Этот цикл статей является прямым продолжением предыдущего "Как царь Пётр искусству русскому отца искал". Судьба нашего героя пересекается с теми, кто поминается в прошлом цикле, что довольно закономерно. Вот здесь 4я часть, а там и ссылки на три предыдущие.
Он родился около 1690 года в Москве, в семье священника. Его юность прошла в Измайлово, в кругах, близких к семье Нарышкиных, то есть линия судьбы прошла совсем недалеко от царя-реформатора. Иван Никитич Никитин (а так звали того, о ком я буду рассказывать) начал учиться художественному ремеслу в Москве, в гравировальной мастерской при Оружейной Палате, скорее всего, под руководством голландца Адриана Шхонебека, о котором я уже писал
Молодой русский живописец быстро схватывает уроки нового письма и становится известным при дворе.
И.Н.Никитин. Портрет Елизаветы Петровны ребенком, 1712-1713
Первые русские пенсионеры
Чего царю Петру было не занимать, так это решительности и настойчивости. Раз он решил завести у себя живописцев, значит, так тому и быть. Иностранцы уже вовсю работали при русском дворе, но царю этого было мало. Тем более, что уже тогда было понятно – Иван Никитин особый талант.
6 января 1716 года семь человек выезжают из Петербурга на санях (ну а как ещё выехать из северной столицы в январе?). Это Иван Никитин, его брат Роман, художники Михаил Захаров и Фёдор Черкасов, ещё двое, которые, скорее всего были посланы учиться по «коммерческим» делам - братья Семенниковы, и с ними «дядька» П.И.Беклемишев, отвечавший при дворе за различные отношения с итальянскими государствами, коих тогда было множество. Таки образом – оба Никитиных, Захаров и Черкасов – первые русские художники-пенсионеры, посланные учиться за границу.
Вот этот портрет сделан перед самым отъездом.
И.Н.Никитин. Портрет цесаревны Анны Петровны (1708-1728, дочери Петра I). Не позднее 1716
Семи-восьмилетняя девочка, одетая по тогдашней моде как взрослая дама. С одной стороны, Никитин ещё скован рамками старой, «парсунной» традиции, с другой - перед нами вполне живое и интересное лицо. А ведь детей писать всегда трудно. Считается, что этот портрет наивысшая точка развития художника в первый период жизни. То, чему он смог научиться сам и под началом Адриана Шхонебека и Иоганна Таннауэра. Чтобы выйти на новый уровень, было необходимо куда более серьёзное обучение.
Правда, сразу в Рим наша семёрка не попала. Надо было выполнить ещё одно поручение. В начале 1716 года Пётр выдавал племянницу Екатерину Иоанновну замуж за герцога Мекленбург-Шверинского Карла Леопольда. Мекленбург располагался в северной Германии, имел некоторую разность интересов со Швецией и, таким образом, Пётр должен был приобрести очередного союзника. Свадьбу, как это и положено по старым традициям, играли посередине – в Данциге (ныне польский Гданьск), чтобы ни одной стороне не было обидно. Сам Пётр на церемонию не поехал, не велико дело, мелкий германский союзник да племянница. Послал вместо себя жену Екатерину. А потом в Данциг пришло письмо такого содержания: «Катеринушка, друг мой, здравствуй! Попались мне навстречу Беклемишев и живописец Иван. И как оне приедут к вам, то попроси короля (имеется в виду король Польши Август II – союзник Петра в Северной войне и по всей видимости организатор свадебных торжеств ), чтоб велел свою персону ему списать, а также и прочих каво захочешь, а особливо свата, дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры».
Я представляю себе эту сцену. Вышел царь Пётр воздухом подышать, от трудов государственных отдохнуть, а тут навстречу попались семеро на санях.
- Стой, кто такие, куда едем?
- Беклемишев, Никитины и прочие. Едем в Рим, Ваше величество, как Вы давеча повелеть соизволили.
- А, вижу, вижу. Вы вот что, заскочите по дороге в Данциг, Катеринушке записку передайте, да и вообще, дело там есть.
Но шутки шутками, а это собственноручное письмо доказывает, что ценил царь «живописца Ивана» и весьма доверял ему, раз не стеснялся хвастаться перед иностранными государями.
В Рим наши путешественники прибыли к концу мая 1716 года
{"document":[{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true,"italic":true},"string":"Начало. Между старым и новым"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Этот цикл статей является прямым продолжением предыдущего \"Как царь Пётр искусству русскому отца искал\". Судьба нашего героя пересекается с теми, кто поминается в прошлом цикле, что довольно закономерно. "},{"type":"string","attributes":{"href":"https://pabliko.ru/@vlmerkulov/kak_tsar_petr_iskusstvu_russkomu_ottsa_iskal_4_serija_-_glavnyj_gaskonets_peterburga_-6733/"},"string":"Вот здесь 4я часть"},{"type":"string","attributes":{},"string":", а там и ссылки на три предыдущие. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Он родился около 1690 года в Москве, в семье священника. Его юность прошла в Измайлово, в кругах, близких к семье Нарышкиных, то есть линия судьбы прошла совсем недалеко от царя-реформатора. Иван Никитич Никитин (а так звали того, о ком я буду рассказывать) начал учиться художественному ремеслу в Москве, в гравировальной мастерской при Оружейной Палате, скорее всего, под руководством "},{"type":"string","attributes":{"href":"https://pabliko.ru/@vlmerkulov/kak_tsar_petr_iskusstvu_russkomu_ottsa_iskal_1_serija_-6435/"},"string":"голландца Адриана Шхонебека, о котором я уже писал"},{"type":"string","attributes":{},"string":" "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В 1711 году Иван Никитина отправляют в Петербург, учиться "},{"type":"string","attributes":{"href":"https://pabliko.ru/@vlmerkulov/kak_tsar_petr_iskusstvu_russkomu_ottsa_iskal_3_serija_-_gofmaler-6671/"},"string":"у Иоганна Таннауэра, первого русского «гофмалера», саксонца по происхождению. И о нём также уже было написано "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Молодой русский живописец быстро схватывает уроки нового письма и становится известным при дворе."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"И.Н.Никитин. Портрет Елизаветы Петровны ребенком, 1712-1713","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"ИН1_обработано.jpg","filesize":885368,"height":1200,"pic_id":20050,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/03/01/%D0%98%D0%9D1_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg","width":946}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true,"italic":true},"string":"Первые русские пенсионеры"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Чего царю Петру было не занимать, так это решительности и настойчивости. Раз он решил завести у себя живописцев, значит, так тому и быть. Иностранцы уже вовсю работали при русском дворе, но царю этого было мало. Тем более, что уже тогда было понятно – Иван Никитин особый талант."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"6 января 1716 года семь человек выезжают из Петербурга на санях (ну а как ещё выехать из северной столицы в январе?). Это Иван Никитин, его брат Роман, художники Михаил Захаров и Фёдор Черкасов, ещё двое, которые, скорее всего были посланы учиться по «коммерческим» делам - братья Семенниковы, и с ними «дядька» П.И.Беклемишев, отвечавший при дворе за различные отношения с итальянскими государствами, коих тогда было множество. Таки образом – оба Никитиных, Захаров и Черкасов – первые русские художники-пенсионеры, посланные учиться за границу."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Вот этот портрет сделан перед самым отъездом."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"И.Н.Никитин. Портрет цесаревны Анны Петровны (1708-1728, дочери Петра I). Не позднее 1716","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"ИН2_обработано.jpg","filesize":509249,"height":1200,"pic_id":20053,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/03/01/%D0%98%D0%9D2_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg","width":982}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Семи-восьмилетняя девочка, одетая по тогдашней моде как взрослая дама. С одной стороны, Никитин ещё скован рамками старой, «парсунной» традиции, с другой - перед нами вполне живое и интересное лицо. А ведь детей писать всегда трудно. Считается, что этот портрет наивысшая точка развития художника в первый период жизни. То, чему он смог научиться сам и под началом Адриана Шхонебека и Иоганна Таннауэра. Чтобы выйти на новый уровень, было необходимо куда более серьёзное обучение."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Правда, сразу в Рим наша семёрка не попала. Надо было выполнить ещё одно поручение. В начале 1716 года Пётр выдавал племянницу Екатерину Иоанновну замуж за герцога Мекленбург-Шверинского Карла Леопольда. Мекленбург располагался в северной Германии, имел некоторую разность интересов со Швецией и, таким образом, Пётр должен был приобрести очередного союзника. Свадьбу, как это и положено по старым традициям, играли посередине – в Данциге (ныне польский Гданьск), чтобы ни одной стороне не было обидно. Сам Пётр на церемонию не поехал, не велико дело, мелкий германский союзник да племянница. Послал вместо себя жену Екатерину. А потом в Данциг пришло письмо такого содержания: «Катеринушка, друг мой, здравствуй! Попались мне навстречу Беклемишев и живописец Иван. И как оне приедут к вам, то попроси короля ("},{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"имеется в виду король Польши Август II – союзник Петра в Северной войне и по всей видимости организатор свадебных торжеств "},{"type":"string","attributes":{},"string":"), чтоб велел свою персону ему списать, а также и прочих каво захочешь, а особливо свата, дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры»."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Я представляю себе эту сцену. Вышел царь Пётр воздухом подышать, от трудов государственных отдохнуть, а тут навстречу попались семеро на санях."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"- Стой, кто такие, куда едем?"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"- Беклемишев, Никитины и прочие. Едем в Рим, Ваше величество, как Вы давеча повелеть соизволили."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"- А, вижу, вижу. Вы вот что, заскочите по дороге в Данциг, Катеринушке записку передайте, да и вообще, дело там есть."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Но шутки шутками, а это собственноручное письмо доказывает, что ценил царь «живописца Ивана» и весьма доверял ему, раз не стеснялся хвастаться перед иностранными государями."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В Рим наши путешественники прибыли к концу мая 1716 года"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[4077,4077]}
Комментарии 0