3
Несостоявшийся классик русской живописи, часть II | Паблико
144 подписчики

Несостоявшийся классик русской живописи, часть II


16 мар 2022 · 12:20    

Часть I - здесь 

Пригласил Иоганна Лампи в Россию сам Григорий Александрович Потёмкин



Иоганн Баптист Лампи Старший – портрет Г.А.Потёмкина


Родившийся, как я уже сказал, в 1751 году в австрийском Тироле, Лампи успел к тому моменту поработать и в Вене, и в Варшаве при дворе последнего польского короля Станислава Понятовского. Там и нашёл его Потёмкин, который к тому моменту уже был отставлен от близости с Екатериной и проживал в Молдавии, фактическим правителем которой являлся. Произошло это в 1791 году – в последний год жизни Потёмкина. Можно сказать, что «открытие» Иоганна Баптиста Лампи – одно из последних достижений светлейшего князя. За короткий период жизни в Яссах художник успел написать два портрета своего покровителя.  



Иоганн Баптист Лампи Старший – портрет Г.А.Потёмкина


Видимо там же им был написан портрет знаменитого каталоно-ирландского основателя Одессы, которого часть публики должна помнить хотя бы по еврейским анекдотам, в которых упоминается одноименная улица.  



Иоганн Баптист Лампи Старший – портрет Адмирала Иосифа де Рибаса (Осипа Михайловича Дерибаса)


Далее в биографии И.Б.Лампи указано, что Екатерина пригласила его в Петербург. Возможно это произошло в рамках «улаживания дел» почившего друга императрицы (несмотря на отставку в делах амурных, Потёмкин сохранял с ней неплохие отношения до самой смерти), а может быть до столицы уже дошла слава художника. В любом случае в период с 1792 по 1797 Иоганн Баптист Лампи Старший - главный придворный художник Петербурга. Срок немалый. Это вам не гастрольные наскоки Рослина.  



Иоганн Баптист Лампи Старший – портрет князя Александра Андреевича Безбородко




Иоганн Баптист Лампи Старший - портрет великих князей Александра и Константина




Иоганн Баптист Лампи Старший – портрет Татьяны Васильевны Юсуповой (урожд. Энгельгардт)


Я думаю, что в итоге И.Б.Лампи всё-таки мог бы войти в число классиков русской живописи несмотря на «неподходящее происхождение». Он собирался работать в России ещё долго, был популярен, оброс покровителями, заказчиками и учениками (в числе которых молодой В.Л.Боровиковский).  



Иоганн Баптист Лампи Старший – портрет графини Екатерины Сергеевны Самойловой (честно, кто подумал о Боровиковском?)


Но случилось то, что часто случается с архитекторами и придворными художниками. В ноябре 1796 года умерла Екатерина. Вступивший на престол Павел I на дух не переносил большинства из тех, кто был как-то связан с матерью. Лампи просто перестали платить пенсион, и художник был вынужден уехать из Петербурга в Вену, где успешно проработал ещё 33 (!) года до самой смерти в 1830 году. Уезжая, он оставил свою мастерскую Владимиру Лукичу Боровиковскому. Хотя бы за это Лампи заслуживает места в истории русской живописи.

Я не то чтобы считаю показанные сегодня картины гениальными или особо выдающимися. Но простая справедливость, во-первых, и ещё более простая логика, во-вторых, требуют предоставления Иоганну Баптисту Лампи Старшему того места в истории русской живописи, которого он заслуживает. По крайней мере часть пробелов и недостающих звеньев будет успешно заполнена. 

Сам же художник, как я уже сказал, смог пережить разрыв с Петербургом, «перезапустить» как это сейчас говорят свою карьеру в Вене и, кроме всего, стал родоначальником целой художественной династии Лампи, о которой как-нибудь следует поговорить. 

Часть I - здесь 

Пригласил Иоганна Лампи в Россию сам Григорий Александрович Потёмкин



Иоганн Баптист Лампи Старший – портрет Г.А.Потёмкина


Родившийся, как я уже сказал, в 1751 году в австрийском Тироле, Лампи успел к тому моменту поработать и в Вене, и в Варшаве при дворе последнего польского короля Станислава Понятовского. Там и нашёл его Потёмкин, который к тому моменту уже был отставлен от близости с Екатериной и проживал в Молдавии, фактическим правителем которой являлся. Произошло это в 1791 году – в последний год жизни Потёмкина. Можно сказать, что «открытие» Иоганна Баптиста Лампи – одно из последних достижений светлейшего князя. За короткий период жизни в Яссах художник успел написать два портрета своего покровителя.  



Иоганн Баптист Лампи Старший – портрет Г.А.Потёмкина


Видимо там же им был написан портрет знаменитого каталоно-ирландского основателя Одессы, которого часть публики должна помнить хотя бы по еврейским анекдотам, в которых упоминается одноименная улица.  



Иоганн Баптист Лампи Старший – портрет Адмирала Иосифа де Рибаса (Осипа Михайловича Дерибаса)


Далее в биографии И.Б.Лампи указано, что Екатерина пригласила его в Петербург. Возможно это произошло в рамках «улаживания дел» почившего друга императрицы (несмотря на отставку в делах амурных, Потёмкин сохранял с ней неплохие отношения до самой смерти), а может быть до столицы уже дошла слава художника. В любом случае в период с 1792 по 1797 Иоганн Баптист Лампи Старший - главный придворный художник Петербурга. Срок немалый. Это вам не гастрольные наскоки Рослина.  



Иоганн Баптист Лампи Старший – портрет князя Александра Андреевича Безбородко




Иоганн Баптист Лампи Старший - портрет великих князей Александра и Константина




Иоганн Баптист Лампи Старший – портрет Татьяны Васильевны Юсуповой (урожд. Энгельгардт)


Я думаю, что в итоге И.Б.Лампи всё-таки мог бы войти в число классиков русской живописи несмотря на «неподходящее происхождение». Он собирался работать в России ещё долго, был популярен, оброс покровителями, заказчиками и учениками (в числе которых молодой В.Л.Боровиковский).  



Иоганн Баптист Лампи Старший – портрет графини Екатерины Сергеевны Самойловой (честно, кто подумал о Боровиковском?)


Но случилось то, что часто случается с архитекторами и придворными художниками. В ноябре 1796 года умерла Екатерина. Вступивший на престол Павел I на дух не переносил большинства из тех, кто был как-то связан с матерью. Лампи просто перестали платить пенсион, и художник был вынужден уехать из Петербурга в Вену, где успешно проработал ещё 33 (!) года до самой смерти в 1830 году. Уезжая, он оставил свою мастерскую Владимиру Лукичу Боровиковскому. Хотя бы за это Лампи заслуживает места в истории русской живописи.

Я не то чтобы считаю показанные сегодня картины гениальными или особо выдающимися. Но простая справедливость, во-первых, и ещё более простая логика, во-вторых, требуют предоставления Иоганну Баптисту Лампи Старшему того места в истории русской живописи, которого он заслуживает. По крайней мере часть пробелов и недостающих звеньев будет успешно заполнена. 

Сам же художник, как я уже сказал, смог пережить разрыв с Петербургом, «перезапустить» как это сейчас говорят свою карьеру в Вене и, кроме всего, стал родоначальником целой художественной династии Лампи, о которой как-нибудь следует поговорить. 

Читайте также

Комментарии 10

Войдите для комментирования
■ Путешествия 09 дек 2022 в 00:01
Чудесная статья! Большое спасибо за статью! Лайки и клики
■ Владимир Меркулов 09 дек 2022 в 15:20
Очень рад, что понравилось. Спасибо!
■ Путешествия 09 дек 2022 в 23:21
Всегда пожалуйста! Взаимно!
■ Густуфан Кортес 08 дек 2022 в 23:31
Познавательная статья. Спасибо за статью!
■ Владимир Меркулов 09 дек 2022 в 15:28
Большое спасибо за отзыв!
■ Густуфан Кортес 09 дек 2022 в 22:03
Всегда пожалуйста! Взаимно!
■ Густуфан Кортес 08 дек 2022 в 23:31
Я знала про портреты Потёмкина Лампи. Они очень известные. Многие работы Лампи известны сейчас и являются хрестоматийными.
■ Владимир Меркулов 09 дек 2022 в 15:29
Да, некоторые известнее, чем сам автор
■ Густуфан Кортес 09 дек 2022 в 22:03
Ага! Это удивительно, когда картины или произведения искусства известнее, чем их автор.
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ