3
Движение в сторону солнца | Паблико
144 подписчики

Движение в сторону солнца


28 фев 2023 · 17:02    

В конце 1890х годов в творчестве Кароя Ференци происходит довольно радикальный поворот. Причём поворот «против времени». Конец XIX века, это эпоха, когда первая волна импрессионизма идёт на спад. Художественный мир всё больше увлекается другими течениями. Какие-то из них потом загонят под общую вывеску «постимпрессионизм», какие-то обретут самостоятельное название, в данном случае это не так важно. А Ференци наоборот, разворачивается против времени, по крайней мере парижского, и начинает движение в сторону солнца, а значит и импрессионизма. 

Конечно, это не всегда классический импрессионизм в чистом виде, но живописная манера художника меняется. 

Возможно, это произведение - начало произошедшего поворота.

Карой Ференци. Моя студия в Надьбанье (Дом между деревьями) 1897. Частная коллекция:



1


А вот эта картина «вживую» (в музее) производит просто ошеломляющее впечатление.

Карой Ференци. Лесорубы возвращаются домой. 1899. Национальная галерея, Будапешт:



2


Вот она, настоящая Трансильвания, не та, которую тиражируют в дебильных сказочках «продракулу» для массового идиота. 

От прежней манеры не остаётся и следа. Теперь перед нами не символист, балансирующий на гране этой и потусторонней реальности, а преданный «солнцепоклонник». Глядя на его работы, мы вспоминаем и Моне, и Ренуара и даже Константина Коровина. Кстати, они почти ровесники, Коровин родился в 1861, Ференци, как мы уже говорили, в 1862. Но если быть до конца честным, то «поворот в сторону солнца» у венгра произошёл на несколько лет раньше. Хотя, это конечно не столь существенно. 

Вот такого марта хотелось бы… 

Карой Ференци. Мартовский вечер 1902. Национальная галерея, Будапешт:



3


В венгерской Надьбанье, где Ференци проживал примерно с 1896 по 1906 он был душой и неофициальным главой целой колонии художников. 

Карой Ференци. Художница 1903. Национальная галерея, Будапешт:



4


Рассказывают, что следующая картина (5) даже воспроизводилась на улицах Будапешта в виде стрит-арта. 



5


В своё время, я обменивался впечатлениями о Карое Ференци с одной дамой, весьма известным русскоязычным гидом в Будапеште. Она тогда высказалась в том смысле, что только «прозрачный» (см. утреннюю статью) Ференци «настоящий», а вот импрессионистский уже вторичен. Я и тогда и сейчас с этой точкой зрения не согласен.

Карой Ференци. Летний вечер 1904. Частная коллекция:



6


Карой Ференци. Солнечное утро 1905. Национальная галерея, Будапешт:



7


Карой Ференци. Буковая роща (Осеннее солнце) 1908. Национальная галерея, Будапешт:



8


На мой взгляд, эти солнечные картины Ференци просто великолепны.

Начало - Служба знакомств

Часть 1 - Мир, из которого исчезло движение

В конце 1890х годов в творчестве Кароя Ференци происходит довольно радикальный поворот. Причём поворот «против времени». Конец XIX века, это эпоха, когда первая волна импрессионизма идёт на спад. Художественный мир всё больше увлекается другими течениями. Какие-то из них потом загонят под общую вывеску «постимпрессионизм», какие-то обретут самостоятельное название, в данном случае это не так важно. А Ференци наоборот, разворачивается против времени, по крайней мере парижского, и начинает движение в сторону солнца, а значит и импрессионизма. 

Конечно, это не всегда классический импрессионизм в чистом виде, но живописная манера художника меняется. 

Возможно, это произведение - начало произошедшего поворота.

Карой Ференци. Моя студия в Надьбанье (Дом между деревьями) 1897. Частная коллекция:



1


А вот эта картина «вживую» (в музее) производит просто ошеломляющее впечатление.

Карой Ференци. Лесорубы возвращаются домой. 1899. Национальная галерея, Будапешт:



2


Вот она, настоящая Трансильвания, не та, которую тиражируют в дебильных сказочках «продракулу» для массового идиота. 

От прежней манеры не остаётся и следа. Теперь перед нами не символист, балансирующий на гране этой и потусторонней реальности, а преданный «солнцепоклонник». Глядя на его работы, мы вспоминаем и Моне, и Ренуара и даже Константина Коровина. Кстати, они почти ровесники, Коровин родился в 1861, Ференци, как мы уже говорили, в 1862. Но если быть до конца честным, то «поворот в сторону солнца» у венгра произошёл на несколько лет раньше. Хотя, это конечно не столь существенно. 

Вот такого марта хотелось бы… 

Карой Ференци. Мартовский вечер 1902. Национальная галерея, Будапешт:



3


В венгерской Надьбанье, где Ференци проживал примерно с 1896 по 1906 он был душой и неофициальным главой целой колонии художников. 

Карой Ференци. Художница 1903. Национальная галерея, Будапешт:



4


Рассказывают, что следующая картина (5) даже воспроизводилась на улицах Будапешта в виде стрит-арта. 



5


В своё время, я обменивался впечатлениями о Карое Ференци с одной дамой, весьма известным русскоязычным гидом в Будапеште. Она тогда высказалась в том смысле, что только «прозрачный» (см. утреннюю статью) Ференци «настоящий», а вот импрессионистский уже вторичен. Я и тогда и сейчас с этой точкой зрения не согласен.

Карой Ференци. Летний вечер 1904. Частная коллекция:



6


Карой Ференци. Солнечное утро 1905. Национальная галерея, Будапешт:



7


Карой Ференци. Буковая роща (Осеннее солнце) 1908. Национальная галерея, Будапешт:



8


На мой взгляд, эти солнечные картины Ференци просто великолепны.

Начало - Служба знакомств

Часть 1 - Мир, из которого исчезло движение

Читайте также

Комментарии 25

Войдите для комментирования
■ У окна 05 мар 2023 в 17:57
Карою Ференци поворот удался! Очень красиво. Ярко, живо))
■ Владимир Меркулов 05 мар 2023 в 21:34
Спасибо!
■ Северянка 01 мар 2023 в 21:04
В этих картинах трудно увидеть того же "прозрачного" автора, контраст большой
■ Владимир Меркулов 01 мар 2023 в 21:10
это и заинтересовало, в том числе
■ Жизнь 01 мар 2023 в 15:26
Очень интересная статья 👍
■ Владимир Меркулов 01 мар 2023 в 16:28
Благодарю за отзыв!
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ