27 сен 2023 · 11:11    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Итак, вчера мы говорили о последнем великом художнике старо-нидерландской школы, о городе Брюгге и об исчезновении герцогства Бургундского. Теперь обратимся… к тем же временам и к городу, расположенному по соседству. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Другим экономическим и культурным центром тех Нидерландов был Антверпен. И если подъём Брюгге зафиксирован уже в начале XIV (город быстро богател на торговле тканями и английской шерстью), то Антверпен начал развиваться чуть позднее, но также на транзитной торговле. В XV веке гавани Брюгге начали мелеть заносимые илом и песком, но постоянные междоусобицы отвлекали власти от назревающей проблемы. Антверпен же, расположенный неподалёку от впадения в море реки Шельды, напротив, очень быстро расцветал, как купеческий город и постепенно обошёл своего главного соперника. К середине XVI века он превратился в мировой центр торговли и кредита. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Интересно, что соперничество Брюгге и Антверпена проявилось и в художественной сфере. А как же иначе? Теперь пришло время открыть имя другого художника - Квентин Массейс. С Давидом (1460-1523) они практически ровесники. Массейс родился в 1465 и скончался в 1530, проведя большую часть жизни в Антверпене. Их небольшое сопоставление в рамках короткой статьи поможет нам по-иному взглянуть не только на соперничество Брюгге и Антверпена, но и ещё раз увидеть, как меняется эпоха. Кстати, некоторые источники упоминают о том, что в период с 1515 по 1521 Герард Давид также работает в Антверпене. Они основаны на списках членов гильдии св. Луки (традиционное наименование для объединений художников). Тогда получается ещё интереснее. Оба героя нашего рассказа работали бок о бок и ходили по тем же улицам. Впрочем, как бы то ни было, остаток жизни Давид безусловно проводит в Брюгге. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Возможно, уступив в экономическом соревновании Антверпену, Брюгге стал немного более консервативным. Впрочем, это далеко не бесспорный вывод. Я не уверен, что такие причинно-следственные связи работают в искусстве напрямую. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мастер из Антверпена – Квентин Массейс - был художником совсем иного склада. Именно новизна и эксперименты привлекали его в первую очередь. Он как будто прививал новые черенки к дереву старонидерландской живописи – достижения итальянцев и немецких мастеров, и, в конце концов, изменил очень многое (конечно, не в одиночку). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Квентин Массейс. Триптих святой Анны 1509. Королевские музеи изящных искусств. Брюссель. Бельгия:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "1", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "01.jpg", "filesize": 592304, "height": 621, "pic_id": 706419, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/01_DyhNwRd.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Довольно нежно написанные фигуры ещё вполне могут быть отнесены к «старой школе», как и далёкий голубоватый пейзаж. Но, обратите внимание на архитектуру, особенно в центральной панели. Это не готика, окружавшая Массейса повсюду в жизни, в том числе и на картинах старых мастеров, а деталь вполне ренессансной итальянской постройки. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Антверпенский мастер явно стремится обновить знакомые сюжеты. Он наполняет их большим динамизмом, движением, эмоциональным содержанием. Зритель видит в некогда застывших, священных образах всё больше и больше из привычного и повседневного. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Квентин Массейс. Ecce Homo (Се Человек). 1520. Дворец дожей. Венеция:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "2", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "02.jpg", "filesize": 579846, "height": 800, "pic_id": 706420, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/02_U7Ug8Kr.jpeg", "width": 625}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Живопись Массейса куда более динамична и эмоционально насыщена, чем у его современника Давида. Она дышит целой гаммой невиданных ранее явлений. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Квентин Массейс. Поклонение волхвов. 1526. Музей Метрополитен (Нью-Йорк):"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "3", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "03.jpg", "filesize": 1109947, "height": 1200, "pic_id": 706421, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/03_cTB8jSg.jpeg", "width": 933}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кроме того, Массейс стал автором множества портретов своих выдающихся современников. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Квентин Массейс. Портрет Эразма Роттердамского. 1515-1517. Галерея Барберини. Рим:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "4", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "04.jpg", "filesize": 950473, "height": 1200, "pic_id": 706422, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/04_s3H4R1B.jpeg", "width": 930}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Портрет не просто заполнен «профессиональными атрибутами» - книги, рукопись. В нём явно чувствуется внимание к внутреннему миру портретируемого, к его характеру, подчёркивается глубина мысли философа и душевное спокойствие. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Помимо новшеств стиля появляется и новшество сюжета. Помните, мы говорили "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/money_makes_the_world_go_round_-7942"}, "string": "о Маринусе ван Реймерсвале, профессионально изображавшем мир финансовых воротил"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так вот, этот художник был учеником Массейса, и именно у учителя он скорее всего впервые увидел свой «фирменный» сюжет. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Квентин Массейс. Меняла с женой. 1514. Париж. Лувр^"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "5", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "05.jpg", "filesize": 694054, "height": 791, "pic_id": 706423, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/05_Y7Kh48z.jpeg", "width": 840}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кстати, здесь ещё нет того гротеска и той печати алчности, которую мы видели у ван Реймерсвале. Скорее всего перед нами просто бытовой сюжет. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И, наконец, Квентин Массейс вводит в нидерландскую живопись то, что там раньше совершенно отсутствовало – изображение уродства. Я не думаю, что следует говорить о каких-то связанных с этим психологических особенностях художника. Скорее всего, это всё та же любовь к экспериментам, ко всему новому. Думаю, что им двигал, если так можно выразиться, «естественнонаучный интерес» к жизни в разных её проявлениях. Если можно изображать возвышенное и прекрасное, то почему нельзя изображать уродливое? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Квентин Массейс. Гротескное изображение старой женщины («Уродливая герцогиня») около 1513. Национальная галерея. Лондон:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "6", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "06.jpg", "filesize": 850614, "height": 1023, "pic_id": 706424, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/06_PdDE8gw.jpeg", "width": 778}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эпоха сменилась. Неподвижная величественная торжественность старонидерландской живописи окончательно ушла в прошлое. Карла Бургундского называли «последним рыцарем Европы». Искусство его эпохи ненадолго пережило последнего бургундского герцога и честь завершить почти столетний период выпала Герарду Давиду. На смену пришла куда более живая, и, вместе с тем, гораздо более «нервная», постоянно находящаяся в поиске новая живопись. Следы прежней великолепной гармонии исчезали в вихре экспериментов довольно быстро. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Увы, но вскоре религиозные свары и амбиции властителей превратят регион в арену многочисленных столкновений. Вторая эпоха нидерландской живописи продлится даже меньше века, чтобы потом, в третьей, разделиться на два могучих русла – фламандского и голландского искусства. Но это, как вы понимаете, совсем другая история. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 0]}
Комментарии 12