26 ноя 2021 · 13:59    
{"document":[{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Мост, который многое меняет "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"«Медный всадник». С подачи Александра Сергеевича Пушкина именно так именуется бронзовый монумент Петру I, ставший одним из главных символов города. Не волнуйтесь, я не собираюсь рассказывать вам хорошо известную историю памятника или связанные с ним басни. Я хочу рассказать (а точнее показать) одну деталь, которая возможно немного повлияет на наше восприятие и памятника, и замыслов его создателей, да и вообще эпохи. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Не знаю, как у вас, а у меня время от времени возникали ощущения некой «периферийности» этого монумента в городском пространстве. Почему именно здесь, на этом месте? Разве не логичнее было бы на Дворцовой площади, к примеру? Памятник великому преобразователю и основателю города правильнее всего было бы поставить в центре. Там, где мимо него проходят ежедневно тысячи людей, которые в состоянии оценить монументальный замысел, величие Петра, ну и разумеется матушки Екатерины. А Сенатская площадь и сейчас далеко не самое оживлённое место города. Да, туристов много, фотографы, жулики, ряженые, молодёжь, которая летом любит поваляться на газонах, но всё равно скорее зона отдыха, рекреации. Что-то здесь не так. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"А разгадка, на мой взгляд, проста. Она…в мостах. Как всем известно, памятник открыт в 1782. И ко времени его сооружения в Санкт-Петербурге был всего один мост. Исаакиевский наплавной мост. Он был сооружён в 1732 году. Других мостов через Неву, действовавших на постоянной основе не было. Так вот, памятник Петру I, тот самый «Медный всадник» был сооружен именно при входе (въезде) на Исаакиевский мост. Это был примостовой памятник. Довольно распространённая, кстати, ситуация во многих европейских странах. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"С другой стороны, мост заканчивался на Васильевском острове. Это тоже имело значение. Центр огромной империи. Точка сосредоточения великой русской бюрократии. Куда идёт (едет) многочисленная чиновничья публика во времена Екатерины II? От «важных их сиятельств» до мелких писаришек? Правильно, на Васильевский остров, в здание XII коллегий. До 1804 года там находилось административное сердце империи. Плюс поблизости Академии – наук и художеств. С учетом того, что иного способа посуху перебраться через Неву нет (по крайней мере весной, летом и осенью), ответ очевиден. «Медный всадник» был поставлен в самой оживлённой точке города, точке сосредоточения наибольшего, как бы сейчас сказали, трафика, точке пересечения главных транспортных потоков столицы. И в подтверждение выдвинутой гипотезы просто несколько иллюстраций. Это сейчас местные могут годами обходить монумент стороной, а жителям Петербурга конца XVIII – начала XIX века сложно было обойти «Медного всадника». Видимо на это и рассчитывали создатели памятника при выборе места. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Генрих Буххольц. Аллегория победы русского флота над турецким в русско-турецкой войне 1768-1774. Конец XVIII века. Эрмитаж","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"01_Буххольц.jpg","filesize":613885,"height":1113,"pic_id":599,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2021/11/26/01_%D0%91%D1%83%D1%85%D1%85%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%86.jpeg","width":1920}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Празднование столетия Петербурга по указу Александра I 12 мая 1803","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"02_12 мая 1803.jpg","filesize":354829,"height":1067,"pic_id":600,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2021/11/26/02_12_%D0%BC%D0%B0%D1%8F_1803.jpeg","width":1794}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Вид на Адмиралтейскую сторону с Васильевского острова. Литография С.Г. Хаммера по рисунку Г.Треттера. 1820е","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"03_Вид на Адмиралтейскую сторону с Васильевского острова.jpg","filesize":288392,"height":900,"pic_id":601,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2021/11/26/03_%D0%92%D0%B8%D0%B4_%D0%BD%D0%B0_%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%8E_%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%83_%D1%81_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0.jpeg","width":1280}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Фёдор Алексеев. Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную со стороны Васильевского острова. 1817 г. Государственный Русский музей","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"04_Фёдор Алексеев.jpg","filesize":134989,"height":678,"pic_id":602,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2021/11/26/04_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2.jpeg","width":1024}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Анжело Тоселли. Панорама Петербурга. Акварель. 1820е","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"05_Toselli_-_Panorama_of_StPetersburg,_1820_-_(4).jpg","filesize":110545,"height":758,"pic_id":603,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2021/11/26/05_Toselli_-_Panorama_of_StPetersburg_1820_-_4.jpeg","width":1024}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Василий Садовников. Вид на Исаакиевский мост. Раскрашенная литография. 1830-e. Частная коллекция","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"06_Василий Садовников_Вид на Исаакиевский мост. Раскрашенная литография. 1830-e.jpg","filesize":1817074,"height":1550,"pic_id":604,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2021/11/26/06_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%A1%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%92%D0%B8%D0%B4_%D0%BD%D0%B0_%D0%98%D1%81%D0%B0%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82._%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BB_uD0lbhV.jpeg","width":2048}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В середине XIX века появляются сначала Благовещенский (Николаевский, лейтенанта Шмидта), а потом и Дворцовый мосты, которые принимают на себя всю пешую и конную нагрузку. Картина движения в центре города резко меняется. Исаакиевский наплавной мост упразднён, «Медный всадник» становится тихим местом, возможно, до появления интуристовских автобусов даже чересчур тихим. Но теперь-то мы знаем, как оно было задумано в начале. Так что будете в Петербурге, вспомните эту историю. Выразительность памятника не только во вздыбленном коне, жесте руки царя Петра и в постаменте. Место тоже имело значение. Когда-то. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[3339,3339]}
Комментарии 13