3
Антверпен против Брюгге. В торговле и в искусстве | Паблико
144 подписчики

Антверпен против Брюгге. В торговле и в искусстве


27 сен 2023 · 11:11    

Итак, вчера мы говорили о последнем великом художнике старо-нидерландской школы, о городе Брюгге и об исчезновении герцогства Бургундского. Теперь обратимся… к тем же временам и к городу, расположенному по соседству. 

Другим экономическим и культурным центром тех Нидерландов был Антверпен. И если подъём Брюгге зафиксирован уже в начале XIV (город быстро богател на торговле тканями и английской шерстью), то Антверпен начал развиваться чуть позднее, но также на транзитной торговле. В XV веке гавани Брюгге начали мелеть заносимые илом и песком, но постоянные междоусобицы отвлекали власти от назревающей проблемы. Антверпен же, расположенный неподалёку от впадения в море реки Шельды, напротив, очень быстро расцветал, как купеческий город и постепенно обошёл своего главного соперника. К середине XVI века он превратился в мировой центр торговли и кредита. 

Интересно, что соперничество Брюгге и Антверпена проявилось и в художественной сфере. А как же иначе? Теперь пришло время открыть имя другого художника - Квентин Массейс. С Давидом (1460-1523) они практически ровесники. Массейс родился в 1465 и скончался в 1530, проведя большую часть жизни в Антверпене. Их небольшое сопоставление в рамках короткой статьи поможет нам по-иному взглянуть не только на соперничество Брюгге и Антверпена, но и ещё раз увидеть, как меняется эпоха. Кстати, некоторые источники упоминают о том, что в период с 1515 по 1521 Герард Давид также работает в Антверпене. Они основаны на списках членов гильдии св. Луки (традиционное наименование для объединений художников). Тогда получается ещё интереснее. Оба героя нашего рассказа работали бок о бок и ходили по тем же улицам. Впрочем, как бы то ни было, остаток жизни Давид безусловно проводит в Брюгге. 

Возможно, уступив в экономическом соревновании Антверпену, Брюгге стал немного более консервативным. Впрочем, это далеко не бесспорный вывод. Я не уверен, что такие причинно-следственные связи работают в искусстве напрямую. 

Мастер из Антверпена – Квентин Массейс - был художником совсем иного склада. Именно новизна и эксперименты привлекали его в первую очередь. Он как будто прививал новые черенки к дереву старонидерландской живописи – достижения итальянцев и немецких мастеров, и, в конце концов, изменил очень многое (конечно, не в одиночку). 

Квентин Массейс. Триптих святой Анны 1509. Королевские музеи изящных искусств. Брюссель. Бельгия:



1


Довольно нежно написанные фигуры ещё вполне могут быть отнесены к «старой школе», как и далёкий голубоватый пейзаж. Но, обратите внимание на архитектуру, особенно в центральной панели. Это не готика, окружавшая Массейса повсюду в жизни, в том числе и на картинах старых мастеров, а деталь вполне ренессансной итальянской постройки. 

Антверпенский мастер явно стремится обновить знакомые сюжеты. Он наполняет их большим динамизмом, движением, эмоциональным содержанием. Зритель видит в некогда застывших, священных образах всё больше и больше из привычного и повседневного. 

Квентин Массейс. Ecce Homo (Се Человек). 1520. Дворец дожей. Венеция:



2


Живопись Массейса куда более динамична и эмоционально насыщена, чем у его современника Давида. Она дышит целой гаммой невиданных ранее явлений. 

Квентин Массейс. Поклонение волхвов. 1526. Музей Метрополитен (Нью-Йорк):



3


Кроме того, Массейс стал автором множества портретов своих выдающихся современников. 

Квентин Массейс. Портрет Эразма Роттердамского. 1515-1517. Галерея Барберини. Рим:



4


Портрет не просто заполнен «профессиональными атрибутами» - книги, рукопись. В нём явно чувствуется внимание к внутреннему миру портретируемого, к его характеру, подчёркивается глубина мысли философа и душевное спокойствие. 

Помимо новшеств стиля появляется и новшество сюжета. Помните, мы говорили о Маринусе ван Реймерсвале, профессионально изображавшем мир финансовых воротил.

Так вот, этот художник был учеником Массейса, и именно у учителя он скорее всего впервые увидел свой «фирменный» сюжет. 

Квентин Массейс. Меняла с женой. 1514. Париж. Лувр^



5


Кстати, здесь ещё нет того гротеска и той печати алчности, которую мы видели у ван Реймерсвале. Скорее всего перед нами просто бытовой сюжет. 

И, наконец, Квентин Массейс вводит в нидерландскую живопись то, что там раньше совершенно отсутствовало – изображение уродства. Я не думаю, что следует говорить о каких-то связанных с этим психологических особенностях художника. Скорее всего, это всё та же любовь к экспериментам, ко всему новому. Думаю, что им двигал, если так можно выразиться, «естественнонаучный интерес» к жизни в разных её проявлениях. Если можно изображать возвышенное и прекрасное, то почему нельзя изображать уродливое? 

Квентин Массейс. Гротескное изображение старой женщины («Уродливая герцогиня») около 1513. Национальная галерея. Лондон:



6


Эпоха сменилась. Неподвижная величественная торжественность старонидерландской живописи окончательно ушла в прошлое. Карла Бургундского называли «последним рыцарем Европы». Искусство его эпохи ненадолго пережило последнего бургундского герцога и честь завершить почти столетний период выпала Герарду Давиду. На смену пришла куда более живая, и, вместе с тем, гораздо более «нервная», постоянно находящаяся в поиске новая живопись. Следы прежней великолепной гармонии исчезали в вихре экспериментов довольно быстро. 

Увы, но вскоре религиозные свары и амбиции властителей превратят регион в арену многочисленных столкновений. Вторая эпоха нидерландской живописи продлится даже меньше века, чтобы потом, в третьей, разделиться на два могучих русла – фламандского и голландского искусства. Но это, как вы понимаете, совсем другая история. 

Итак, вчера мы говорили о последнем великом художнике старо-нидерландской школы, о городе Брюгге и об исчезновении герцогства Бургундского. Теперь обратимся… к тем же временам и к городу, расположенному по соседству. 

Другим экономическим и культурным центром тех Нидерландов был Антверпен. И если подъём Брюгге зафиксирован уже в начале XIV (город быстро богател на торговле тканями и английской шерстью), то Антверпен начал развиваться чуть позднее, но также на транзитной торговле. В XV веке гавани Брюгге начали мелеть заносимые илом и песком, но постоянные междоусобицы отвлекали власти от назревающей проблемы. Антверпен же, расположенный неподалёку от впадения в море реки Шельды, напротив, очень быстро расцветал, как купеческий город и постепенно обошёл своего главного соперника. К середине XVI века он превратился в мировой центр торговли и кредита. 

Интересно, что соперничество Брюгге и Антверпена проявилось и в художественной сфере. А как же иначе? Теперь пришло время открыть имя другого художника - Квентин Массейс. С Давидом (1460-1523) они практически ровесники. Массейс родился в 1465 и скончался в 1530, проведя большую часть жизни в Антверпене. Их небольшое сопоставление в рамках короткой статьи поможет нам по-иному взглянуть не только на соперничество Брюгге и Антверпена, но и ещё раз увидеть, как меняется эпоха. Кстати, некоторые источники упоминают о том, что в период с 1515 по 1521 Герард Давид также работает в Антверпене. Они основаны на списках членов гильдии св. Луки (традиционное наименование для объединений художников). Тогда получается ещё интереснее. Оба героя нашего рассказа работали бок о бок и ходили по тем же улицам. Впрочем, как бы то ни было, остаток жизни Давид безусловно проводит в Брюгге. 

Возможно, уступив в экономическом соревновании Антверпену, Брюгге стал немного более консервативным. Впрочем, это далеко не бесспорный вывод. Я не уверен, что такие причинно-следственные связи работают в искусстве напрямую. 

Мастер из Антверпена – Квентин Массейс - был художником совсем иного склада. Именно новизна и эксперименты привлекали его в первую очередь. Он как будто прививал новые черенки к дереву старонидерландской живописи – достижения итальянцев и немецких мастеров, и, в конце концов, изменил очень многое (конечно, не в одиночку). 

Квентин Массейс. Триптих святой Анны 1509. Королевские музеи изящных искусств. Брюссель. Бельгия:



1


Довольно нежно написанные фигуры ещё вполне могут быть отнесены к «старой школе», как и далёкий голубоватый пейзаж. Но, обратите внимание на архитектуру, особенно в центральной панели. Это не готика, окружавшая Массейса повсюду в жизни, в том числе и на картинах старых мастеров, а деталь вполне ренессансной итальянской постройки. 

Антверпенский мастер явно стремится обновить знакомые сюжеты. Он наполняет их большим динамизмом, движением, эмоциональным содержанием. Зритель видит в некогда застывших, священных образах всё больше и больше из привычного и повседневного. 

Квентин Массейс. Ecce Homo (Се Человек). 1520. Дворец дожей. Венеция:



2


Живопись Массейса куда более динамична и эмоционально насыщена, чем у его современника Давида. Она дышит целой гаммой невиданных ранее явлений. 

Квентин Массейс. Поклонение волхвов. 1526. Музей Метрополитен (Нью-Йорк):



3


Кроме того, Массейс стал автором множества портретов своих выдающихся современников. 

Квентин Массейс. Портрет Эразма Роттердамского. 1515-1517. Галерея Барберини. Рим:



4


Портрет не просто заполнен «профессиональными атрибутами» - книги, рукопись. В нём явно чувствуется внимание к внутреннему миру портретируемого, к его характеру, подчёркивается глубина мысли философа и душевное спокойствие. 

Помимо новшеств стиля появляется и новшество сюжета. Помните, мы говорили о Маринусе ван Реймерсвале, профессионально изображавшем мир финансовых воротил.

Так вот, этот художник был учеником Массейса, и именно у учителя он скорее всего впервые увидел свой «фирменный» сюжет. 

Квентин Массейс. Меняла с женой. 1514. Париж. Лувр^



5


Кстати, здесь ещё нет того гротеска и той печати алчности, которую мы видели у ван Реймерсвале. Скорее всего перед нами просто бытовой сюжет. 

И, наконец, Квентин Массейс вводит в нидерландскую живопись то, что там раньше совершенно отсутствовало – изображение уродства. Я не думаю, что следует говорить о каких-то связанных с этим психологических особенностях художника. Скорее всего, это всё та же любовь к экспериментам, ко всему новому. Думаю, что им двигал, если так можно выразиться, «естественнонаучный интерес» к жизни в разных её проявлениях. Если можно изображать возвышенное и прекрасное, то почему нельзя изображать уродливое? 

Квентин Массейс. Гротескное изображение старой женщины («Уродливая герцогиня») около 1513. Национальная галерея. Лондон:



6


Эпоха сменилась. Неподвижная величественная торжественность старонидерландской живописи окончательно ушла в прошлое. Карла Бургундского называли «последним рыцарем Европы». Искусство его эпохи ненадолго пережило последнего бургундского герцога и честь завершить почти столетний период выпала Герарду Давиду. На смену пришла куда более живая, и, вместе с тем, гораздо более «нервная», постоянно находящаяся в поиске новая живопись. Следы прежней великолепной гармонии исчезали в вихре экспериментов довольно быстро. 

Увы, но вскоре религиозные свары и амбиции властителей превратят регион в арену многочисленных столкновений. Вторая эпоха нидерландской живописи продлится даже меньше века, чтобы потом, в третьей, разделиться на два могучих русла – фламандского и голландского искусства. Но это, как вы понимаете, совсем другая история. 

Читайте также

Комментарии 12

Войдите для комментирования
■ Путешествия 29 сен 2023 в 00:13
Шикарная статья! Большое спасибо за статью!
■ Путешествия 29 сен 2023 в 00:13
Шикарный художник и волшебные картины!
■ Густуфан Кортес 28 сен 2023 в 23:55
Чудесная статья! Спасибо за статью!
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ