17 июл 2022 · 10:21    
{"document":[{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Я пишу на этом канале об изобразительных искусствах. О художествах, как я их называю. Есть ещё старый термин «пластические искусства». Писать на эту тему начали давно, примерно лет 500 назад, и с тех пор всё пишут. Некоторые великолепно, большинство посредственно. У меня и вовсе простенькие субъективные наблюдения. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Хотя, признаюсь, в сегодняшнем заголовке есть некое лукавство, ибо то, что «понаписал» тот, о ком пойдет речь, всемирно известно. Его труд читают, и читают давно и во всех странах. Так что мои слова «дело не хитрое» это просто для красного словца, так сказать. Зато вторая часть заголовка сущая правда. И раз уж ты пишешь о других, то позволь нам посмотреть, на что способен сам. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Фламандец Карел ван Мандер (1548-1606), автор знаменитой «Книги о художниках» (1604) – второй Вазари, или, если угодно «северный Вазари». Значение его труда для истории изобразительного искусства сложно переоценить. Большинство из того, что мы знаем об искусстве Северного Ренессанса известно, нам из этой книги. А вот каким художником был сам ван Мандер? Да и был ли? Или просто писал о других? Отвечу сразу – был. И на мой взгляд, весьма неплохим. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Карел ван Мандер. Поклонение пастухов. 1598:"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"1","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"255575_original_обработано.jpg","filesize":236006,"height":681,"pic_id":100177,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/07/17/255575_original_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg","width":895}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"По стилю это маньеризм. К нему принято относиться несколько пренебрежительно. Дескать шаг назад от высот Ренессанса. Соответственно то, что я напишу дальше будет выглядеть как сеанс саморазоблачения. Вынужден сознаться. Я люблю маньеризм, люблю эту художественную эпоху, её мастеров. Да, иногда произведения маньеристов раздражают своей вычурностью, нарочитой искусственностью, капризностью, позёрством, неестественностью. Всё это есть. Но есть и великолепное мастерство, лёгкость кисти, раскованность, не связанность застывшими формами. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Карел ван Мандер. Танец вокруг золотого тельца. 1602:"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"2","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"255809_original_обработано.jpg","filesize":305176,"height":584,"pic_id":100180,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/07/17/255809_original_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg","width":1200}},{"type":"string","attributes":{},"string":" Посмотрите, на какие интересные фрагменты распадается эта картина"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Танец вокруг золотого тельца. Фрагмент 1:"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"3","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"256122_original_обработано.jpg","filesize":382245,"height":853,"pic_id":100181,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/07/17/256122_original_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg","width":1280}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Вон Моисей, со Скрижалями едва заметен (слева, вверху) "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Танец вокруг золотого тельца. Фрагмент 2:"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"4","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"256342_original_обработано.jpg","filesize":366423,"height":853,"pic_id":100182,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/07/17/256342_original_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg","width":1280}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Танец вокруг золотого тельца. Фрагмент 3:"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"5","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"256575_original_обработано.jpg","filesize":343504,"height":776,"pic_id":100183,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/07/17/256575_original_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg","width":1279}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Танец вокруг золотого тельца. Фрагмент 4:"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"6","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"256786_original_обработано.jpg","filesize":400230,"height":853,"pic_id":100184,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/07/17/256786_original_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg","width":1280}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Танец вокруг золотого тельца. Фрагмент 5:"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"7","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"257196_original_обработано.jpg","filesize":240972,"height":1024,"pic_id":100187,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/07/17/257196_original_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg","width":638}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Всё-таки искусство маньеристов, при всех его очевидных слабых местах, иногда бывает невообразимо прекрасно. С точки зрения чистой эстетики. Но разве этого мало? Хотя, это как ещё посмотреть. В конце концов, считающийся одним из главных «духоносцев» мировой живописи Эль Греко ведь тоже маньерист, он из той же эпохи, и стилистически, и хронологически. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Кроме того, Карел ван Мандер это ещё и блестящая нидерландская пейзажная школа XVI века. Та самая, что началась с Иоахима Патинира со знаменитым сочетанием цветов: коричневый – зелёный – синий (голубой). "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Карел ван Мандер. Великодушие Сципиона. 1600:"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"8","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"257329_2000_обработано.jpg","filesize":694564,"height":1118,"pic_id":100189,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/07/17/257329_2000_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg","width":2000}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"А вообще, должен вам сказать, XVI век просто безумно интересен. Почти от каждой художественной эпохи получаешь то, что ожидаешь получить. А вот XVI век иногда выкидывает такие фортели и коленца, что никогда нельзя быть уверенным в том, что ждёт тебя «за поворотом» (в следующем зале). И хотя художник немного «залез» в XVII век, по духу и стилю своей живописи он целиком и полностью принадлежит прошлому, XVI-му. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Карел ван Мандер. Сад любви. 1602:"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"9","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"257555_original_обработано.jpg","filesize":560475,"height":1281,"pic_id":100190,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/07/17/257555_original_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg","width":1998}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Карел ван Мандер. Пересечение иудеями реки Иордан. 1605:"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"10","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"258038_original_обработано.jpg","filesize":314381,"height":740,"pic_id":100191,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/07/17/258038_original_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg","width":1279}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Как видите, Карел ван Мандер мог не только писать про художественные успехи других. Лично мне его собственные работы весьма интересны "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[3385,3385]}
Комментарии 34