09 фев 2023 · 16:31    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Спасли для нас, и за это им наш нижайший поклон "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эту историю знают многие. Но я хочу рассказать её ещё раз, во-первых, в надежде добавить некоторые детали. Во-вторых, ещё раз выразить признательность людям, без которых наша жизнь была бы лишена нескольких радостных мгновений. Даже у Пугачёвой возможно было бы немного меньше славы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В начале XX века всевозможные художественные течения возникали с неимоверной быстротой. Одно сменяло другое, сосуществовало с третьим. Среди всего этого кипящего и бурлящего формообразования действительно попадались стоящие художники, а иногда и гении, но были и люди довольно посредственные, ничем кроме как «революционностью» не отмеченные. В журналах постоянно печатались разного рода «манифесты», заявлявшие о том, что всё что было до этого – не то и не так, и вот только теперь пришли «мы», которые понимаем, каким должно быть настоящее современное искусство. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как вам, например, такая строчка из «манифеста»: «Компания 41° утверждает заумь, как обязательную форму воплощения искусства». Я не сторонник подобного экспериментаторства, но к нескольким заумным авангардистам отношусь с трепетом и величайшей благодарностью. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Их мать, по национальности грузинка - Валентина Кирилловна Гамкрелидзе была пианисткой, училась у самого П. И. Чайковского. Отец – поляк, Михаил Андреевич Зданевич. Интересный «коктейль» получается. Знакомьтесь - братья Кирилл Михайлович Зданевич (1892-1969) и Илья Михайлович Зданевич (1894-1975). Старший Кирилл – художник, младший Илья – поэт и теоретик авангарда. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Летом 1912 два совсем ещё молодых человека (20 и 18 лет) едут в Грузию, на родину матери. Компанию им составляет третий заумный авангардист Михаил Ле-Дантю (ему на тот момент 19 лет). Что было дальше – всем хорошо известно. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В поисках редких художеств, они находят в трактире «Варяг» (интересно, сколько таких было по империи в 1912?) настоящее чудо – работы великого неизвестного художника, а затем, потратив несколько дней на обход тифлисских трактиров (думаю, что это было нелёгкое занятие для такой молодой компании) и его самого – Нико Пиросманашвили (Пиросмани). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нико Пиросмани. Кутёж Кинто с органщиком Датико. 1906 Музей искусств. Тбилиси:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "1", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "01.jpg", "filesize": 159152, "height": 620, "pic_id": 417762, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/09/01_enRFZSp.jpeg", "width": 1176}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первая деталь, на которую стоит обратить внимание – возраст. Ещё раз, самому старшему всего лишь 20, двое других ещё моложе. Великое открытие совершено практически детьми. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нико Пиросмани. Портрет Ильи Зданевича. 1913 Частная коллекция:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "2", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "02.jpg", "filesize": 140209, "height": 700, "pic_id": 417766, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/09/02.jpeg", "width": 623}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1913 усилиями тех же Зданевичей и Ле-Дантю несколько работ Пиросмани выставляются в Москве. Братья Зданевичи вновь оказываются в Тифлисе в конце 1917. Михаила Ле-Дантю к тому моменту уже нет в живых, он погиб в августе 1917. Интерес к Нико Пиросмани постепенно появляется. В 1916 проходит его выставка в Тифлисе. Увы, гениальный самоучка скончался 7 апреля 1918. Неизвестно даже где находится его могила. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нико Пиросмани. Лекарь на осле. Музей искусств. Тбилиси:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "3", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "03.jpg", "filesize": 168227, "height": 880, "pic_id": 417770, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/09/03.jpeg", "width": 1130}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но история чудесного открытия и знакомства молодых гостей со старым художником – это только часть рассказа. Кириллу Зданевичу, в первую очередь, мы обязаны тем, что можем не только читать про Нико, но и видеть его работы. Вдумайтесь, в каких условиях находилось большинство из них (да практически все). Уличные вывески, картины, висящие в кабачках и духанах, среди чада и копоти, без какой-либо вентиляции, про микроклимат даже говорить смешно. А кроме того, многие ли тифлисские заведения пережили бурные события первой трети двадцатого века. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нико Пиросмани. Чёрный лев. 1905. Частная коллекция:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "4", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "04.jpg", "filesize": 275253, "height": 1217, "pic_id": 417775, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/09/04_hDZmfWq.jpeg", "width": 1600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Работы Пиросмани вполне могли погибнуть вместе с какой-нибудь закрывшейся пивной. Если бы не титанические усилия, не дошло бы до нас ничего (или почти ничего) из того, чем мы восторгаемся теперь. Но Зданевичи поставили себе задачу - собрать все картины своего старшего друга. В 1920-21 братья выехали в Константинополь, затем в Париж. Илья остался там навсегда. Кирилл вернулся в Тифлис и продолжил собирать Пиросмани, обходя городские заведения. К этому моменту их хозяева уже смекнули, что эти старые вывески и клеенки можно кому-то продать. Цены мгновенно взлетели вверх. Константин Георгиевич Паустовский, гостивший в тифлисском доме Зданевичей рассказывал, что покупка одной из картин в буквальном смысле слова «посадила всю семью на хлеб и воду». Конечно, польско-грузинские авангардисты не были единственными коллекционерами. Активно разыскивал и собирал уцелевшие работы Пиросмани другой гениальный грузин – Ладо Гудиашвили и ещё несколько человек, но основной всё же является коллекция Зданевичей. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нико Пиросмани. Татарский торговец фруктами. 1910-1912. Музей искусств. Тбилиси:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "5", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "05.jpg", "filesize": 85646, "height": 438, "pic_id": 417787, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/09/05.jpeg", "width": 576}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нико Пиросмани. Ортачальская красавица. 1905. Диптих:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "6", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "06.jpg", "filesize": 140413, "height": 647, "pic_id": 417792, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/09/06.jpeg", "width": 751}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так заумные авангардисты сберегли для нас творческое наследие великого художника, за что им наш нижайший поклон. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [4637, 4637]}
Комментарии 38