Наш сегодняшний разговор полностью противоположен вчерашнему. Вчера мы говорили с вами о тяжёлой женской доле. Брошенная Ариадна. Копались в причинах, по которым это могло произойти. А сегодня всё наоборот. Сегодня у нас праздник, карнавал, женщина, на которую свалился сверху (в некоторых трактовках в прямом смысле слова) прынц. Нет не на белом коне. Просто так, сам по себе.
И если вчера в комментариях был повод всплакнуть о ТЖД (тяжёлой женской доле), то сегодня всё ровно наоборот. У нас сегодня – счастливая женщина, сполна вознаграждённая за все страдания в «прошлой жизни». Ну а кто же виновник всего этого? Дионис, он же Вакх, он же Бахус. Да, дорогие дамы, такая вот интересная штука получается. Чуть позже поговорим о ней.
Этот сюжет породил множество произведений. Наверное больше чем все другие сюжеты цикла, который мы уже который день разбираем. Почему? А вот давайте и будем искать ответ на этот вопрос, чтобы не просто смотреть иллюстрации
Я начну с великого венецианца Тициана. На мой взгляд, он справился с этим сюжетом лучше всех. Задал камертон, по которому потом настраивались многие другие художники.
Тициан. Ариадна и Вакх. 1520-1523. Лондон. Национальная галерея:
1
Напомню «диспозицию». Молодая женщина с тоской глядит на горизонт, где быстро удаляется парус. И вдруг, что это – шум, гам, музыка, появляется какая-то толпа, кто-то играет на инструментах, кто-то поёт, кто-то танцует. Состав довольно разношёрстный. Кого там только нет, приглядитесь. Даже гепарды! Они меня всегда особо восхищали в этой картине.
А вот эта работа сделана чуть раньше тициановой (около 1510). И скорее всего – провинциальным мастером из Кампаньи. Но тут много удивительного, в том числе – в трактовке сюжета. Смотрите, Ариадна даже не просыпалась (то есть ещё и вовсе не успела обнаружить, что она брошена). Её перевозят куда-то под руководством Бахуса прямо на кровати. Кстати, скорее всего, это крышка от кассоне. Последнее слово означает сундучок (хотя, так себе сундучок, его с трудом поднимали двое взрослых мужчин). В таких сундучках ренессансные невесты хранили приданное, а художники (и ремесленники) зарабатывали, расписывая верхние крышки кассоне, сюжетами на тему «уж замуж невтерпёж» и прочих прелестей брака.
2
Великолепный итальянский художник семнадцатого века Гвидо Рени:
3
Голландский мастер Фердинанд Бол. 1664. Эрмитаж. Санкт-Петербург. Предполагают, что под именами Ариадны и Вакха изображены некто Leonard Winnincx и Helena van Heuvel. Интересно, что у картины есть альтернативное название – Ясон и Медея. Ясно, что это просто парный портрет. Но, видимо, пара не захотела позировать в обычных одеждах и подписей настоящими именами. Они сочли это чем-то низменным. Подавай нам что-нибудь возвышенное, мифологическое. А может и просто ссорились. Она настаивала на названии «Ариадна и Вакх», он «Ясон и Медея», или наоборот. Заметьте, что Тесей удаляется на нескольких образцовых голландских парусниках 17 века:
4
Вот эта работа мне очень нравится. Как будто действие происходит не на пустынном пляже, а на модном курорте. Вы даже не сразу найдёте главных героев (подсказка, они в левом верхнем углу). Французский художник Морис Дени. 1907:
5
Её довольно несложно увидеть. Она выставляется в основной экспозиции Эрмитаж-Главный штаб. Будете на Дворцовой площади - зайдите, подмигните старой знакомой
Сделаем небольшой перерыв, а потом продолжим. Такой замечательный сюжет – счастливая женщина, заслуживает как минимум двух частей
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Наш сегодняшний разговор полностью противоположен "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/broshennaja-185825"}, "string": "вчерашнему. Вчера мы говорили с вами о тяжёлой женской доле. Брошенная Ариадна"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Копались в причинах, по которым это могло произойти. А сегодня всё наоборот. Сегодня у нас праздник, карнавал, женщина, на которую свалился сверху (в некоторых трактовках в прямом смысле слова) прынц. Нет не на белом коне. Просто так, сам по себе. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И если вчера в комментариях был повод всплакнуть о ТЖД (тяжёлой женской доле), то сегодня всё ровно наоборот. У нас сегодня – счастливая женщина, сполна вознаграждённая за все страдания в «прошлой жизни». Ну а кто же виновник всего этого? Дионис, он же Вакх, он же Бахус. Да, дорогие дамы, такая вот интересная штука получается. Чуть позже поговорим о ней. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Этот сюжет породил множество произведений. Наверное больше чем все другие сюжеты цикла, который мы уже который день разбираем. Почему? А вот давайте и будем искать ответ на этот вопрос, чтобы не просто смотреть иллюстрации "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я начну с великого венецианца Тициана. На мой взгляд, он справился с этим сюжетом лучше всех. Задал камертон, по которому потом настраивались многие другие художники. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тициан. Ариадна и Вакх. 1520-1523. Лондон. Национальная галерея:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "1", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "01_Тициан.jpg", "filesize": 1306424, "height": 1080, "pic_id": 598840, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/06/07/01_%D0%A2%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BD_cC1Nfso.jpeg", "width": 1213}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Напомню «диспозицию». Молодая женщина с тоской глядит на горизонт, где быстро удаляется парус. И вдруг, что это – шум, гам, музыка, появляется какая-то толпа, кто-то играет на инструментах, кто-то поёт, кто-то танцует. Состав довольно разношёрстный. Кого там только нет, приглядитесь. Даже гепарды! Они меня всегда особо восхищали в этой картине. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А вот эта работа сделана чуть раньше тициановой (около 1510). И скорее всего – провинциальным мастером из Кампаньи. Но тут много удивительного, в том числе – в трактовке сюжета. Смотрите, Ариадна даже не просыпалась (то есть ещё и вовсе не успела обнаружить, что она брошена). Её перевозят куда-то под руководством Бахуса прямо на кровати. Кстати, скорее всего, это крышка от кассоне. Последнее слово означает сундучок (хотя, так себе сундучок, его с трудом поднимали двое взрослых мужчин). В таких сундучках ренессансные невесты хранили приданное, а художники (и ремесленники) зарабатывали, расписывая верхние крышки кассоне, сюжетами на тему «уж замуж невтерпёж» и прочих прелестей брака. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "2", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "05_кассоне.jpg", "filesize": 2309246, "height": 1095, "pic_id": 598821, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/06/07/05_%D0%BA%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B5.jpeg", "width": 2500}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Великолепный итальянский художник семнадцатого века Гвидо Рени:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "3", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "03_Гвидо Рени.jpg", "filesize": 850664, "height": 711, "pic_id": 598823, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/06/07/03_%D0%93%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%BE_%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D0%B8.jpeg", "width": 1600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Голландский мастер Фердинанд Бол. 1664. Эрмитаж. Санкт-Петербург. Предполагают, что под именами Ариадны и Вакха изображены некто Leonard Winnincx и Helena van Heuvel. Интересно, что у картины есть альтернативное название – Ясон и Медея. Ясно, что это просто парный портрет. Но, видимо, пара не захотела позировать в обычных одеждах и подписей настоящими именами. Они сочли это чем-то низменным. Подавай нам что-нибудь возвышенное, мифологическое. А может и просто ссорились. Она настаивала на названии «Ариадна и Вакх», он «Ясон и Медея», или наоборот. Заметьте, что Тесей удаляется на нескольких образцовых голландских парусниках 17 века:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "4", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "02_Фердинанд Бол.jpg", "filesize": 2306215, "height": 1683, "pic_id": 598826, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/06/07/02_%D0%A4%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B4_%D0%91%D0%BE%D0%BB.jpeg", "width": 1850}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот эта работа мне очень нравится. Как будто действие происходит не на пустынном пляже, а на модном курорте. Вы даже не сразу найдёте главных героев (подсказка, они в левом верхнем углу). Французский художник Морис Дени. 1907:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "5", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "04 Морис Дени.JPG", "filesize": 1493773, "height": 1080, "pic_id": 598827, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/06/07/04_%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81_%D0%94%D0%B5%D0%BD%D0%B8.jpeg", "width": 1606}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Её довольно несложно увидеть. Она выставляется в основной экспозиции Эрмитаж-Главный штаб. Будете на Дворцовой площади - зайдите, подмигните старой знакомой"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сделаем небольшой перерыв, а потом продолжим. Такой замечательный сюжет – счастливая женщина, заслуживает как минимум двух частей "}], "attributes": []}], "selectedRange": [2304, 2304]}
Комментарии 33