3
Мне не очень-то и жалко умирающую старушку | Паблико
144 подписчики

Мне не очень-то и жалко умирающую старушку


26 ноя 2022 · 10:46    

Прочитав заголовок, не торопитесь обвинять меня в чёрствости, бездушии и прочих смертных грехах. Давайте просто продолжим цикл о художнике Василии Максимове. 

Есть картина, которую многие у нас, на мой взгляд, «прочитывают» не совсем верно. Не потому, что где-то существует какое-то эталонное толкование, а потому, что общераспространённое сегодня убивает все другие. Я говорю о, наверное, самой знаменитой работе Василия Максимовича Максимова «Всё в прошлом». Сейчас обычно её воспринимают как элегически печальное повествование о старости. Немного сентиментальное, жалостливое, щемяще-грустное. Но тут не всё так просто.

В. М. Максимов. Всё в прошлом. 1889. Государственная Третьяковская галерея



1


Для начала, давайте посмотрим на дату написания. 1889 год. 28 лет с момента отмены крепостного права. Если старушке в чепце минимум 80, то самая цветущая пора её жизни как раз пришлась на николаевскую (1-го) эпоху.

Вы уверены в том, что почтенная госпожа, обложенная подушками, и возможно, видящая свою последнюю весну, была добра? О чём она думает в этом кресле? Может быть о тех временах, когда она была грозой всей усадьбы, когда в страхе разбегались, завидев её дворовые девки и опускали глаза вниз мужики? Или о том, что в свете очень многое зависело от того, что скажет княгиня N, кивнёт ли снисходительно или навсегда уничтожит язвительной репликой? Даже и сейчас на её лице совсем не заметно следов мягкости, добродушия, каких-либо тёплых эмоций. Я бы сказал, достаточно жёсткая старушенция. При том, что, конечно, в таком виде она вызывает скорее жалость.



2


Нет, это картина не о жалости к одинокой пожилой женщине. Это великолепный образ умирания старой России. Помещичьей. Посмотрите, едва жива не только барыня. Доживает последние дни и усадьба.



3


Сравните состояние помещичьего дома с избой служанки – довольно крепкой и добротной, без всяких следов повреждения. Брёвна как на подбор, ровные и новые ставни. Великолепно цветущая сирень противоположна старому сухому дереву у заколоченного дома. Поддерживать такую избу в образцовом состоянии – явно непосильная задача для старой женщины. Значит, где-то недалеко мужские руки и, скорее всего, молодые. Просто за кадром. Кстати, давайте-ка присмотримся к служанке (?). У неё как минимум 2 атрибута более поздних времён, почти современных.



4


Во-первых, очки. Видели вы на картинах начала XIX века простолюдина в очках? И я нет. Так что эта женщина весьма современна, по тем временам. Муж, или сын, наверное, привезли модный аксессуар. Теперь и вязать можно спокойно. Во-вторых, самовар. Не такая уж и извечная «русская народная» деталь. Массовое открытие самоварных фабрик в Туле было в 1850е годы, а до этого работали в основном кустари. Самовар по виду фабричный, так что, тоже довольно новый. В общем, крестьянская Россия идёт в ногу со временем, в отличие от дворянской.

Погодите, а где же живёт старуха? Так в крестьянском доме и живёт. Её собственный дом давно не подаёт признаков жизни. Может быть, из милосердия и сострадания взяла её к себе бывшая крепостная, а может быть и за плату.

Впрочем, вы уверены, что барыня осознаёт происходящее? Не намекает ли нам название картины на то, что она продолжает жить в прошлом? Всё вроде бы как всегда – усадьба, дворовая девка рядом, даже посуда на столе как в старые времена (обратите внимание). Всё как при государе-императоре Николае Павловиче… А на дворе уже почти ХХ век. 

Какая уж тут элегия о прожитой жизни. Это просто констатация факта. Так, опытный врач, вызванный к больному, отводит родственников в сторону и говорит: «Готовьтесь». Помещичья Россия и без того зажилась на этом свете. Если бы не крестьянка, ухаживающая за ней, уже давно всё было бы кончено. Хотя, чашки на столе ещё поддерживают иллюзию былой роскоши, избранности и элитарности. Но это не надолго. Художник Максимов нам об этом сообщает. И я бы даже не назвал это реквиемом. Скорее, высокохудожественная публицистика.

Но и это не всё, для того, чтобы большой пазл под названием «Художник Максимов» и маленький довесок «бессердечный автор» сложились у нас в голове, достаточно краем глаза взглянуть (или вспомнить) прошлые статьи цикла 

1 - Удивительный мастер подлинности

2- Жизнь, начатая с двух побегов

3- Как Ваньке Жукову сломать систему?

4 - «Радости» деревенской жизни

А теперь, если мы исходим из предположения о том, что перед нами не просто графиня с конкретным ФИО, а образ феодально-помещичьей России, то давайте зададимся вопросом «А за что художнику Максимову было жалеть умирающую?», вспомните обстоятельства его жизни. 

А про себя скажу очень просто, образ жизни с родами в поле, стиркой руками в проруби, 3 классами образования (в самом лучшем случае), подорожником и корой дуба от всех болезней и прочая, и прочая и прочая не вызывает у меня никакой ностальгии и сочувствия. Сдох, да и ладно - невелика потеря. А вот его реставраторы вызывают только такие эпитеты, которые здесь на Паблико не напишешь.

И да, если бы я хотел выжать у вас слезинку по поводу несчастной доли «графини», я поместил бы статью в категорию «Человек». А так, если кто обратил внимание, она у меня по разделу «История» 

Прочитав заголовок, не торопитесь обвинять меня в чёрствости, бездушии и прочих смертных грехах. Давайте просто продолжим цикл о художнике Василии Максимове. 

Есть картина, которую многие у нас, на мой взгляд, «прочитывают» не совсем верно. Не потому, что где-то существует какое-то эталонное толкование, а потому, что общераспространённое сегодня убивает все другие. Я говорю о, наверное, самой знаменитой работе Василия Максимовича Максимова «Всё в прошлом». Сейчас обычно её воспринимают как элегически печальное повествование о старости. Немного сентиментальное, жалостливое, щемяще-грустное. Но тут не всё так просто.

В. М. Максимов. Всё в прошлом. 1889. Государственная Третьяковская галерея



1


Для начала, давайте посмотрим на дату написания. 1889 год. 28 лет с момента отмены крепостного права. Если старушке в чепце минимум 80, то самая цветущая пора её жизни как раз пришлась на николаевскую (1-го) эпоху.

Вы уверены в том, что почтенная госпожа, обложенная подушками, и возможно, видящая свою последнюю весну, была добра? О чём она думает в этом кресле? Может быть о тех временах, когда она была грозой всей усадьбы, когда в страхе разбегались, завидев её дворовые девки и опускали глаза вниз мужики? Или о том, что в свете очень многое зависело от того, что скажет княгиня N, кивнёт ли снисходительно или навсегда уничтожит язвительной репликой? Даже и сейчас на её лице совсем не заметно следов мягкости, добродушия, каких-либо тёплых эмоций. Я бы сказал, достаточно жёсткая старушенция. При том, что, конечно, в таком виде она вызывает скорее жалость.



2


Нет, это картина не о жалости к одинокой пожилой женщине. Это великолепный образ умирания старой России. Помещичьей. Посмотрите, едва жива не только барыня. Доживает последние дни и усадьба.



3


Сравните состояние помещичьего дома с избой служанки – довольно крепкой и добротной, без всяких следов повреждения. Брёвна как на подбор, ровные и новые ставни. Великолепно цветущая сирень противоположна старому сухому дереву у заколоченного дома. Поддерживать такую избу в образцовом состоянии – явно непосильная задача для старой женщины. Значит, где-то недалеко мужские руки и, скорее всего, молодые. Просто за кадром. Кстати, давайте-ка присмотримся к служанке (?). У неё как минимум 2 атрибута более поздних времён, почти современных.



4


Во-первых, очки. Видели вы на картинах начала XIX века простолюдина в очках? И я нет. Так что эта женщина весьма современна, по тем временам. Муж, или сын, наверное, привезли модный аксессуар. Теперь и вязать можно спокойно. Во-вторых, самовар. Не такая уж и извечная «русская народная» деталь. Массовое открытие самоварных фабрик в Туле было в 1850е годы, а до этого работали в основном кустари. Самовар по виду фабричный, так что, тоже довольно новый. В общем, крестьянская Россия идёт в ногу со временем, в отличие от дворянской.

Погодите, а где же живёт старуха? Так в крестьянском доме и живёт. Её собственный дом давно не подаёт признаков жизни. Может быть, из милосердия и сострадания взяла её к себе бывшая крепостная, а может быть и за плату.

Впрочем, вы уверены, что барыня осознаёт происходящее? Не намекает ли нам название картины на то, что она продолжает жить в прошлом? Всё вроде бы как всегда – усадьба, дворовая девка рядом, даже посуда на столе как в старые времена (обратите внимание). Всё как при государе-императоре Николае Павловиче… А на дворе уже почти ХХ век. 

Какая уж тут элегия о прожитой жизни. Это просто констатация факта. Так, опытный врач, вызванный к больному, отводит родственников в сторону и говорит: «Готовьтесь». Помещичья Россия и без того зажилась на этом свете. Если бы не крестьянка, ухаживающая за ней, уже давно всё было бы кончено. Хотя, чашки на столе ещё поддерживают иллюзию былой роскоши, избранности и элитарности. Но это не надолго. Художник Максимов нам об этом сообщает. И я бы даже не назвал это реквиемом. Скорее, высокохудожественная публицистика.

Но и это не всё, для того, чтобы большой пазл под названием «Художник Максимов» и маленький довесок «бессердечный автор» сложились у нас в голове, достаточно краем глаза взглянуть (или вспомнить) прошлые статьи цикла 

1 - Удивительный мастер подлинности

2- Жизнь, начатая с двух побегов

3- Как Ваньке Жукову сломать систему?

4 - «Радости» деревенской жизни

А теперь, если мы исходим из предположения о том, что перед нами не просто графиня с конкретным ФИО, а образ феодально-помещичьей России, то давайте зададимся вопросом «А за что художнику Максимову было жалеть умирающую?», вспомните обстоятельства его жизни. 

А про себя скажу очень просто, образ жизни с родами в поле, стиркой руками в проруби, 3 классами образования (в самом лучшем случае), подорожником и корой дуба от всех болезней и прочая, и прочая и прочая не вызывает у меня никакой ностальгии и сочувствия. Сдох, да и ладно - невелика потеря. А вот его реставраторы вызывают только такие эпитеты, которые здесь на Паблико не напишешь.

И да, если бы я хотел выжать у вас слезинку по поводу несчастной доли «графини», я поместил бы статью в категорию «Человек». А так, если кто обратил внимание, она у меня по разделу «История» 

Читайте также

Комментарии 33

Войдите для комментирования
■ Путешествия 27 ноя 2022 в 22:29
Хорошая статья. Спасибо за статью!
■ Владимир Меркулов 28 ноя 2022 в 20:01
Всегда рад, спасибо за внимание
■ Путешествия 28 ноя 2022 в 23:15
Всегда пожалуйста! Взаимно! Огромное спасибо вам за ваши волшебные статьи!
■ Густуфан Кортес 27 ноя 2022 в 20:43
Очень интересная и познавательная статья. Большое спасибо за статью! Лайки и клики
■ Владимир Меркулов 27 ноя 2022 в 23:51
Благодарю за отзыв и внимание к моей статье
■ Густуфан Кортес 28 ноя 2022 в 20:57
Всегда пожалуйста! Взаимно! Буду ждать вас на своих каналах "Путешествия" и "Густуфан Кортес".
■ Густуфан Кортес 27 ноя 2022 в 20:43
Я знаю эту картину, но не знала, что её нарисовал Максимов. Теперь буду знать!
■ Владимир Меркулов 27 ноя 2022 в 23:50
Очень хорошо, тружусь не зря
■ Густуфан Кортес 28 ноя 2022 в 20:56
Конечно, не зря! Ваши статьи помогают узнать новое, расширяют кругозор. Такие вещи не бывают зря!
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ