнса и соответствует картина Брюллова. Дальше следует длинная речь убиваемой, которая в первую очередь апеллирует к родственным чувствам деда по отношению к внукам. 

"130 - Король, ее растроганный слезами,

Хотел несчастной даровать прощенье,

Но свита с обнаженными мечами

К ней подступила в яром озлобленье"



Свита с обнажёнными мечами


"(Предрешено, как видно, небесами

Инеш безвинной было убиенье).

И лиходеи силой похвалялись,

Когда на битву с дамой собирались! "

И наконец – кульминация (не волнуйтесь, стихов больше не будет)

"132 - Вершители лихого приговора

Пронзили алебастровую шею.

Краса померкла трепетного взора,

Что юный принц боготворил, лелея.

Не ведая в душе своей укора,

Красу Инеш несчастной не жалея,

Убийцы ей ланиты осквернили

И кровью белизну их обагрили".

Итак, история 14 века, густо замешанная на политике, уже во второй половине 16, под пером Камоэнса приобрела несколько иную окраску. А что же Брюллов, гений 19 века? Что для него значили все эти португальские интриги 500 летней давности? 

Продолжение опубликую сегодня же, статья выходит слишком длинная, разобью на две части 

Читайте также

Комментарии 27

Войдите для комментирования
■ eltavr08 17 янв 2023 в 06:34
👍👍
■ Владимир Меркулов 17 янв 2023 в 15:31
Спасибо!
■ Северянин домосед 15 янв 2023 в 19:22
Отличная статья!
■ Владимир Меркулов 15 янв 2023 в 20:37
Спасибо!
■ У окна 15 янв 2023 в 17:58
Прекрасный Камоэнс! И не менне прекрасный Брюллов!
■ Владимир Меркулов 15 янв 2023 в 21:39
👍
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ