3
Как Россия искала художественный образ Древней Руси 1 | Паблико
144 подписчики

Как Россия искала художественный образ Древней Руси 1


03 окт 2023 · 11:11    

Древнерусский воин, князь, священнослужитель. С детства мы видим их изображения в книгах, запоминаем их, привыкаем к ним и узнаём потом в самых разных местах. Мы знаем, как выглядели у наших далёких предков щиты и шлемы, мечи, княжеские одеяния, даже обувь. Но ведь если подумать, то материальных свидетельств дошло до нас ничтожно мало. Изображения (в основном книжная миниатюра) часто весьма условны и на их основе уж точно нельзя судить о настоящей форме предметов, деталях, узорах. Более, того, возможно вы удивитесь, но я скажу, что ещё двести лет назад облик Древней Руси представлялся нашим соотечественникам совсем по-другому. Или точнее сказать, его просто не существовало. 

Но, не будем забегать вперёд. Например, в XVII веке никакой художественной археологии в нашей стране в принципе не было. Деятелей прошлого если и изображали, то точно так же, как и современников. Ну может быть, немного видоизменив те или иные детали, а для совсем уж экзотических персонажей что-нибудь придумав. Вот, например, изображения из так называемого «Царского титулярника», изданного в 1672 году 

Рюрик (Царский титулярник 1672 года):



1


Владимир (Царский титулярник 1672 года):



2


Всё это просто художественные фантазии. Естественно, никто не проводил, да и не мог провести, серьёзных изысканий хотя бы в части костюмов, украшений, оружия. 

В XVIII веке мало что изменилось. Более того, молодое, вновь возникшее светское искусство Российской Империи практически не обращалось к теме древности. Художников больше занимали героические деяния современников (Петра и его сподвижников, екатерининских орлов). Обращение к истории было скорее связано с театральными сюжетами, чем со славными деяниями. 

Антон Лосенко. Владимир и Рогнеда. 1770. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург:



3


Скажите честно – вы видите на этой картине хоть что-нибудь, что мы привыкли именовать древнерусским? Главные герои скорее похожи на каких-то польских аристократов. Из пяти изображённых лиц что-то русское можно разглядеть у служанки и в фигуре, которую условно можно назвать «боярином» (в правом верхнем углу). Первая из этих двух фигур по одежде целиком и полностью относится к XVIII веку, вторая от силы к XVII. А события изображаются Х-го. Так что, от истории тут только контуры сюжета. 

Продолжение следует 

Древнерусский воин, князь, священнослужитель. С детства мы видим их изображения в книгах, запоминаем их, привыкаем к ним и узнаём потом в самых разных местах. Мы знаем, как выглядели у наших далёких предков щиты и шлемы, мечи, княжеские одеяния, даже обувь. Но ведь если подумать, то материальных свидетельств дошло до нас ничтожно мало. Изображения (в основном книжная миниатюра) часто весьма условны и на их основе уж точно нельзя судить о настоящей форме предметов, деталях, узорах. Более, того, возможно вы удивитесь, но я скажу, что ещё двести лет назад облик Древней Руси представлялся нашим соотечественникам совсем по-другому. Или точнее сказать, его просто не существовало. 

Но, не будем забегать вперёд. Например, в XVII веке никакой художественной археологии в нашей стране в принципе не было. Деятелей прошлого если и изображали, то точно так же, как и современников. Ну может быть, немного видоизменив те или иные детали, а для совсем уж экзотических персонажей что-нибудь придумав. Вот, например, изображения из так называемого «Царского титулярника», изданного в 1672 году 

Рюрик (Царский титулярник 1672 года):



1


Владимир (Царский титулярник 1672 года):



2


Всё это просто художественные фантазии. Естественно, никто не проводил, да и не мог провести, серьёзных изысканий хотя бы в части костюмов, украшений, оружия. 

В XVIII веке мало что изменилось. Более того, молодое, вновь возникшее светское искусство Российской Империи практически не обращалось к теме древности. Художников больше занимали героические деяния современников (Петра и его сподвижников, екатерининских орлов). Обращение к истории было скорее связано с театральными сюжетами, чем со славными деяниями. 

Антон Лосенко. Владимир и Рогнеда. 1770. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург:



3


Скажите честно – вы видите на этой картине хоть что-нибудь, что мы привыкли именовать древнерусским? Главные герои скорее похожи на каких-то польских аристократов. Из пяти изображённых лиц что-то русское можно разглядеть у служанки и в фигуре, которую условно можно назвать «боярином» (в правом верхнем углу). Первая из этих двух фигур по одежде целиком и полностью относится к XVIII веку, вторая от силы к XVII. А события изображаются Х-го. Так что, от истории тут только контуры сюжета. 

Продолжение следует 

Читайте также

Комментарии 8

Войдите для комментирования
■ Путешествия 04 окт 2023 в 00:19
Шикарная статья! Большое спасибо за статью!
■ Путешествия 04 окт 2023 в 00:18
Прекрасные художники и замечательные картины!
■ Густуфан Кортес 03 окт 2023 в 23:53
Чудесная статья! Спасибо за статью!
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ