Почему авангард часто нравится больше, чем классическое искусство
15 ноя 2022 · 08:43
Сразу должен предупредить - статья спорная и дискуссионная. Даже для меня самого. Те мысли, которые в ней изложены сугубо субъективны. Говоря языком компьютерщиков-программистов - Бета-версия, не более. Но тем не менее, эта дискуссия мне очень интересна, и я был бы рад прочитать ваши комментарии по теме.
Сначала следует определиться с терминологией. Что такое «классическое искусство» - более-менее понятно. Теперь про слово «авангард». Для меня это эпоха от возникновения импрессионизма до … вот тут сложнее. По крайней мере инсталляции из бумажных пакетов для мусора, я не отношу к «авангарду», по одной простой причине – это вообще не по разделу искусство. Это нечто иное, а что – мне не интересно. Итак, теперь можно и к теме. Часто приходится слышать о том, что последние залы музеев (ведь большинство музеев у нас консервативны и выставляют всё в строго хронологическом порядке, та же Третьяковская галерея, к примеру) дают больше живого отклика, чем первые, и уж точно, чем «средние».
Попробуем разобраться? Я начну, а вы потом закончите.
Анализировать будем на более-менее схожих примерах, драматических. Готов спорить, что сегодняшняя картина № 2 вызывает куда больший эмоциональный отклик, чем первая, хотя, по сюжету, ещё неизвестно, какая из них более драматична.
Причина № 1 конечно в том, что «классическое» искусство требует куда большего знания контекста. Вот, например, история о несчастной Ниобе и её детях. Для того, чтобы понять и оценить произведение, вы должны хоть что-то знать о том, что изображено. Конечно, сейчас есть всемогущий гугл и прочие средства. Но представляете себе, сколько времени займёт осмотр только 1 зала, если вы будете хотя бы бегло гуглить сюжеты?
Пьер-Шарль Жомбер. Убийство детей Ниобы Аполлоном и Артемидой:
1
Конечно, если их обработать, да осовременить, могло бы выйти нечто захватывающее для нас, но это ж кто-то должен сделать, а самому, в уме, да ещё и за те 30-40 секунд, которые мы в среднем проводим перед 1й картиной в музее?
Самое интересное в том, что главное зрелище наших дней – кино, во многом держится на тех же старых сюжетах (типах сюжета), но в кино ведь долго «подводят», объясняют, что к чему.
Совсем иное дело то, что мы назвали «авангардом».
Ловис Коринт. Ослеплённый Самсон. 1912:
2
Даже если вы вообще ничего не знаете об этом сюжете, вы легко поймёте, перед нами могучий человек, попавший в такое печальное положение. Этого достаточно, чтобы произвести впечатление. Происходит своеобразная «перефокусировка». Сюжетные детали отбрасываются, но за счёт этого, выделяется и подчёркивается нечто иное. Что именно?
А вот тут мы подошли к причине № 2. И должны произнести всем знакомое слово «фотография». Появившись в середине XIX века, это чудо техники вытеснило такой атрибут как «сходство» из списка эстетически первостепенного. Ещё Репин говорил что-то вроде «зачем так долго возиться с этой штукой, когда можно просто взять и написать портрет», но и он не смог остановить развитие событий. На освободившееся место тут же кинулись другие «претенденты» - эмоции, изменчивость, настроение, впечатления, игра красок, пульсация ритма, а иногда, даже запах. Конечно, всё это было и раньше, но всё-таки, как правило, на вторых ролях. А потом оказалось, что эмоции и впечатления находят больше отклика у зрителя, чем рассказ о несчастных детях Ниобы или о коварной потифаровой жене. Особенно сейчас, в эпоху тотальной доступности кино и просто любых изображений.
Что же, я свою арию на эту тему исполнил, предлагаю высказаться и вам. Кстати, если кто-то думает, что я агитирую за тотальную беспредметность или отказ от классического искусства – пусть пересмотрит мой канал и устыдится этой мысли
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сразу должен предупредить - статья спорная и дискуссионная. Даже для меня самого. Те мысли, которые в ней изложены сугубо субъективны. Говоря языком компьютерщиков-программистов - Бета-версия, не более. Но тем не менее, эта дискуссия мне очень интересна, и я был бы рад прочитать ваши комментарии по теме. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сначала следует определиться с терминологией. Что такое «классическое искусство» - более-менее понятно. Теперь про слово «авангард». Для меня это эпоха от возникновения импрессионизма до … вот тут сложнее. По крайней мере инсталляции из бумажных пакетов для мусора, я не отношу к «авангарду», по одной простой причине – это вообще не по разделу искусство. Это нечто иное, а что – мне не интересно. Итак, теперь можно и к теме. Часто приходится слышать о том, что последние залы музеев (ведь большинство музеев у нас консервативны и выставляют всё в строго хронологическом порядке, та же Третьяковская галерея, к примеру) дают больше живого отклика, чем первые, и уж точно, чем «средние». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Попробуем разобраться? Я начну, а вы потом закончите. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Анализировать будем на более-менее схожих примерах, драматических. Готов спорить, что сегодняшняя картина № 2 вызывает куда больший эмоциональный отклик, чем первая, хотя, по сюжету, ещё неизвестно, какая из них более драматична. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Причина № 1 конечно в том, что «классическое» искусство требует куда большего знания контекста. Вот, например, история о несчастной Ниобе и её детях. Для того, чтобы понять и оценить произведение, вы должны хоть что-то знать о том, что изображено. Конечно, сейчас есть всемогущий гугл и прочие средства. Но представляете себе, сколько времени займёт осмотр только 1 зала, если вы будете хотя бы бегло гуглить сюжеты? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пьер-Шарль Жомбер. Убийство детей Ниобы Аполлоном и Артемидой:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "1", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "593900_original.jpg", "filesize": 632390, "height": 1662, "pic_id": 242558, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/15/593900_original.jpeg", "width": 1280}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Конечно, если их обработать, да осовременить, могло бы выйти нечто захватывающее для нас, но это ж кто-то должен сделать, а самому, в уме, да ещё и за те 30-40 секунд, которые мы в среднем проводим перед 1й картиной в музее? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Самое интересное в том, что главное зрелище наших дней – кино, во многом держится на тех же старых сюжетах (типах сюжета), но в кино ведь долго «подводят», объясняют, что к чему. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Совсем иное дело то, что мы назвали «авангардом»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ловис Коринт. Ослеплённый Самсон. 1912:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "2", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "594105_2000.jpg", "filesize": 852386, "height": 2000, "pic_id": 242562, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/15/594105_2000.jpeg", "width": 1621}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Даже если вы вообще ничего не знаете об этом сюжете, вы легко поймёте, перед нами могучий человек, попавший в такое печальное положение. Этого достаточно, чтобы произвести впечатление. Происходит своеобразная «перефокусировка». Сюжетные детали отбрасываются, но за счёт этого, выделяется и подчёркивается нечто иное. Что именно? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А вот тут мы подошли к причине № 2. И должны произнести всем знакомое слово «фотография». Появившись в середине XIX века, это чудо техники вытеснило такой атрибут как «сходство» из списка эстетически первостепенного. Ещё Репин говорил что-то вроде «зачем так долго возиться с этой штукой, когда можно просто взять и написать портрет», но и он не смог остановить развитие событий. На освободившееся место тут же кинулись другие «претенденты» - "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "эмоции, изменчивость, настроение, впечатления, игра красок, пульсация ритма, а иногда, даже запах"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Конечно, всё это было и раньше, но всё-таки, как правило, на вторых ролях. А потом оказалось, что эмоции и впечатления находят больше отклика у зрителя, чем рассказ о несчастных детях Ниобы или о коварной потифаровой жене. Особенно сейчас, в эпоху тотальной доступности кино и просто любых изображений. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что же, я свою арию на эту тему исполнил, предлагаю высказаться и вам. Кстати, если кто-то думает, что я агитирую за тотальную беспредметность или отказ от классического искусства – пусть пересмотрит мой канал и устыдится этой мысли "}], "attributes": []}], "selectedRange": [3673, 3673]}
Комментарии 38