3
Первый репрессированный художник России, часть 1 | Паблико
144 подписчики

Первый репрессированный художник России, часть 1


01 мар 2022 · 13:37    

Начало. Между старым и новым

Этот цикл статей является прямым продолжением предыдущего "Как царь Пётр искусству русскому отца искал". Судьба нашего героя пересекается с теми, кто поминается в прошлом цикле, что довольно закономерно. Вот здесь 4я часть, а там и ссылки на три предыдущие.

Он родился около 1690 года в Москве, в семье священника. Его юность прошла в Измайлово, в кругах, близких к семье Нарышкиных, то есть линия судьбы прошла совсем недалеко от царя-реформатора. Иван Никитич Никитин (а так звали того, о ком я буду рассказывать) начал учиться художественному ремеслу в Москве, в гравировальной мастерской при Оружейной Палате, скорее всего, под руководством голландца Адриана Шхонебека, о котором я уже писал

В 1711 году Иван Никитина отправляют в Петербург, учиться у Иоганна Таннауэра, первого русского «гофмалера», саксонца по происхождению. И о нём также уже было написано

Молодой русский живописец быстро схватывает уроки нового письма и становится известным при дворе.



И.Н.Никитин. Портрет Елизаветы Петровны ребенком, 1712-1713


Первые русские пенсионеры

Чего царю Петру было не занимать, так это решительности и настойчивости. Раз он решил завести у себя живописцев, значит, так тому и быть. Иностранцы уже вовсю работали при русском дворе, но царю этого было мало. Тем более, что уже тогда было понятно – Иван Никитин особый талант.

6 января 1716 года семь человек выезжают из Петербурга на санях (ну а как ещё выехать из северной столицы в январе?). Это Иван Никитин, его брат Роман, художники Михаил Захаров и Фёдор Черкасов, ещё двое, которые, скорее всего были посланы учиться по «коммерческим» делам - братья Семенниковы, и с ними «дядька» П.И.Беклемишев, отвечавший при дворе за различные отношения с итальянскими государствами, коих тогда было множество. Таки образом – оба Никитиных, Захаров и Черкасов – первые русские художники-пенсионеры, посланные учиться за границу.

Вот этот портрет сделан перед самым отъездом.



И.Н.Никитин. Портрет цесаревны Анны Петровны (1708-1728, дочери Петра I). Не позднее 1716


Семи-восьмилетняя девочка, одетая по тогдашней моде как взрослая дама. С одной стороны, Никитин ещё скован рамками старой, «парсунной» традиции, с другой - перед нами вполне живое и интересное лицо. А ведь детей писать всегда трудно. Считается, что этот портрет наивысшая точка развития художника в первый период жизни. То, чему он смог научиться сам и под началом Адриана Шхонебека и Иоганна Таннауэра. Чтобы выйти на новый уровень, было необходимо куда более серьёзное обучение.

Правда, сразу в Рим наша семёрка не попала. Надо было выполнить ещё одно поручение. В начале 1716 года Пётр выдавал племянницу Екатерину Иоанновну замуж за герцога Мекленбург-Шверинского Карла Леопольда. Мекленбург располагался в северной Германии, имел некоторую разность интересов со Швецией и, таким образом, Пётр должен был приобрести очередного союзника. Свадьбу, как это и положено по старым традициям, играли посередине – в Данциге (ныне польский Гданьск), чтобы ни одной стороне не было обидно. Сам Пётр на церемонию не поехал, не велико дело, мелкий германский союзник да племянница. Послал вместо себя жену Екатерину. А потом в Данциг пришло письмо такого содержания: «Катеринушка, друг мой, здравствуй! Попались мне навстречу Беклемишев и живописец Иван. И как оне приедут к вам, то попроси короля (имеется в виду король Польши Август II – союзник Петра в Северной войне и по всей видимости организатор свадебных торжеств ), чтоб велел свою персону ему списать, а также и прочих каво захочешь, а особливо свата, дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры».

Я представляю себе эту сцену. Вышел царь Пётр воздухом подышать, от трудов государственных отдохнуть, а тут навстречу попались семеро на санях.

- Стой, кто такие, куда едем?

- Беклемишев, Никитины и прочие. Едем в Рим, Ваше величество, как Вы давеча повелеть соизволили.

- А, вижу, вижу. Вы вот что, заскочите по дороге в Данциг, Катеринушке записку передайте, да и вообще, дело там есть.

Но шутки шутками, а это собственноручное письмо доказывает, что ценил царь «живописца Ивана» и весьма доверял ему, раз не стеснялся хвастаться перед иностранными государями.

В Рим наши путешественники прибыли к концу мая 1716 года

Начало. Между старым и новым

Этот цикл статей является прямым продолжением предыдущего "Как царь Пётр искусству русскому отца искал". Судьба нашего героя пересекается с теми, кто поминается в прошлом цикле, что довольно закономерно. Вот здесь 4я часть, а там и ссылки на три предыдущие.

Он родился около 1690 года в Москве, в семье священника. Его юность прошла в Измайлово, в кругах, близких к семье Нарышкиных, то есть линия судьбы прошла совсем недалеко от царя-реформатора. Иван Никитич Никитин (а так звали того, о ком я буду рассказывать) начал учиться художественному ремеслу в Москве, в гравировальной мастерской при Оружейной Палате, скорее всего, под руководством голландца Адриана Шхонебека, о котором я уже писал

В 1711 году Иван Никитина отправляют в Петербург, учиться у Иоганна Таннауэра, первого русского «гофмалера», саксонца по происхождению. И о нём также уже было написано

Молодой русский живописец быстро схватывает уроки нового письма и становится известным при дворе.



И.Н.Никитин. Портрет Елизаветы Петровны ребенком, 1712-1713


Первые русские пенсионеры

Чего царю Петру было не занимать, так это решительности и настойчивости. Раз он решил завести у себя живописцев, значит, так тому и быть. Иностранцы уже вовсю работали при русском дворе, но царю этого было мало. Тем более, что уже тогда было понятно – Иван Никитин особый талант.

6 января 1716 года семь человек выезжают из Петербурга на санях (ну а как ещё выехать из северной столицы в январе?). Это Иван Никитин, его брат Роман, художники Михаил Захаров и Фёдор Черкасов, ещё двое, которые, скорее всего были посланы учиться по «коммерческим» делам - братья Семенниковы, и с ними «дядька» П.И.Беклемишев, отвечавший при дворе за различные отношения с итальянскими государствами, коих тогда было множество. Таки образом – оба Никитиных, Захаров и Черкасов – первые русские художники-пенсионеры, посланные учиться за границу.

Вот этот портрет сделан перед самым отъездом.



И.Н.Никитин. Портрет цесаревны Анны Петровны (1708-1728, дочери Петра I). Не позднее 1716


Семи-восьмилетняя девочка, одетая по тогдашней моде как взрослая дама. С одной стороны, Никитин ещё скован рамками старой, «парсунной» традиции, с другой - перед нами вполне живое и интересное лицо. А ведь детей писать всегда трудно. Считается, что этот портрет наивысшая точка развития художника в первый период жизни. То, чему он смог научиться сам и под началом Адриана Шхонебека и Иоганна Таннауэра. Чтобы выйти на новый уровень, было необходимо куда более серьёзное обучение.

Правда, сразу в Рим наша семёрка не попала. Надо было выполнить ещё одно поручение. В начале 1716 года Пётр выдавал племянницу Екатерину Иоанновну замуж за герцога Мекленбург-Шверинского Карла Леопольда. Мекленбург располагался в северной Германии, имел некоторую разность интересов со Швецией и, таким образом, Пётр должен был приобрести очередного союзника. Свадьбу, как это и положено по старым традициям, играли посередине – в Данциге (ныне польский Гданьск), чтобы ни одной стороне не было обидно. Сам Пётр на церемонию не поехал, не велико дело, мелкий германский союзник да племянница. Послал вместо себя жену Екатерину. А потом в Данциг пришло письмо такого содержания: «Катеринушка, друг мой, здравствуй! Попались мне навстречу Беклемишев и живописец Иван. И как оне приедут к вам, то попроси короля (имеется в виду король Польши Август II – союзник Петра в Северной войне и по всей видимости организатор свадебных торжеств ), чтоб велел свою персону ему списать, а также и прочих каво захочешь, а особливо свата, дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры».

Я представляю себе эту сцену. Вышел царь Пётр воздухом подышать, от трудов государственных отдохнуть, а тут навстречу попались семеро на санях.

- Стой, кто такие, куда едем?

- Беклемишев, Никитины и прочие. Едем в Рим, Ваше величество, как Вы давеча повелеть соизволили.

- А, вижу, вижу. Вы вот что, заскочите по дороге в Данциг, Катеринушке записку передайте, да и вообще, дело там есть.

Но шутки шутками, а это собственноручное письмо доказывает, что ценил царь «живописца Ивана» и весьма доверял ему, раз не стеснялся хвастаться перед иностранными государями.

В Рим наши путешественники прибыли к концу мая 1716 года

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ