3
"Радости" деревенской жизни | Паблико
144 подписчики

"Радости" деревенской жизни


25 ноя 2022 · 10:11    

Продолжаем начатый недавно разговор о русском художнике Василии Максимове. Как вы помните из предыдущих частей, мальчик из бедной крестьянской семьи начал свою жизнь с двух побегов, сначала из монастыря, а потом от «благодетеля» -хозяина. Ценой выдающихся усилий смог закончить Академию художеств. Теперь он на пороге самостоятельной творческой жизни. Но, сначала вернёмся немного назад. Помните, я писал о том, что защитники старых порядков (да и новых тоже) очень любят говорить о том, что «обличители» дескать все происходили из непонятной интеллигентской прослойки и подлинной народной жизни не знали, не видели и «не нюхали». Разберём эту грубую ложь на примере нашего героя. 

Уже став художником, Василий Максимович Максимов неоднократно возвращался в родные места. В 1866 году, окончив обучение в Академии художеств, он отказался участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, дающую право на зарубежную поездку, и отправился в деревню. «Я был рад решению пожить в деревне, на свободе, ознакомиться с крестьянской жизнью – не сквозь чужие очки и не по детским воспоминаниям, а по всей полноте моей, подготовленной к любви», - так говорил сам художник. Свои лучшие картины он написал неподалёку от места рождения, в деревне Чернавино, того же Новоладожского уезда, что и Лопино. И. Н. Крамской говорил, что картины Максимова будто бы написаны самим народом.

В. М. Максимов. Внутренний вид избы. 1869:



1


В. М. Максимов. Крестьянская изба. 1869:



2


Нет, господа – любители «великой империи», этот быт и этот образ жизни он знал не понаслышке. В разных музеях деревянного зодчества, разбросанных по стране бывали? Слышали рассказы о том, что изба в 2 окна считалась уже не бедной. Вот вам изба в два окна.

В. М. Максимов. Бедный ужин. 1879:



3


Очаровательная жизнь, не правда ли? Зато пшеницу в пол-Европы вывозили и до сих пор этим гордимся. Кстати, Василий Максимов не считал свои картины законченными, пока они не получали одобрения односельчан. Крестьяне говорили ему: «Ты наш, если и напишешь, то не для смеху». Так что трещит и тает как лёд на солнце миф о том, что «либеральная интеллигенция очерняла». Самый что ни на есть глубинный народ. Тот самый, от имени которого почвенники и прочие великодержавцы любят покричать.

Кстати, в 1866 государственных крестьян окончательно «освободили». При этом размер их наделов сократился где на 10, а где и на все 40 с лишним процентов, а размер платежей вырос в два раза (!) по сравнению с прежними временами. Умеют у нас «освобождать». А вы в курсе, что выкупные платежи были рассчитаны аж на срок до 1931 года. Во как «задолжали» государственные крестьяне романовской (а точнее гольштейн-готторповской) ОПГ! И попробуй не внеси вовремя! Это тебе не нынешние времена с банкротством да коллекторами.

В. М. Максимов. Аукцион за недоимки. 1880



4


Что там было жалеть в этом общественном укладе? Людей – да, систему – нет.

В. М. Максимов. Слепой хозяин. 1884



5


В. М. Максимов. Пережил старуху. 1896:



6


Кстати, последняя картина позволяет перекинуть логический мостик к ещё одному очень известному произведению Максимова. Давайте немного пофантазируем – а что было дальше с этим стариком? А вдруг он ещё какое-то время прожил один, в своей избе на краю деревни, нелюдимый, малообщительный. Да ещё и в лес часто уходил, приносил оттуда какие-то травы. В общем, по деревне поползли слухи, что-наш-то дед – колдун, наверное. А колдун он ведь и травку от мора скотины дать может, а может и наоборот проклятие навести. Свадьба считалась событием, во время которого человек особенно уязвим для порчи и сглаза, так же, как и рождение ребёнка. Именно поэтому такой ужас и оцепенение навёл на новобрачных и гостей неожиданный гость.

В. М. Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу. 1875. Государственная Третьяковская галерея:



7


И этот суеверный страх - тоже «наша народная традиция», одна из составляющих «национальной самобытности», «особого пути» и прочая, и прочая, и прочая. Вы скажете: «К счастью всё это ушло в прошлое». Ушло ли? Я бы очень хотел сказать – сдохла эта «традиционная культура» и ладно, невелика потеря, рыдать не будем. Но ведь не стесняются же сейчас люди выставлять себя, скажем так, не совсем образованными, громко заявляя на весь вагон метро: «Когда я крайний раз был в парикмахерской». Так что неизвестно, кто ещё более невежественный, неграмотные крестьяне, тревожно шушукающиеся при виде нелюдимого деда, или наши современники из секты «свидетелей крайнего раза».

Так что приговор «традиционной системе», как ни крути, получается жёсткий. И он уже был приведён в исполнение историей. Всяческие потуги посмертно реабилитировать феодализм и крепостничество смешны и нелепы, а уж возродить в том или ином виде – просто преступны. Даже если эта мерзость протаскивается под видом «мудрости предков» или «традиций». Но что же получается, есть ли надежда?

В. М. Максимов. Добредет ли?



8


Постараюсь ответить, естественно глазами художника Максимова.

Предыдущие статьи цикла:

1 - Удивительный мастер подлинности

2- Жизнь, начатая с двух побегов

3- Как Ваньке Жукову сломать систему?

Продолжаем начатый недавно разговор о русском художнике Василии Максимове. Как вы помните из предыдущих частей, мальчик из бедной крестьянской семьи начал свою жизнь с двух побегов, сначала из монастыря, а потом от «благодетеля» -хозяина. Ценой выдающихся усилий смог закончить Академию художеств. Теперь он на пороге самостоятельной творческой жизни. Но, сначала вернёмся немного назад. Помните, я писал о том, что защитники старых порядков (да и новых тоже) очень любят говорить о том, что «обличители» дескать все происходили из непонятной интеллигентской прослойки и подлинной народной жизни не знали, не видели и «не нюхали». Разберём эту грубую ложь на примере нашего героя. 

Уже став художником, Василий Максимович Максимов неоднократно возвращался в родные места. В 1866 году, окончив обучение в Академии художеств, он отказался участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, дающую право на зарубежную поездку, и отправился в деревню. «Я был рад решению пожить в деревне, на свободе, ознакомиться с крестьянской жизнью – не сквозь чужие очки и не по детским воспоминаниям, а по всей полноте моей, подготовленной к любви», - так говорил сам художник. Свои лучшие картины он написал неподалёку от места рождения, в деревне Чернавино, того же Новоладожского уезда, что и Лопино. И. Н. Крамской говорил, что картины Максимова будто бы написаны самим народом.

В. М. Максимов. Внутренний вид избы. 1869:



1


В. М. Максимов. Крестьянская изба. 1869:



2


Нет, господа – любители «великой империи», этот быт и этот образ жизни он знал не понаслышке. В разных музеях деревянного зодчества, разбросанных по стране бывали? Слышали рассказы о том, что изба в 2 окна считалась уже не бедной. Вот вам изба в два окна.

В. М. Максимов. Бедный ужин. 1879:



3


Очаровательная жизнь, не правда ли? Зато пшеницу в пол-Европы вывозили и до сих пор этим гордимся. Кстати, Василий Максимов не считал свои картины законченными, пока они не получали одобрения односельчан. Крестьяне говорили ему: «Ты наш, если и напишешь, то не для смеху». Так что трещит и тает как лёд на солнце миф о том, что «либеральная интеллигенция очерняла». Самый что ни на есть глубинный народ. Тот самый, от имени которого почвенники и прочие великодержавцы любят покричать.

Кстати, в 1866 государственных крестьян окончательно «освободили». При этом размер их наделов сократился где на 10, а где и на все 40 с лишним процентов, а размер платежей вырос в два раза (!) по сравнению с прежними временами. Умеют у нас «освобождать». А вы в курсе, что выкупные платежи были рассчитаны аж на срок до 1931 года. Во как «задолжали» государственные крестьяне романовской (а точнее гольштейн-готторповской) ОПГ! И попробуй не внеси вовремя! Это тебе не нынешние времена с банкротством да коллекторами.

В. М. Максимов. Аукцион за недоимки. 1880



4


Что там было жалеть в этом общественном укладе? Людей – да, систему – нет.

В. М. Максимов. Слепой хозяин. 1884



5


В. М. Максимов. Пережил старуху. 1896:



6


Кстати, последняя картина позволяет перекинуть логический мостик к ещё одному очень известному произведению Максимова. Давайте немного пофантазируем – а что было дальше с этим стариком? А вдруг он ещё какое-то время прожил один, в своей избе на краю деревни, нелюдимый, малообщительный. Да ещё и в лес часто уходил, приносил оттуда какие-то травы. В общем, по деревне поползли слухи, что-наш-то дед – колдун, наверное. А колдун он ведь и травку от мора скотины дать может, а может и наоборот проклятие навести. Свадьба считалась событием, во время которого человек особенно уязвим для порчи и сглаза, так же, как и рождение ребёнка. Именно поэтому такой ужас и оцепенение навёл на новобрачных и гостей неожиданный гость.

В. М. Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу. 1875. Государственная Третьяковская галерея:



7


И этот суеверный страх - тоже «наша народная традиция», одна из составляющих «национальной самобытности», «особого пути» и прочая, и прочая, и прочая. Вы скажете: «К счастью всё это ушло в прошлое». Ушло ли? Я бы очень хотел сказать – сдохла эта «традиционная культура» и ладно, невелика потеря, рыдать не будем. Но ведь не стесняются же сейчас люди выставлять себя, скажем так, не совсем образованными, громко заявляя на весь вагон метро: «Когда я крайний раз был в парикмахерской». Так что неизвестно, кто ещё более невежественный, неграмотные крестьяне, тревожно шушукающиеся при виде нелюдимого деда, или наши современники из секты «свидетелей крайнего раза».

Так что приговор «традиционной системе», как ни крути, получается жёсткий. И он уже был приведён в исполнение историей. Всяческие потуги посмертно реабилитировать феодализм и крепостничество смешны и нелепы, а уж возродить в том или ином виде – просто преступны. Даже если эта мерзость протаскивается под видом «мудрости предков» или «традиций». Но что же получается, есть ли надежда?

В. М. Максимов. Добредет ли?



8


Постараюсь ответить, естественно глазами художника Максимова.

Предыдущие статьи цикла:

1 - Удивительный мастер подлинности

2- Жизнь, начатая с двух побегов

3- Как Ваньке Жукову сломать систему?

Читайте также

Комментарии 34

Войдите для комментирования
■ сосмыслом 29 ноя 2022 в 21:56
В общем, певец крестьянской жизни
■ Владимир Меркулов 29 ноя 2022 в 22:18
Тут скорее драматический певец
■ Путешествия 27 ноя 2022 в 22:29
Очень интересная статья. Спасибо за статью!
■ Владимир Меркулов 28 ноя 2022 в 19:54
Очень рад! Благодарю за отзыв и внимание
■ Путешествия 28 ноя 2022 в 23:14
Всегда пожалуйста! Взаимно! Буду ждать вас на своих каналах "Путешествия" и "Густуфан Кортес".
■ У окна 27 ноя 2022 в 14:04
Идеализировать - занятие приятное, но уж очень оторванное от жизни... Очень хорошие картины)
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ