3
Мастер радости | Паблико
144 подписчики

Мастер радости


07 апр 2023 · 10:21    

Сегодня, я покажу вам работы одного замечательного мастера. Увы, не самого известного. Хотя, я уверен в своих читателях, и думаю, что найдутся те, кто его знает. Но сначала, один небольшой парадокс. Слово «готика» ассоциируется у нас прежде всего с архитектурой и имеет, в основном, мрачный оттенок. Говорят, что первым его придумал чуть ли не Рафаэль, вкладывая в него пренебрежительное звучание. «Готический» - значит варварский. Естественно, как самоназвание оно никогда не употреблялось. Никто из средневековых мастеров не говорил о себе «готический». Рафаэль или нет, но в любом случае это слово появилось не раньше 16 века. Так а парадокс то в чём? А в том, что «готическая живопись» совершенно не похожа на «готическую архитектуру». Ибо сложно найти что-то более радостное, весёлое и красочное, чем лучшие образцы готической живописи. 

Штефан Лохнер (1410-1451, Кёльн). Благовещение. Кёльнский собор. Алтарь святых – патронов города. Вид с закрытыми створками:



1


А как вам такое? (Жаль не очень хорошее качество) 

Штефан Лохнер (1410-1451, Кёльн). Благовещение из молитвенника, оформленного художником:



2


Штефана Лохнера относят к представителям так называемой интернациональной готики. С одной стороны – это верно. С другой – мало о чём говорит, так как один «интернациональный готик (или гот?) может отличаться от другого так сильно, что без подписей и прочих пояснений-разъяснений вы никогда бы не догадались, что речь идёт о художниках одного стиля. 

Штефан Лохнер. Мадонна в беседке из роз. 1448:



3


Согласиться можно с тем, что это последний расцвет готики, её величественный реквием (если говорить о живописи). Совсем рядом, даже Рейн не надо форсировать – Нидерланды, где уже скончался Ван Эйк и вовсю работает Ван дер Вейден. А лет через 20 родятся Дюрер и Кранах. Так что временная шкала уже далеко не готическая. 

Штефан Лохнер. Триптих с Марией в запечатанном (огороженном, закрытом, укреплённом) саду:



4


Мне больше всего импонирует удивительная мягкость этого художника. Я конечно понимаю, что такие выводы так просто не делаются, но мне кажется он был из тех, про кого говорят «с детской душой». 

Штефан Лохнер. Поклонение Младенцу Иисусу. Ок. 1445:



5


Может быть это самовнушение или ошибка восприятия, но кажется, что и на Страшном Суде у него спасаемых куда больше, чем гибнущих (и те в основном из начальства), хотя классическое средневековье как правило оперировало другими пропорциями. 

Штефан Лохнер. Страшный Суд. Ок. 1435:



6


Кстати, вы заметили, сколько слева у райских врат рыжих? А ведь «традиционное благочестие» всегда очень негативно относилось к этому цвету волос. У французского короля Людовика, прозванного Святым, были даже указы против рыжеволосых женщин. 

Ещё одно поклонение Младенцу 

Штефан Лохнер. Поклонение Младенцу Иисусу:



7


Штефан Лохнер. Мадонна с фиалками:



8


Штефан Лохнер. Принесение Иисуса в храм (Сретение по-нашему):



9


Я хотел бы обратить ваше внимание на вот эту вот чудесную детскую «группу сопровождения» 

Штефан Лохнер. Принесение Иисуса в храм (фрагмент):



10


На этом пока можно закончить, но я обещаю, что к «интернациональной готике» мы ещё обязательно вернёмся. Уж очень я её люблю и вам советую 

Сегодня, я покажу вам работы одного замечательного мастера. Увы, не самого известного. Хотя, я уверен в своих читателях, и думаю, что найдутся те, кто его знает. Но сначала, один небольшой парадокс. Слово «готика» ассоциируется у нас прежде всего с архитектурой и имеет, в основном, мрачный оттенок. Говорят, что первым его придумал чуть ли не Рафаэль, вкладывая в него пренебрежительное звучание. «Готический» - значит варварский. Естественно, как самоназвание оно никогда не употреблялось. Никто из средневековых мастеров не говорил о себе «готический». Рафаэль или нет, но в любом случае это слово появилось не раньше 16 века. Так а парадокс то в чём? А в том, что «готическая живопись» совершенно не похожа на «готическую архитектуру». Ибо сложно найти что-то более радостное, весёлое и красочное, чем лучшие образцы готической живописи. 

Штефан Лохнер (1410-1451, Кёльн). Благовещение. Кёльнский собор. Алтарь святых – патронов города. Вид с закрытыми створками:



1


А как вам такое? (Жаль не очень хорошее качество) 

Штефан Лохнер (1410-1451, Кёльн). Благовещение из молитвенника, оформленного художником:



2


Штефана Лохнера относят к представителям так называемой интернациональной готики. С одной стороны – это верно. С другой – мало о чём говорит, так как один «интернациональный готик (или гот?) может отличаться от другого так сильно, что без подписей и прочих пояснений-разъяснений вы никогда бы не догадались, что речь идёт о художниках одного стиля. 

Штефан Лохнер. Мадонна в беседке из роз. 1448:



3


Согласиться можно с тем, что это последний расцвет готики, её величественный реквием (если говорить о живописи). Совсем рядом, даже Рейн не надо форсировать – Нидерланды, где уже скончался Ван Эйк и вовсю работает Ван дер Вейден. А лет через 20 родятся Дюрер и Кранах. Так что временная шкала уже далеко не готическая. 

Штефан Лохнер. Триптих с Марией в запечатанном (огороженном, закрытом, укреплённом) саду:



4


Мне больше всего импонирует удивительная мягкость этого художника. Я конечно понимаю, что такие выводы так просто не делаются, но мне кажется он был из тех, про кого говорят «с детской душой». 

Штефан Лохнер. Поклонение Младенцу Иисусу. Ок. 1445:



5


Может быть это самовнушение или ошибка восприятия, но кажется, что и на Страшном Суде у него спасаемых куда больше, чем гибнущих (и те в основном из начальства), хотя классическое средневековье как правило оперировало другими пропорциями. 

Штефан Лохнер. Страшный Суд. Ок. 1435:



6


Кстати, вы заметили, сколько слева у райских врат рыжих? А ведь «традиционное благочестие» всегда очень негативно относилось к этому цвету волос. У французского короля Людовика, прозванного Святым, были даже указы против рыжеволосых женщин. 

Ещё одно поклонение Младенцу 

Штефан Лохнер. Поклонение Младенцу Иисусу:



7


Штефан Лохнер. Мадонна с фиалками:



8


Штефан Лохнер. Принесение Иисуса в храм (Сретение по-нашему):



9


Я хотел бы обратить ваше внимание на вот эту вот чудесную детскую «группу сопровождения» 

Штефан Лохнер. Принесение Иисуса в храм (фрагмент):



10


На этом пока можно закончить, но я обещаю, что к «интернациональной готике» мы ещё обязательно вернёмся. Уж очень я её люблю и вам советую 

Читайте также

Комментарии 73

Войдите для комментирования
■ У окна 09 апр 2023 в 21:24
Восхитительно светлая готика. Спасибо за знакомство с художником)
■ Владимир Меркулов 09 апр 2023 в 21:30
Очень рад, что понравилось!
■ сосмыслом 08 апр 2023 в 22:14
Интересно, что у всех женских образов золотистые волосы
■ Владимир Меркулов 08 апр 2023 в 22:18
Выбор художника
■ сосмыслом 08 апр 2023 в 22:32
Видимо, всё же какой-то женский идеал
■ ЖЕНСКИЕ ШТУЧКИ 08 апр 2023 в 05:34
И правда, в этих произведениях много рыжих. Может это цвет волос самого художника?
■ Владимир Меркулов 08 апр 2023 в 11:32
К сожалению, мы этого не знаем
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ