04 окт 2023 · 11:11    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/kak_rossija_iskala_hudozhestvennyj_obraz_drevnej_rusi_1-221465"}, "string": "Часть 1 - здесь "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В конце XIX - начале XIX века в русской живописи постепенно зарождается интерес к героическим страницам отечественной истории. Причин этому можно выделить несколько. Во-первых, дают свои всходы целенаправленные усилия Академии художеств. Напомню, что исторический жанр считался в тогдашней иерархии самым почётным. И раз уж Академия располагалась в Петербурге, то сюжеты русской истории, наряду с иностранными и мифологическими, так или иначе попадали в обязательную программу обучения, в том числе и в конкурсную. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Григорий Иванович Угрюмов (1764-1823) профессор исторической живописи Академии художеств. За эту картину он получил звание академика:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Григорий Иванович Угрюмов. Испытание силы Яна Усмаря. 1796. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "1", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "04.jpg", "filesize": 1011477, "height": 831, "pic_id": 706911, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/04_BIWAAkX.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но, скажите, не видя подписи, смогли бы вы однозначно отнести эту картину к русской истории? Она с таким же успехом могла бы занять своё место и по разряду «древнеримских древностей». Очередной легендарный героический эпизод, сшитый по лекалам классицизма и академизма. Это не значит, что плохо, но всё это ещё не собственно русская история. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А вот это просто подражание европейским образцам, причём далеко не первосортным. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Григорий Иванович Угрюмов. Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года. 1800. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "2", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "05.jpg", "filesize": 381102, "height": 1200, "pic_id": 706912, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/05_Qnvk3Mv.jpeg", "width": 949}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Среди учеников Григория Угрюмова был Орест Кипренский. В 1805 году «техзадание» академического конкурса было сформулировано так: «Представить Великого Князя Дмитрия Донского, когда по одержании победы над Мамаем, оставшиеся князья и прочие воины находят его в роще при последнем почти дыхании». Кипренский с задачей справился и получил большую золотую медаль "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Орест Адамович Кипренский. Дмитрий Донской на Куликовом поле. 1805 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "3", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "06.png", "filesize": 2761872, "height": 836, "pic_id": 706913, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/06_ParQmDQ.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но у меня снова не исчезает впечатления того, что картина эта может иллюстрировать историю любой страны. Впрочем, интерес к собственной истории в живописных кругах продолжает развиваться. Помимо уже указанных усилий Академии этому способствовали события 1812-1814 годов, решающее столкновение с Наполеоном и последовавший за этим национальный подъём. В 1818 году издаётся «История государства Российского» Н. М. Карамзина. Вот уж теперь историческим живописцами раздолье… "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Об Андрее Ивановиче Иванове "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/otets_odnogo_genija_i_ljubimyj_uchitel_drugogo_-1336"}, "string": "мы уже упоминали на этом канале"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Напомню две его работы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Андрей Иванович Иванов (1775-1848) Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей. 1812 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "4", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "07.jpg", "filesize": 774459, "height": 1200, "pic_id": 706915, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/07_LnLNhJd.jpeg", "width": 829}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Герои выглядят совершенно по-гомеровски, а победа с венком так и вовсе прилетела из петровских времён. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В следующей картине духовенство и нищенка в одеждах XIX века беседуют со вполне себе античным князем Владимиром. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Андрей Иванович Иванов. Крещение великого князя Владимира в Корсуни. 1829 Государственная Третьяковская галерея:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "5", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "08.jpg", "filesize": 378329, "height": 1200, "pic_id": 706916, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/08_LNxiurj.jpeg", "width": 897}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Конечно, художники первой половины XIX века догадывались, о том, что рядить древних русичей в античные одежды, наверное, не совсем правильно. Однако, иной «точки опоры» пока не было. Художественные поиски в этом направлении по большей части снова были фантазийными. А точнее, каждый пользовался тем, что было под рукой, европейскими образцами, да собственными представлениями "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Василий Кондратьевич Сазонов. Первая встреча князя Игоря с Ольгой. 1824 Государственная Третьяковская галерея:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "6", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "09.jpg", "filesize": 797318, "height": 838, "pic_id": 706918, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/09_fzcJfDC.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Василий Кондратьевич Сазонов. Дмитрий Донской на Куликовом поле. 1824 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "7", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "10.jpg", "filesize": 844307, "height": 801, "pic_id": 706919, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/10_fwJEYoI.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В общем, с точки зрения истории, все представленные выше полотна заслуживают похвалы разве что за сам факт своего существования, за желание и порыв, но никак не за историческую достоверность. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вы думаете, что так обстояли дела только в живописи. В начале XIX века итальянец Луиджи Руска получил заказ на реконструкцию Никольской башни Московского Кремля. Видимо, ему в общих чертах объяснили, что это Кремль и надлежит сделать «под старину». Архитектор и создал готическую стилизацию. Ну а что? Просили же под старину "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Никольская башня Московского Кремля. Начало XIX века. Архитекторы Луиджи Руска, Алексей Бакарев (восстановление после 1812 Осипа Бове). Фото "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://commons.wikimedia.org/w/index.php?title=User%3AEjeVichka&action=edit&redlink=1"}, "string": "EjeVichka"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "8", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "11.jpg", "filesize": 258255, "height": 1200, "pic_id": 706921, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/11_u8yxOZs.jpeg", "width": 900}}], "attributes": []}], "selectedRange": [4155, 4156]}
Комментарии 6