3
Чего не может Бог? | Паблико
144 подписчики

Чего не может Бог?


15 апр 2023 · 16:55    

Итак, мы с вами уже поговорили о том, что все так называемые «грехи против себя» (против ЗОЖ) есть проблема медицинская, и требуют медицинского же вмешательства, а все «грехи против Бога» уже прощены. Стена между человеком и Богом, которая, кстати, на самом деле всегда строилась только с одной стороны – разрушена. Правда, некоторые опять пытаются её восстановить, громоздя «правило на правило», но у них периодически всё рушится.

Уже в комментариях под прошлой статьёй мне стали писать «Что же это получается, выходит, что Бог прощает всё?». Я просил не торопиться. Закончу свою мысль. А заодно и постараюсь дать частичный (потому, что полного не может дать никто) ответа на вопрос «А чего Бог не может?». Вспоминаем, что традиционная грехология – она трёхчастная. Верхний («грехи против Бога») и нижний («грехи против себя») этажи мы уже разобрали. Остался «средний» - «грехи против ближнего». И вот тут всё куда серьёзнее. 

Уже в прошлой части я сделал небольшой намёк. Правом простить обладает только и исключительно потерпевший. Бог не может простить, если сначала не простил тот, кому причинён вред. Как вы это себе представляете, по другому? Допустим, какой-нибудь недобитый нацист, спрятавшись в джунглях Латинской Америки под старость лет, снедаемый угрызениями совести, решил-таки раскаяться. Добрался до ближайшей церкви и рассказал (надеюсь искренне) о своих грехах. Вы уверены, что Бог через священника отпустил их ему? Я нет. А что будем делать на Страшном Суде, когда мать убитых им детей встанет и скажет «Я не прощаю». Уверен, что через это «не прощаю» Бог не в силах переступить. 

Микеланджело. Страшный Суд (фрагмент) Христос и Мария:



Michelangelo_-_Cristo_Juiz2.jpg 220.2 KB


Выдающиеся христианские пастыри (например митрополит Антоний Сурожский) никогда не отпускали грех кающемуся, если был жив и находился рядом обиженный. Иди и сначала попроси прощения у того, кого ты обидел. А то легко, понимаешь, пользуясь мандатом, приватизировать целый лес и весь берег озера, перекрыв дорогу всем и вся, а потом подойти к знакомому попу под епитрахиль и всё, вуаля, я прощён. 

В отличие от ничего не стоящих на небесных весах неправильной диетологии (пощения/непощения) и рассуждения своей головой, а не цитатками из «отцов», с грехами против ближнего, всё серьёзнее и сложнее. Грех против ближнего вопиет к Небу и требует прощения и искупления.

Конечно, это порождает немало проблем. Как быть в тех случаях, когда потерпевший умер, находится неизвестно где, да и вообще неизвестен? Кто тогда в состоянии простить? Кто отпустит грех? Сложно, но найти выход можно. Давайте вспомним, что люди, так или иначе, живут коллективно. Человечество – огромный организм, пронизанный миллиардами цепочек родственных, событийных и причинно-следственных связей. Мы не знаем, как отражается наш тот или иной поступок. Чтобы не залезать в дебри кармы и прочего Востока, скажу просто – мы, христиане, уверены в том, что ни одно доброе дело не остаётся без последствий. То есть, сделанное добро так или иначе запускает цепочку причинно-следственных связей. Оно вовсе не обязательно должно вернуться нам по принципу «инвестиции» - вложил рубль, получил на выходе доллар. 

Нет, но делая добрые дела, мы имеем право надеяться, что через огромный и невидимый нам механизм взаимосвязи всего со всем, мы изглаживаем последствия зла, причинённого ближнему, даже в тех случаях, когда нет возможности попросить прощения непосредственно у потерпевшего. Любители формальной каноничности часто козыряют фразой «аще кому отпустите грехи, отпустятся им, и имже удержите, удержани будут». Дескать вот, нам Сам Бог дал такие права. Но если копнуть поглубже, то смысл этих слов вполне укладывается в то, что было сказано. Одна из непременных (и обязательных!) функций Церкви – быть организатором (диспетчером, руководителем – как хотите) творимого людьми добра. В прямом смысле слова. Есть богач, с излишком денег, который не хочет, чтобы его обманули липовые попрошайки в метро. Есть те, кому действительно очень плохо, но они стесняются просить. Вот между этими гражданами и должен появиться честный пресвитер (= старейшина), которому богач может сказать «Я тебя знаю, ты авторитетный и честный человек. Возьми эти деньги и отдай тому, кто в них нуждается». И честный человек так и поступит. 

Амброджо Лоренцетти (Сиена). Милость св Николая. 1330е. Лувр:



Без имени.jpg 268.05 KB


Он не повесит очередной брюлик на панагию, и даже золочением куполов пренебрежёт, а потратит деньги туда, куда будет сказано. И вот такой человек вправе засвидетельствовать – «Да, Иванов раскаялся, сделал добро, которое способно искупить его грех» и отпустить этот грех или наоборот. Потому, что у него есть знание, а не просто справка о «правильном рукопоглаживании» (непрерывном за 2000 лет, ага, насмешили). 

Хватит уже о грехах. Да и то сказать, через несколько часов Пасха. Устав запрещает. Подводя итог, скажу – следите за своим здоровьем, не разрушайте его обжорством и пьянством, помните, что мы Богу – сыновья и друзья, а не чиновники Червяковы, и главное – старайтесь не обижать своих ближних. А уж если обидели кого, бегите к ним просить прощения, а когда такой возможности нет – просто делайте добро, как можете 

Итак, мы с вами уже поговорили о том, что все так называемые «грехи против себя» (против ЗОЖ) есть проблема медицинская, и требуют медицинского же вмешательства, а все «грехи против Бога» уже прощены. Стена между человеком и Богом, которая, кстати, на самом деле всегда строилась только с одной стороны – разрушена. Правда, некоторые опять пытаются её восстановить, громоздя «правило на правило», но у них периодически всё рушится.

Уже в комментариях под прошлой статьёй мне стали писать «Что же это получается, выходит, что Бог прощает всё?». Я просил не торопиться. Закончу свою мысль. А заодно и постараюсь дать частичный (потому, что полного не может дать никто) ответа на вопрос «А чего Бог не может?». Вспоминаем, что традиционная грехология – она трёхчастная. Верхний («грехи против Бога») и нижний («грехи против себя») этажи мы уже разобрали. Остался «средний» - «грехи против ближнего». И вот тут всё куда серьёзнее. 

Уже в прошлой части я сделал небольшой намёк. Правом простить обладает только и исключительно потерпевший. Бог не может простить, если сначала не простил тот, кому причинён вред. Как вы это себе представляете, по другому? Допустим, какой-нибудь недобитый нацист, спрятавшись в джунглях Латинской Америки под старость лет, снедаемый угрызениями совести, решил-таки раскаяться. Добрался до ближайшей церкви и рассказал (надеюсь искренне) о своих грехах. Вы уверены, что Бог через священника отпустил их ему? Я нет. А что будем делать на Страшном Суде, когда мать убитых им детей встанет и скажет «Я не прощаю». Уверен, что через это «не прощаю» Бог не в силах переступить. 

Микеланджело. Страшный Суд (фрагмент) Христос и Мария:



Michelangelo_-_Cristo_Juiz2.jpg 220.2 KB


Выдающиеся христианские пастыри (например митрополит Антоний Сурожский) никогда не отпускали грех кающемуся, если был жив и находился рядом обиженный. Иди и сначала попроси прощения у того, кого ты обидел. А то легко, понимаешь, пользуясь мандатом, приватизировать целый лес и весь берег озера, перекрыв дорогу всем и вся, а потом подойти к знакомому попу под епитрахиль и всё, вуаля, я прощён. 

В отличие от ничего не стоящих на небесных весах неправильной диетологии (пощения/непощения) и рассуждения своей головой, а не цитатками из «отцов», с грехами против ближнего, всё серьёзнее и сложнее. Грех против ближнего вопиет к Небу и требует прощения и искупления.

Конечно, это порождает немало проблем. Как быть в тех случаях, когда потерпевший умер, находится неизвестно где, да и вообще неизвестен? Кто тогда в состоянии простить? Кто отпустит грех? Сложно, но найти выход можно. Давайте вспомним, что люди, так или иначе, живут коллективно. Человечество – огромный организм, пронизанный миллиардами цепочек родственных, событийных и причинно-следственных связей. Мы не знаем, как отражается наш тот или иной поступок. Чтобы не залезать в дебри кармы и прочего Востока, скажу просто – мы, христиане, уверены в том, что ни одно доброе дело не остаётся без последствий. То есть, сделанное добро так или иначе запускает цепочку причинно-следственных связей. Оно вовсе не обязательно должно вернуться нам по принципу «инвестиции» - вложил рубль, получил на выходе доллар. 

Нет, но делая добрые дела, мы имеем право надеяться, что через огромный и невидимый нам механизм взаимосвязи всего со всем, мы изглаживаем последствия зла, причинённого ближнему, даже в тех случаях, когда нет возможности попросить прощения непосредственно у потерпевшего. Любители формальной каноничности часто козыряют фразой «аще кому отпустите грехи, отпустятся им, и имже удержите, удержани будут». Дескать вот, нам Сам Бог дал такие права. Но если копнуть поглубже, то смысл этих слов вполне укладывается в то, что было сказано. Одна из непременных (и обязательных!) функций Церкви – быть организатором (диспетчером, руководителем – как хотите) творимого людьми добра. В прямом смысле слова. Есть богач, с излишком денег, который не хочет, чтобы его обманули липовые попрошайки в метро. Есть те, кому действительно очень плохо, но они стесняются просить. Вот между этими гражданами и должен появиться честный пресвитер (= старейшина), которому богач может сказать «Я тебя знаю, ты авторитетный и честный человек. Возьми эти деньги и отдай тому, кто в них нуждается». И честный человек так и поступит. 

Амброджо Лоренцетти (Сиена). Милость св Николая. 1330е. Лувр:



Без имени.jpg 268.05 KB


Он не повесит очередной брюлик на панагию, и даже золочением куполов пренебрежёт, а потратит деньги туда, куда будет сказано. И вот такой человек вправе засвидетельствовать – «Да, Иванов раскаялся, сделал добро, которое способно искупить его грех» и отпустить этот грех или наоборот. Потому, что у него есть знание, а не просто справка о «правильном рукопоглаживании» (непрерывном за 2000 лет, ага, насмешили). 

Хватит уже о грехах. Да и то сказать, через несколько часов Пасха. Устав запрещает. Подводя итог, скажу – следите за своим здоровьем, не разрушайте его обжорством и пьянством, помните, что мы Богу – сыновья и друзья, а не чиновники Червяковы, и главное – старайтесь не обижать своих ближних. А уж если обидели кого, бегите к ним просить прощения, а когда такой возможности нет – просто делайте добро, как можете 

Читайте также

Комментарии 34

Войдите для комментирования
■ сосмыслом 16 апр 2023 в 21:31
Правильные слова. Не уставайте просить прощения у близких
■ Владимир Меркулов 16 апр 2023 в 22:46
🤝
■ Северянка 16 апр 2023 в 20:37
Поняла вашу мысль, она простая и правильная. Мы живём среди людей и поступать должно так, какого хотим отношения к себе. Спасибо, с Пасхой!
■ Владимир Меркулов 16 апр 2023 в 22:32
Ура! Спасибо! Взаимно!
■ Записки пассажира 16 апр 2023 в 08:49
Попробую!) Спасибо!
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ