В предыдущей статье я уже начал разговор на эту тему. Чтобы быть ещё более понятным, предлагаю сравнить другую пару художников, практически современников, и тоже живших по соседству.
В конце XV столетия Нидерланды (в состав которых входили современные Бельгия, Голландия и Люксембург, а также часть северо-восточной Франции) входят в состав империи Габсбургов. В 1477 году погибает Карл Смелый – последний из бургундских Валуа, его единственная дочь Мария выходит замуж за Максимилиана Габсбурга, столкновение интересов Франции и Габсбургов заканчивается в 1493 году Санлисским договором, закрепившим раздел бывшей Бургундии. Государство с таким названием исчезает с исторической сцены. Нидерланды, как я уже сказал, переходят к Габсбургам.
В 1494 году, то есть через год, после заключения Санлисского мира, в Брюгге скончался Ганс Мемлинг. Он считался последним в ряду великих представителей старонидерландской (бургундской) школы: Робер Кампен – Ян ван Эйк – Рогир ван дер Вейден – Ганс Мемлинг. Хотя в прошлой статье я уже оговорился, что считаю этот ряд незавершённым и поставил бы в его конце Герарда Давида. Сегодня пришло время продолжить эту тему. А для того, чтобы смена эпохи выглядела нагляднее, я снова предлагаю вашему вниманию работы двух художников – двух современников.
Первый, как вы уже догадались – Герард Давид, родившийся около 1460 года в городке Оудеватер, близ Утрехта (ныне Нидерланды-Голландия) и проведший большую часть своей творческой жизни в Брюгге. Давид обосновался там в 1484, поступив в ученики к Мемлингу, в 1494 после смерти учителя занял его место – главного живописца города Брюгге, и проработал так до конца жизни – до 1523. Таким образом, Герард Давид застал не только перемену власти в Нидерландах (в этих событиях он, естественно, был пассивным субъектом), но и постепенный уход старой художественной школы (а вот здесь всё как раз было наоборот). Как бы то ни было, Герард Давид полностью опирается на традиции своих великих предшественников.
Второй художник… но давайте о нём чуть позже, в следующей части статьи, пока о Давиде
Герард Давид. Мистическое обручение св. Екатерины (кроме того – святые Мария Магдалина, Варвара и Антоний Падуанский). 1510. Лондон. Национальная галерея:
1
Мастер из Брюгге любил писать торжественные алтарные образы.
Герард Давид. Алтарь Крещения Христа (алтарь Яна Тромпа) (в открытом виде). 1505. Брюгге. Государственные музеи:
2
Все работы Давида отличает атмосфера тишины и спокойствия.
Герард Давид. Отдых на пути в Египет. Около 1510. Национальная галерея. Вашингтон:
3
Пожалуй, даже в самой своей динамичной работе Герард Давид не выходит за рамки, установленные Рогиром ван дер Вейденом и Гансом Мемлингом.
Герард Давид. Алтарь святого архангела Михаила (боковые створки – св. Иероним (слева) и св. Антоний Падуанский (справа). Ок. 1510. Музей истории искусств. Вена:
4
Мастер явно не любил эксперименты и предпочитал в художественном плане смотреть назад, а не вперёд.
Герард Давид. Мадонна с молочным супом. 1510-1515. Нью-Йорк. Aurora Trust:
5
Даже там, где, повинуясь новым художественным веяниям, Давид вводил в картину бытовые подробности, они как будто «замораживались» художником и общее впечатление статичности оставалось неизменным.
Герард Давид. Брак в Кане. 1501-1506. Париж. Лувр:
6
В продолжении поговорим о том, кто был «парой» для Герарда Давида, одновременно олицетворяя собой уже иную эпоху
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В предыдущей статье я уже начал разговор на эту тему. Чтобы быть ещё более понятным, предлагаю сравнить другую пару художников, практически современников, и тоже живших по соседству. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В конце XV столетия Нидерланды (в состав которых входили современные Бельгия, Голландия и Люксембург, а также часть северо-восточной Франции) входят в состав империи Габсбургов. В 1477 году погибает Карл Смелый – последний из бургундских Валуа, "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/politicheskij_rebus-plakat_15_veka-214572/"}, "string": "его единственная дочь Мария выходит замуж за Максимилиана Габсбурга"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", столкновение интересов Франции и Габсбургов заканчивается в 1493 году Санлисским договором, закрепившим раздел бывшей Бургундии. Государство с таким названием исчезает с исторической сцены. Нидерланды, как я уже сказал, переходят к Габсбургам. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1494 году, то есть через год, после заключения Санлисского мира, в Брюгге скончался Ганс Мемлинг. Он считался последним в ряду великих представителей старонидерландской (бургундской) школы: Робер Кампен – Ян ван Эйк – Рогир ван дер Вейден – Ганс Мемлинг. Хотя в прошлой статье я уже оговорился, что считаю этот ряд незавершённым и поставил бы в его конце Герарда Давида. Сегодня пришло время продолжить эту тему. А для того, чтобы смена эпохи выглядела нагляднее, я снова предлагаю вашему вниманию работы двух художников – двух современников. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первый, как вы уже догадались – Герард Давид, родившийся около 1460 года в городке Оудеватер, близ Утрехта (ныне Нидерланды-Голландия) и проведший большую часть своей творческой жизни в Брюгге. Давид обосновался там в 1484, поступив в ученики к Мемлингу, в 1494 после смерти учителя занял его место – главного живописца города Брюгге, и проработал так до конца жизни – до 1523. Таким образом, Герард Давид застал не только перемену власти в Нидерландах (в этих событиях он, естественно, был пассивным субъектом), но и постепенный уход старой художественной школы (а вот здесь всё как раз было наоборот). Как бы то ни было, Герард Давид полностью опирается на традиции своих великих предшественников. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Второй художник… но давайте о нём чуть позже, в следующей части статьи, пока о Давиде"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Герард Давид. Мистическое обручение св. Екатерины (кроме того – святые Мария Магдалина, Варвара и Антоний Падуанский). 1510. Лондон. Национальная галерея:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "1", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "01.jpg", "filesize": 1017606, "height": 872, "pic_id": 706386, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/01_4bByM5K.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мастер из Брюгге любил писать торжественные алтарные образы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Герард Давид. Алтарь Крещения Христа (алтарь Яна Тромпа) (в открытом виде). 1505. Брюгге. Государственные музеи: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "2", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "02.jpg", "filesize": 1021333, "height": 834, "pic_id": 706387, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/02_cBxMRKt.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Все работы Давида отличает атмосфера тишины и спокойствия. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Герард Давид. Отдых на пути в Египет. Около 1510. Национальная галерея. Вашингтон: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "3", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "03.jpg", "filesize": 892532, "height": 910, "pic_id": 706388, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/03_Z3lTjSR.jpeg", "width": 900}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пожалуй, даже в самой своей динамичной работе Герард Давид не выходит за рамки, установленные Рогиром ван дер Вейденом и Гансом Мемлингом. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Герард Давид. Алтарь святого архангела Михаила (боковые створки – св. Иероним (слева) и св. Антоний Падуанский (справа). Ок. 1510. Музей истории искусств. Вена: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "4", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "04.jpg", "filesize": 963925, "height": 822, "pic_id": 706391, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/04_fxJlPHK.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мастер явно не любил эксперименты и предпочитал в художественном плане смотреть назад, а не вперёд. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Герард Давид. Мадонна с молочным супом. 1510-1515. Нью-Йорк. Aurora Trust: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "5", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "05.jpg", "filesize": 1141321, "height": 1200, "pic_id": 706394, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/05_003zlFx.jpeg", "width": 1015}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Даже там, где, повинуясь новым художественным веяниям, Давид вводил в картину бытовые подробности, они как будто «замораживались» художником и общее впечатление статичности оставалось неизменным. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Герард Давид. Брак в Кане. 1501-1506. Париж. Лувр: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "6", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "06.jpg", "filesize": 1179123, "height": 1200, "pic_id": 706396, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/06_8FhkN8W.jpeg", "width": 1005}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В продолжении поговорим о том, кто был «парой» для Герарда Давида, одновременно олицетворяя собой уже иную эпоху "}], "attributes": []}], "selectedRange": [3404, 3404]}
Комментарии 7