3
Как почувствовать смену эпохи? | Паблико
144 подписчики

Как почувствовать смену эпохи?


25 сен 2023 · 11:11    

Я часто замечаю, что с помощью дат можно понять некоторые довольно интересные события, проследить закономерности. 

Ганс Мемлинг родился в промежуток с 1433 по 1435 в Зелигенштадте (ныне Германия), большую часть своей жизни провёл в Кёльне и бельгийском (ныне) Брюгге. Скончался 11 августа 1494. Считается, и вполне обоснованно, последним великим художником старонидерландской (бургундской школы). Последним, в великом ряду: Робер Кампен – Ян ван Эйк – Рогир ван дер Вейден – Ганс Мемлинг. Хотя, лично я всё-таки сказал бы предпоследним, сделав продолжение в лице Герарда Давида. 

Босха знают все, даже люди далёкие от искусства. Он провёл большую часть жизни неподалёку в Хертогенбосе (ныне Нидерланды/Голландия). Расстояние между этим городом и Брюгге всего 200 км. Иероним Босх родился около 1450 и скончался в 1516. То есть разница в датах жизни с Гансом Мемлингом составляет примерно 15 лет. Почти ровесники, по историческим меркам так без оговорок. 

Я неспроста привожу все эти сведения из истории и географии. Я почти уверен в том, что в сознании посетителей музеев Мемлинг и Босх – имена из абсолютно разных «залов». А ведь они, как видите жили почти в одно и то же время и почти по соседству. И вместе с тем, «общественное сознание» в данном случае не обманывает. Недавно я понял, что сложно найти двух более непохожих художников, чем Ганс Мемлинг и Иероним Босх. 

Первый – почти эталонный образец небесной гармонии. Даже в триптихе Страшного Суда у него куда больше спокойствия, что уж говорить про остальные картины. Босх, напротив, – пример тревожности, напряжения. За всем круговоротом его жутковатых (зачастую) образов кроется нерв истории, причём в довольно пессимистичном осмыслении. 

А если посмотреть на этих двух художников в окружении их современников, то видно, как «линия Мемлинга» почти полностью прерывается (даже если учитывать уже упоминавшегося здесь Герарда Давида). Босх, конечно, слишком уникален и почти не имеет последователей, но со второй четверти XVI века тревожность, надлом и напряжение почти повсюду главенствуют и в Нидерландах, и в Германии. 

Произошла очевидная смена эпохи. А теперь нам помогут даты и живопись. Я хочу, чтобы вы посмотрели картины Босха, относящиеся к последним годам жизни Мемлинга и работы Мемлинга, написанные в период, когда создавал свои первые произведения Босх, а посмотрев, увидели бы воочию, как меняется эпоха. 

Ганс Мемлинг. Благовещение (ок. 1480-1489) музей Метрополитен, Нью-Йорк:



1


Иероним Босх. Ecce homo. Между 1480 и 1490. Штеделевский художественный институт (Франкфурте-на-Майне):



2


Ганс Мемлинг. Диптих Мартина ван Ньювенховена 1487. Брюгге, Музей Мемлинга:



3


Иероним Босх. Поклонение волхвов (середина 1490х). Музей Прадо. Мадрид:



4


Ганс Мемлинг. Диптих Снятие с креста (ок. 1492-1494) Гренада, капелла:



5


Иероним Босх. Увенчание терновым венцом. 1490е. Национальная галерея. Лондон:



6


Схожие сюжеты, почти одно и то же время и почти один и тот же регион. Но какая разная живопись! Смена эпохи…Лично я почти осязаемо воспринимаю эту границу 

Я часто замечаю, что с помощью дат можно понять некоторые довольно интересные события, проследить закономерности. 

Ганс Мемлинг родился в промежуток с 1433 по 1435 в Зелигенштадте (ныне Германия), большую часть своей жизни провёл в Кёльне и бельгийском (ныне) Брюгге. Скончался 11 августа 1494. Считается, и вполне обоснованно, последним великим художником старонидерландской (бургундской школы). Последним, в великом ряду: Робер Кампен – Ян ван Эйк – Рогир ван дер Вейден – Ганс Мемлинг. Хотя, лично я всё-таки сказал бы предпоследним, сделав продолжение в лице Герарда Давида. 

Босха знают все, даже люди далёкие от искусства. Он провёл большую часть жизни неподалёку в Хертогенбосе (ныне Нидерланды/Голландия). Расстояние между этим городом и Брюгге всего 200 км. Иероним Босх родился около 1450 и скончался в 1516. То есть разница в датах жизни с Гансом Мемлингом составляет примерно 15 лет. Почти ровесники, по историческим меркам так без оговорок. 

Я неспроста привожу все эти сведения из истории и географии. Я почти уверен в том, что в сознании посетителей музеев Мемлинг и Босх – имена из абсолютно разных «залов». А ведь они, как видите жили почти в одно и то же время и почти по соседству. И вместе с тем, «общественное сознание» в данном случае не обманывает. Недавно я понял, что сложно найти двух более непохожих художников, чем Ганс Мемлинг и Иероним Босх. 

Первый – почти эталонный образец небесной гармонии. Даже в триптихе Страшного Суда у него куда больше спокойствия, что уж говорить про остальные картины. Босх, напротив, – пример тревожности, напряжения. За всем круговоротом его жутковатых (зачастую) образов кроется нерв истории, причём в довольно пессимистичном осмыслении. 

А если посмотреть на этих двух художников в окружении их современников, то видно, как «линия Мемлинга» почти полностью прерывается (даже если учитывать уже упоминавшегося здесь Герарда Давида). Босх, конечно, слишком уникален и почти не имеет последователей, но со второй четверти XVI века тревожность, надлом и напряжение почти повсюду главенствуют и в Нидерландах, и в Германии. 

Произошла очевидная смена эпохи. А теперь нам помогут даты и живопись. Я хочу, чтобы вы посмотрели картины Босха, относящиеся к последним годам жизни Мемлинга и работы Мемлинга, написанные в период, когда создавал свои первые произведения Босх, а посмотрев, увидели бы воочию, как меняется эпоха. 

Ганс Мемлинг. Благовещение (ок. 1480-1489) музей Метрополитен, Нью-Йорк:



1


Иероним Босх. Ecce homo. Между 1480 и 1490. Штеделевский художественный институт (Франкфурте-на-Майне):



2


Ганс Мемлинг. Диптих Мартина ван Ньювенховена 1487. Брюгге, Музей Мемлинга:



3


Иероним Босх. Поклонение волхвов (середина 1490х). Музей Прадо. Мадрид:



4


Ганс Мемлинг. Диптих Снятие с креста (ок. 1492-1494) Гренада, капелла:



5


Иероним Босх. Увенчание терновым венцом. 1490е. Национальная галерея. Лондон:



6


Схожие сюжеты, почти одно и то же время и почти один и тот же регион. Но какая разная живопись! Смена эпохи…Лично я почти осязаемо воспринимаю эту границу 

Читайте также

Комментарии 12

Войдите для комментирования
■ С.З.Медведь 28 сен 2023 в 16:04
Может быть, может быть.....
■ Лунная дорожка 28 сен 2023 в 15:23
Интересная подборка.
■ Feikofob 26 сен 2023 в 19:12
Власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам ... Но такая ли это смена эпох? Босх слишком своеобразный художник для сравнения, а источников о его творчестве и жизни почти нет ...
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ