26 сен 2023 · 11:11    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В предыдущей статье я уже начал разговор на эту тему. Чтобы быть ещё более понятным, предлагаю сравнить другую пару художников, практически современников, и тоже живших по соседству. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В конце XV столетия Нидерланды (в состав которых входили современные Бельгия, Голландия и Люксембург, а также часть северо-восточной Франции) входят в состав империи Габсбургов. В 1477 году погибает Карл Смелый – последний из бургундских Валуа, "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/politicheskij_rebus-plakat_15_veka-214572/"}, "string": "его единственная дочь Мария выходит замуж за Максимилиана Габсбурга"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", столкновение интересов Франции и Габсбургов заканчивается в 1493 году Санлисским договором, закрепившим раздел бывшей Бургундии. Государство с таким названием исчезает с исторической сцены. Нидерланды, как я уже сказал, переходят к Габсбургам. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1494 году, то есть через год, после заключения Санлисского мира, в Брюгге скончался Ганс Мемлинг. Он считался последним в ряду великих представителей старонидерландской (бургундской) школы: Робер Кампен – Ян ван Эйк – Рогир ван дер Вейден – Ганс Мемлинг. Хотя в прошлой статье я уже оговорился, что считаю этот ряд незавершённым и поставил бы в его конце Герарда Давида. Сегодня пришло время продолжить эту тему. А для того, чтобы смена эпохи выглядела нагляднее, я снова предлагаю вашему вниманию работы двух художников – двух современников. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первый, как вы уже догадались – Герард Давид, родившийся около 1460 года в городке Оудеватер, близ Утрехта (ныне Нидерланды-Голландия) и проведший большую часть своей творческой жизни в Брюгге. Давид обосновался там в 1484, поступив в ученики к Мемлингу, в 1494 после смерти учителя занял его место – главного живописца города Брюгге, и проработал так до конца жизни – до 1523. Таким образом, Герард Давид застал не только перемену власти в Нидерландах (в этих событиях он, естественно, был пассивным субъектом), но и постепенный уход старой художественной школы (а вот здесь всё как раз было наоборот). Как бы то ни было, Герард Давид полностью опирается на традиции своих великих предшественников. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Второй художник… но давайте о нём чуть позже, в следующей части статьи, пока о Давиде"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Герард Давид. Мистическое обручение св. Екатерины (кроме того – святые Мария Магдалина, Варвара и Антоний Падуанский). 1510. Лондон. Национальная галерея:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "1", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "01.jpg", "filesize": 1017606, "height": 872, "pic_id": 706386, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/01_4bByM5K.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мастер из Брюгге любил писать торжественные алтарные образы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Герард Давид. Алтарь Крещения Христа (алтарь Яна Тромпа) (в открытом виде). 1505. Брюгге. Государственные музеи: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "2", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "02.jpg", "filesize": 1021333, "height": 834, "pic_id": 706387, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/02_cBxMRKt.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Все работы Давида отличает атмосфера тишины и спокойствия. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Герард Давид. Отдых на пути в Египет. Около 1510. Национальная галерея. Вашингтон: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "3", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "03.jpg", "filesize": 892532, "height": 910, "pic_id": 706388, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/03_Z3lTjSR.jpeg", "width": 900}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пожалуй, даже в самой своей динамичной работе Герард Давид не выходит за рамки, установленные Рогиром ван дер Вейденом и Гансом Мемлингом. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Герард Давид. Алтарь святого архангела Михаила (боковые створки – св. Иероним (слева) и св. Антоний Падуанский (справа). Ок. 1510. Музей истории искусств. Вена: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "4", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "04.jpg", "filesize": 963925, "height": 822, "pic_id": 706391, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/04_fxJlPHK.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мастер явно не любил эксперименты и предпочитал в художественном плане смотреть назад, а не вперёд. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Герард Давид. Мадонна с молочным супом. 1510-1515. Нью-Йорк. Aurora Trust: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "5", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "05.jpg", "filesize": 1141321, "height": 1200, "pic_id": 706394, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/05_003zlFx.jpeg", "width": 1015}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Даже там, где, повинуясь новым художественным веяниям, Давид вводил в картину бытовые подробности, они как будто «замораживались» художником и общее впечатление статичности оставалось неизменным. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Герард Давид. Брак в Кане. 1501-1506. Париж. Лувр: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "6", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "06.jpg", "filesize": 1179123, "height": 1200, "pic_id": 706396, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/06_8FhkN8W.jpeg", "width": 1005}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В продолжении поговорим о том, кто был «парой» для Герарда Давида, одновременно олицетворяя собой уже иную эпоху "}], "attributes": []}], "selectedRange": [3404, 3404]}
Комментарии 7