03 янв 2022 · 11:14    
{"document":[{"text":[{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"И как зависят деньги от приятных женских соразмерностей"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"href":"https://pabliko.ru/@vlmerkulov/otets_odnogo_genija_i_ljubimyj_uchitel_drugogo_-1336/"},"string":"Вот здесь – я писал о том"},{"type":"string","attributes":{},"string":", что отец великого русского художника Александра Иванова – Андрей Иванович Иванов был также «по совместительству» профессором в Академии художеств у другого великого русского художника – Карла Брюлло (это не опечатка). И именно с отношений профессора и ученика начинается довольно интересная тема, которую я бы обозначил как «Карл Брюллов в поисках финансовой независимости»."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"А пока отметим как довольно интересный факт, что в 1819 году профессор Иванов купил вот эту вот работу своего ученика. Для того деньги были не лишними."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Карл Брюлло. Нарцисс. 1819","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"КБ1.jpg","filesize":116010,"height":598,"pic_id":3567,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/01/03/%D0%9A%D0%911.jpeg","width":800}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Поколение, воспитанное на возвышенно-идеалистических статьях шестидесятых-семидесятых годов прошлого века привыкли считать эту тему низменной или «щекотливой». Тогдашние авторы, безусловно люди грамотные, эрудированные, владеющие хорошим слогом, сформировали у читателей представление о том, что великие творцы прошлого жили «аки птицы небесные». Придётся расстаться с этой иллюзией и поговорить-таки на «щекотливую» тему. 1821 год. 22-летний Карл Брюлло заканчивает Академию художеств с большой золотой медалью вот за эту вот картину."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Карл Брюлло. Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского. 1821.","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"КБ2.jpg","filesize":153082,"height":644,"pic_id":3568,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/01/03/%D0%9A%D0%912.jpeg","width":1000}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Но дальше начинается какая-то непонятная история. Начальство не хочет, как это положено, отпустить Карла в пенсионерскую поездку в Италию. Его, во-первых, оставляют при Академии, во-вторых, переводят от профессора Андрея Ивановича Иванова к другому профессору – Ермолаеву. Видимо смена профессора была последней каплей. Карл Брюлло прекращает все отношения с Академией художеств. Он вернется туда уже в зените своей славы, через 15 лет, вместе со своим главным шедевром. Но это нам сейчас легко писать и читать об этом. А что было делать молодому человеку? На что жить? Расстаться с мечтой о заграничной поездке? Пока Карл вместе с братом Александром поселился в деревянной мастерской рядом со строящимся Исаакиевским собором. Он зарабатывает написанием портретов."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Тут в жизни Карла происходит первый «финансовый поворот». Молодой, но уже известный мастер попал в поле зрения «Общества поощрения художников». Двумя небольшими «работами-резюме» Брюлло подтверждает свой талант и получает право на пенсионерскую поездку, только теперь уже не от Академии художеств, как это было с другими до этого, а от «Общества поощрения художников». Итак, фактор № 1, приведший к небывалому взлёту русской художественной школы – антимонополистический. Роль Академии художеств в развитии русского искусства была огромной, но как видите, иногда это славное заведение превращалось в силу реакционную, и хорошо, что было кому выступить в качестве альтернативы."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В августе 1822 года Карл и Александр Брюлло отправляются в Италию. Но перед отъездом произошло ещё одно событие. Братья пожелали сменить фамилию, чтобы там, за границей их воспринимали как русских художников. Прибавление буквы «в» было утверждено самим Александром I . Так в Рим выехали Карл и Александр Брюлловы. До места они добрались только в мае 1823. Во-первых, дорога была длинной: Рига–Берлин-Кенигсберг-Мемель-Дрезден (там остановились на 2 месяца) - Мюнхен-Венеция-Падуя-Верона-Мантуя-Болонья-Флоренция. Кроме того, в Мюнхене из-за болезни Александра пришлось задержаться на 4 месяца."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Уже в 1823 Карл Брюллов отправляет в «Общество поощрения художников» свежую работу."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Карл Брюллов. Итальянское утро. 1823. Кунстхалле Киля, Германия","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"КБ3.jpg","filesize":143741,"height":1000,"pic_id":3570,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/01/03/%D0%9A%D0%913.jpeg","width":871}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В России картина понравилась. «Общество поощрения художников», которое по условиям отправки Брюлловых в Италию получило права на работу, преподнесло её новому императору – Николаю I . Тому тоже всё понравилось и он заказал парное произведение."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"А вот дальше снова начинаются непонятные вещи. Как будто изгибы судьбы Карла Брюллова были запрограммированы заранее. Помните историю со странной попыткой руководства Академии художеств удержать художника и не отправлять его в пенсионерскую поездку, вопреки всем правилам? Дальше будет ещё более странная история. Брюллов во исполнение «высочайшего» заказа пишет парную картину. Вот эту."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Карл Брюллов. Итальянский полдень. 1827. Государственный Русский музей","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"КБ4.jpg","filesize":501224,"height":1200,"pic_id":3571,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/01/03/%D0%9A%D0%914.jpeg","width":1019}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Жаль, что судьба разнесла эти картины по разным музеям. Повесить бы их вместе, тогда все вопросы сразу бы отпали. Даже размер холстов практически идентичен – 62*55 см в первом случае, 64*55 см во втором. Но, насколько тепло было встречено «Итальянское утро», настолько же холодно – «Итальянский полдень», причём теми же людьми. Парадокс? Говоря по-простому: «фиг его знает что там в башке у этого «высочайшего и августейшего». Лицу, корчившему из себя главного покровителя русских искусств, картина не понравилась, «Обществу поощрения художников», естественно, тоже. Я долго пытался разобраться, в чём же дело, ну кроме барской придури людей, не отягчённых интеллектом. Более-менее поддающаяся логике версия выглядит так. Вторую картину сочли «не изящной». Общество известило Брюллова: «Ваша модель была более приятных, нежели изящных соразмерностей». А кроме того, в том же письме было указано, что чего мол другого следует ожидать от известного класса. Теперь давайте переведём всю эту абракадабру на русский язык. Видимо державному шефу было неприятно, что ему за государственный счёт подсунули «простую бабу». Не какую-нибудь изящную нимфу-аллегорию (что можно было разглядеть при желании на первой картине), а сочную, жизнерадостную итальянку, этакую Софи Лорен XIX века с «приятными соразмерностями». Да, господа моралисты, вы не ошиблись. Героиня картины, даже будучи почти одетой, наводит на приятные мысли. Видимо утренние гигиенические процедуры общественный вкус ещё мог вытерпеть, а вот полуденный сбор винограда, да ещё «классово неполноценной» женщиной – это уже был перебор. Искусство существует не для этого! – постановили строгие судьи. В ответ, Карл Брюллов снова показал свой легендарный характер и попросил его больше не затруднять, то есть порвал все отношения с «Обществом поощрения художников»."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Как же в таких сложных финансовых обстоятельствах был создан один из главных шедевров русской живописи? Читайте следующую статью этого небольшого цикла."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[5875,5875]}
Комментарии 13