26 ноя 2022 · 10:46    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Прочитав заголовок, не торопитесь обвинять меня в чёрствости, бездушии и прочих смертных грехах. Давайте просто продолжим цикл о художнике Василии Максимове. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Есть картина, которую многие у нас, на мой взгляд, «прочитывают» не совсем верно. Не потому, что где-то существует какое-то эталонное толкование, а потому, что общераспространённое сегодня убивает все другие. Я говорю о, наверное, самой знаменитой работе Василия Максимовича Максимова «Всё в прошлом». Сейчас обычно её воспринимают как элегически печальное повествование о старости. Немного сентиментальное, жалостливое, щемяще-грустное. Но тут не всё так просто."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В. М. Максимов. Всё в прошлом. 1889. Государственная Третьяковская галерея"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "1", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Всё в прошлом_1889_ГТГ.jpg", "filesize": 664167, "height": 1250, "pic_id": 269097, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/26/%D0%92%D1%81%D1%91_%D0%B2_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%BB%D0%BE%D0%BC_1889_%D0%93%D0%A2%D0%93.jpeg", "width": 1641}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для начала, давайте посмотрим на дату написания. 1889 год. 28 лет с момента отмены крепостного права. Если старушке в чепце минимум 80, то самая цветущая пора её жизни как раз пришлась на николаевскую (1-го) эпоху."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вы уверены в том, что почтенная госпожа, обложенная подушками, и возможно, видящая свою последнюю весну, была добра? О чём она думает в этом кресле? Может быть о тех временах, когда она была грозой всей усадьбы, когда в страхе разбегались, завидев её дворовые девки и опускали глаза вниз мужики? Или о том, что в свете очень многое зависело от того, что скажет княгиня N, кивнёт ли снисходительно или навсегда уничтожит язвительной репликой? Даже и сейчас на её лице совсем не заметно следов мягкости, добродушия, каких-либо тёплых эмоций. Я бы сказал, достаточно жёсткая старушенция. При том, что, конечно, в таком виде она вызывает скорее жалость."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "2", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Maximov_Everything_In_the_Past_detail2.jpg", "filesize": 192214, "height": 663, "pic_id": 269098, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/26/Maximov_Everything_In_the_Past_detail2.jpeg", "width": 853}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нет, это картина не о жалости к одинокой пожилой женщине. Это великолепный образ умирания старой России. Помещичьей. Посмотрите, едва жива не только барыня. Доживает последние дни и усадьба."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "3", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Всё в прошлом_1889_ГТГ_д2_обработано.jpg", "filesize": 108745, "height": 532, "pic_id": 269100, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/26/%D0%92%D1%81%D1%91_%D0%B2_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%BB%D0%BE%D0%BC_1889_%D0%93%D0%A2%D0%93_%D0%B42_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg", "width": 749}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сравните состояние помещичьего дома с избой служанки – довольно крепкой и добротной, без всяких следов повреждения. Брёвна как на подбор, ровные и новые ставни. Великолепно цветущая сирень противоположна старому сухому дереву у заколоченного дома. Поддерживать такую избу в образцовом состоянии – явно непосильная задача для старой женщины. Значит, где-то недалеко мужские руки и, скорее всего, молодые. Просто за кадром. Кстати, давайте-ка присмотримся к служанке (?). У неё как минимум 2 атрибута более поздних времён, почти современных."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "4", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Всё в прошлом_1889_ГТГ_д3_обработано.jpg", "filesize": 155206, "height": 684, "pic_id": 269101, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/26/%D0%92%D1%81%D1%91_%D0%B2_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%BB%D0%BE%D0%BC_1889_%D0%93%D0%A2%D0%93_%D0%B43_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg", "width": 719}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во-первых, очки. Видели вы на картинах начала XIX века простолюдина в очках? И я нет. Так что эта женщина весьма современна, по тем временам. Муж, или сын, наверное, привезли модный аксессуар. Теперь и вязать можно спокойно. Во-вторых, самовар. Не такая уж и извечная «русская народная» деталь. Массовое открытие самоварных фабрик в Туле было в 1850е годы, а до этого работали в основном кустари. Самовар по виду фабричный, так что, тоже довольно новый. В общем, крестьянская Россия идёт в ногу со временем, в отличие от дворянской."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Погодите, а где же живёт старуха? Так в крестьянском доме и живёт. Её собственный дом давно не подаёт признаков жизни. Может быть, из милосердия и сострадания взяла её к себе бывшая крепостная, а может быть и за плату."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Впрочем, вы уверены, что барыня осознаёт происходящее? Не намекает ли нам название картины на то, что она продолжает жить в прошлом? Всё вроде бы как всегда – усадьба, дворовая девка рядом, даже посуда на столе как в старые времена (обратите внимание). Всё как при государе-императоре Николае Павловиче… А на дворе уже почти ХХ век. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Какая уж тут элегия о прожитой жизни. Это просто констатация факта. Так, опытный врач, вызванный к больному, отводит родственников в сторону и говорит: «Готовьтесь». Помещичья Россия и без того зажилась на этом свете. Если бы не крестьянка, ухаживающая за ней, уже давно всё было бы кончено. Хотя, чашки на столе ещё поддерживают иллюзию былой роскоши, избранности и элитарности. Но это не надолго. Художник Максимов нам об этом сообщает. И я бы даже не назвал это реквиемом. Скорее, высокохудожественная публицистика."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но и это не всё, для того, чтобы большой пазл под названием «Художник Максимов» и маленький довесок «бессердечный автор» сложились у нас в голове, достаточно краем глаза взглянуть (или вспомнить) прошлые статьи цикла "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/udivitelnyj_master_podlinnosti-77516/"}, "string": "1 - "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/udivitelnyj_master_podlinnosti-77516/"}, "string": "Удивительный мастер подлинности"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/zhizn_nachataja_s_dvuh_pobegov-78258/"}, "string": "2- "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/zhizn_nachataja_s_dvuh_pobegov-78258/"}, "string": "Жизнь, начатая с двух побегов"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/kak_vanke_zhukovu_slomat_sistemu-79106/"}, "string": "3- "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/kak_vanke_zhukovu_slomat_sistemu-79106/"}, "string": "Как Ваньке Жукову сломать систему?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/radosti_derevenskoj_zhizni-80841/"}, "string": "4 - "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/radosti_derevenskoj_zhizni-80841/"}, "string": "«Радости» деревенской жизни"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А теперь, если мы исходим из предположения о том, что перед нами не просто графиня с конкретным ФИО, а образ феодально-помещичьей России, то давайте зададимся вопросом «А за что художнику Максимову было жалеть умирающую?», вспомните обстоятельства его жизни. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А про себя скажу очень просто, образ жизни с родами в поле, стиркой руками в проруби, 3 классами образования (в самом лучшем случае), подорожником и корой дуба от всех болезней и прочая, и прочая и прочая не вызывает у меня никакой ностальгии и сочувствия. Сдох, да и ладно - невелика потеря. А вот его реставраторы вызывают только такие эпитеты, которые здесь на Паблико не напишешь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И да, если бы я хотел выжать у вас слезинку по поводу несчастной доли «графини», я поместил бы статью в категорию «Человек». А так, если кто обратил внимание, она у меня по разделу «История» "}], "attributes": []}], "selectedRange": [5098, 5098]}
Комментарии 33