3
Два сделанные мною открытия | Паблико
144 подписчики

Два сделанные мною открытия


20 фев 2023 · 10:19    

Одно возможное, под вопросом, а другое совершенно очевидное, но грустное. Лучше бы было наоборот.

Я продолжаю рассказ о своих взаимоотношениях с чудесным (по уровню коллекций) музеем. Часть 1 - А у вас есть разрешение на то, что вы делаете? Часть 2 - Как охраняют национальное достояние.

Та музейная смотрительница, о которой я хочу рассказать сегодня, не сделала мне ровным счётом ничего плохого. Однако, огорчила куда больше других, которые, по большому счёту, просто повеселили и ничего больше. 

Но начну я с первого своего открытия. В одном из небольших залов, посвящённом иконе 16 века, я обнаружил такой вот необычный экспонат:



Та самая икона


Ну а что необычного? Довольно традиционная по композиции икона «Иоанн Богослов на Патмосе», диктует ученику знаменитое Откровение. Табличка, кстати, подтверждает это обстоятельство



Табличка


Ну ладно, географическое название (Патмос) написано с маленькой буквы. Бывает. Очепятка. Но вас ничего больше не смущает? Точно? Вернитесь ещё раз к основному изображению. Кого вы видите сверху? Совершенно верно, льва, с крылышками. Ошибиться невозможно. Но, граждане-товарищи, крылатый лев - 200% символ евангелиста Марка. В Венеции за сомнения в этом вам любая старушка морду набьёт, да и у нас из приходской школы выгонят за неуспеваемость. Символом евангелиста Иоанна всегда являлся орёл. Тут получается какое-то загадочное смешение. 

Я дотронулся до своей головы как знаменитый персонаж: 



Осенило


Неужели я на пороге открытия? Одно из двух - или перед нами нестандартная икона (с ошибкой), тогда это очень редкий и ценный экземпляр, или здесь что-то, о чём, по крайней мере я, ещё не знаю. Никто не стал бы без причины менять устоявшиеся символы. Значит, была какая-то теория на этот счёт. В иконописи всегда сначала богословское обоснование, а потом изображение. Не Бог весть, какое открытие, но всё равно любопытно. 

А теперь пора и к музейной смотрительнице вернуться. Всё то время, пока я совершаю свои шаманские танцы с фотоаппаратом по залу (где я единственный посетитель), она спокойно сидит на стульчике. Ну а что? Зал маленький, все мои действия хорошо просматриваются, да и защитная сила икон, наверное, вселяет уверенность. Там одних только Никол около 5, а ещё Илья-пророк и прочие. Куда тут супостатам. 

Но теперь уже я приближаюсь к ней, пытаясь получить хоть какую-то информацию об интересующем меня экспонате. На табличке, как видите 0. 0. Начинаю объяснять, так мол и так, верх от Марка, прочее от Иоанна, что это такое? Музейщица смотрит на меня как-то вяло.

- Не знаю. И вообще, нам запрещено вступать в разговоры с посетителями. Обсуждать с ними экспонаты. Начальство ругается. Только экскурсоводам можно...

Ёлы-палы! Сколько упоительных минут я провёл, обсуждая какую-нибудь деталь с музейными бабушками. Иногда они сами подходили ко мне, брали за руку, отводили в какой-то угол и показывали что-то очень интересное с их точки зрения. Такие мгновения целиком и полностью компенсировали все неприятные моменты, о которых я писал в других статьях. Музейные смотрительницы меня куда чаще и больше любили, чем подозрительно ходили за мной по пятам. И тут всё рухнуло, пусть и в одном отдельно взятом музее...

Я понимаю, в соответствии с нынешней концепцией организации музейного дела (наверняка спущенной от какого-нибудь «богопомазанного» и глубокоуважаемого начальства) право открывать рот в музеях имеют только экскурсоводы. Но во-первых, они такого могут наплести - вот здесь можно почитать, а во-вторых, с чего вы взяли, что бабушка, сидящая несколько лет в одном зале, именно про эти экспонаты знает меньше? Да она тех же самых экскурсоводов переслушала уже раз 500.

В общем, эта новая концепция музейной работы - такая чушь, говорю это, как посетитель с почти 45 летним стажем. 

Уважаемое руководство Нижегородского художественного музея, отмените пожалуйста это идиотское распоряжение! Милостиво разрешите смотрительницам в залах обсуждать с посетителями экспонаты. Все равно после снятия запрета на фотографирование, им скучно. 

P. S. Такая ерунда с автопереворачиванием вертикального изображения в горизонтальное только у меня? Кто-нибудь знает, что с этим делать?

Ура! Проблема решена благодаря замечательному совету пользователя Погляди вокруг

Одно возможное, под вопросом, а другое совершенно очевидное, но грустное. Лучше бы было наоборот.

Я продолжаю рассказ о своих взаимоотношениях с чудесным (по уровню коллекций) музеем. Часть 1 - А у вас есть разрешение на то, что вы делаете? Часть 2 - Как охраняют национальное достояние.

Та музейная смотрительница, о которой я хочу рассказать сегодня, не сделала мне ровным счётом ничего плохого. Однако, огорчила куда больше других, которые, по большому счёту, просто повеселили и ничего больше. 

Но начну я с первого своего открытия. В одном из небольших залов, посвящённом иконе 16 века, я обнаружил такой вот необычный экспонат:



Та самая икона


Ну а что необычного? Довольно традиционная по композиции икона «Иоанн Богослов на Патмосе», диктует ученику знаменитое Откровение. Табличка, кстати, подтверждает это обстоятельство



Табличка


Ну ладно, географическое название (Патмос) написано с маленькой буквы. Бывает. Очепятка. Но вас ничего больше не смущает? Точно? Вернитесь ещё раз к основному изображению. Кого вы видите сверху? Совершенно верно, льва, с крылышками. Ошибиться невозможно. Но, граждане-товарищи, крылатый лев - 200% символ евангелиста Марка. В Венеции за сомнения в этом вам любая старушка морду набьёт, да и у нас из приходской школы выгонят за неуспеваемость. Символом евангелиста Иоанна всегда являлся орёл. Тут получается какое-то загадочное смешение. 

Я дотронулся до своей головы как знаменитый персонаж: 



Осенило


Неужели я на пороге открытия? Одно из двух - или перед нами нестандартная икона (с ошибкой), тогда это очень редкий и ценный экземпляр, или здесь что-то, о чём, по крайней мере я, ещё не знаю. Никто не стал бы без причины менять устоявшиеся символы. Значит, была какая-то теория на этот счёт. В иконописи всегда сначала богословское обоснование, а потом изображение. Не Бог весть, какое открытие, но всё равно любопытно. 

А теперь пора и к музейной смотрительнице вернуться. Всё то время, пока я совершаю свои шаманские танцы с фотоаппаратом по залу (где я единственный посетитель), она спокойно сидит на стульчике. Ну а что? Зал маленький, все мои действия хорошо просматриваются, да и защитная сила икон, наверное, вселяет уверенность. Там одних только Никол около 5, а ещё Илья-пророк и прочие. Куда тут супостатам. 

Но теперь уже я приближаюсь к ней, пытаясь получить хоть какую-то информацию об интересующем меня экспонате. На табличке, как видите 0. 0. Начинаю объяснять, так мол и так, верх от Марка, прочее от Иоанна, что это такое? Музейщица смотрит на меня как-то вяло.

- Не знаю. И вообще, нам запрещено вступать в разговоры с посетителями. Обсуждать с ними экспонаты. Начальство ругается. Только экскурсоводам можно...

Ёлы-палы! Сколько упоительных минут я провёл, обсуждая какую-нибудь деталь с музейными бабушками. Иногда они сами подходили ко мне, брали за руку, отводили в какой-то угол и показывали что-то очень интересное с их точки зрения. Такие мгновения целиком и полностью компенсировали все неприятные моменты, о которых я писал в других статьях. Музейные смотрительницы меня куда чаще и больше любили, чем подозрительно ходили за мной по пятам. И тут всё рухнуло, пусть и в одном отдельно взятом музее...

Я понимаю, в соответствии с нынешней концепцией организации музейного дела (наверняка спущенной от какого-нибудь «богопомазанного» и глубокоуважаемого начальства) право открывать рот в музеях имеют только экскурсоводы. Но во-первых, они такого могут наплести - вот здесь можно почитать, а во-вторых, с чего вы взяли, что бабушка, сидящая несколько лет в одном зале, именно про эти экспонаты знает меньше? Да она тех же самых экскурсоводов переслушала уже раз 500.

В общем, эта новая концепция музейной работы - такая чушь, говорю это, как посетитель с почти 45 летним стажем. 

Уважаемое руководство Нижегородского художественного музея, отмените пожалуйста это идиотское распоряжение! Милостиво разрешите смотрительницам в залах обсуждать с посетителями экспонаты. Все равно после снятия запрета на фотографирование, им скучно. 

P. S. Такая ерунда с автопереворачиванием вертикального изображения в горизонтальное только у меня? Кто-нибудь знает, что с этим делать?

Ура! Проблема решена благодаря замечательному совету пользователя Погляди вокруг

Читайте также

Комментарии 61

Войдите для комментирования
■ Северянка 24 фев 2023 в 12:28
Наверное и музеи оптимизация настигла, увы...
■ Владимир Меркулов 24 фев 2023 в 20:13
Или жадность руководства. В экскурсоводах-то поди всё "родные человечки"
■ Северянка 24 фев 2023 в 23:15
Тоже вариант..
■ У окна 21 фев 2023 в 18:16
Драматическая ситуация сложилась в отечественных музеях...
■ Владимир Меркулов 21 фев 2023 в 18:55
Разная, где-то вполне себе спокойно-расслабленная, а где да, до глупости доходит
■ Путешествия 21 фев 2023 в 00:19
Очень смешная и позитивная статья! Спасибо за статью!
■ Владимир Меркулов 21 фев 2023 в 19:27
Спасибо!
■ Путешествия 22 фев 2023 в 00:27
Всегда пожалуйста! Взаимно! Спасибо вам за ваши замечательные статьи! Буду ждать вас на своих каналах "Путешествия" и "Густуфан Кортес".
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ