25 сен 2023 · 11:11    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я часто замечаю, что с помощью дат можно понять некоторые довольно интересные события, проследить закономерности. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ганс Мемлинг родился в промежуток с 1433 по 1435 в Зелигенштадте (ныне Германия), большую часть своей жизни провёл в Кёльне и бельгийском (ныне) Брюгге. Скончался 11 августа 1494. Считается, и вполне обоснованно, последним великим художником старонидерландской (бургундской школы). Последним, в великом ряду: Робер Кампен – Ян ван Эйк – Рогир ван дер Вейден – Ганс Мемлинг. Хотя, лично я всё-таки сказал бы предпоследним, сделав продолжение в лице Герарда Давида. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Босха знают все, даже люди далёкие от искусства. Он провёл большую часть жизни неподалёку в Хертогенбосе (ныне Нидерланды/Голландия). Расстояние между этим городом и Брюгге всего 200 км. Иероним Босх родился около 1450 и скончался в 1516. То есть разница в датах жизни с Гансом Мемлингом составляет примерно 15 лет. Почти ровесники, по историческим меркам так без оговорок. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я неспроста привожу все эти сведения из истории и географии. Я почти уверен в том, что в сознании посетителей музеев Мемлинг и Босх – имена из абсолютно разных «залов». А ведь они, как видите жили почти в одно и то же время и почти по соседству. И вместе с тем, «общественное сознание» в данном случае не обманывает. Недавно я понял, что сложно найти двух более непохожих художников, чем Ганс Мемлинг и Иероним Босх. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первый – почти эталонный образец небесной гармонии. Даже в триптихе Страшного Суда у него куда больше спокойствия, что уж говорить про остальные картины. Босх, напротив, – пример тревожности, напряжения. За всем круговоротом его жутковатых (зачастую) образов кроется нерв истории, причём в довольно пессимистичном осмыслении. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А если посмотреть на этих двух художников в окружении их современников, то видно, как «линия Мемлинга» почти полностью прерывается (даже если учитывать уже упоминавшегося здесь Герарда Давида). Босх, конечно, слишком уникален и почти не имеет последователей, но со второй четверти XVI века тревожность, надлом и напряжение почти повсюду главенствуют и в Нидерландах, и в Германии. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Произошла очевидная смена эпохи. А теперь нам помогут даты и живопись. Я хочу, чтобы вы посмотрели картины Босха, относящиеся к последним годам жизни Мемлинга и работы Мемлинга, написанные в период, когда создавал свои первые произведения Босх, а посмотрев, увидели бы воочию, как меняется эпоха. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ганс Мемлинг. Благовещение (ок. 1480-1489) музей Метрополитен, Нью-Йорк:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "1", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "01.jpg", "filesize": 981993, "height": 1200, "pic_id": 706361, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/01_HG2TUbE.jpeg", "width": 859}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Иероним Босх. Ecce homo. Между 1480 и 1490. Штеделевский художественный институт (Франкфурте-на-Майне):"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "2", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "02.jpg", "filesize": 709389, "height": 1073, "pic_id": 706363, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/02_XBsBLSJ.jpeg", "width": 901}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ганс Мемлинг. Диптих Мартина ван Ньювенховена 1487. Брюгге, Музей Мемлинга:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "3", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "03.jpg", "filesize": 737897, "height": 749, "pic_id": 706364, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/03_vhX5YZT.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Иероним Босх. Поклонение волхвов (середина 1490х). Музей Прадо. Мадрид:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "4", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "04.jpg", "filesize": 1031975, "height": 1046, "pic_id": 706365, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/04_AiwTaya.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ганс Мемлинг. Диптих Снятие с креста (ок. 1492-1494) Гренада, капелла:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "5", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "05.jpg", "filesize": 797566, "height": 842, "pic_id": 706366, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/05_x7faDrg.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Иероним Босх. Увенчание терновым венцом. 1490е. Национальная галерея. Лондон:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "6", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "06.jpg", "filesize": 810138, "height": 1200, "pic_id": 706367, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/06.jpeg", "width": 972}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Схожие сюжеты, почти одно и то же время и почти один и тот же регион. Но какая разная живопись! Смена эпохи…Лично я почти осязаемо воспринимаю эту границу "}], "attributes": []}], "selectedRange": [2864, 2865]}
Комментарии 12