До сих пор мы с вами рассматривали работы Кароя Ференци с точки зрения стиля, условно разделив их на 2 части – «прозрачные» и «солнечные», причём увидев, что это деление проходит не только по стилевым, но и по временным рамкам. Сегодня я немного отойду в сторону от прежнего метода. Я сознательно вывел часть работ в отдельную группу. По тематике. В живописи на библейские темы сложно сказать «новое слово». За твоей спиной такой огромный культурный пласт, что отрешиться от его существования и сделать так, чтобы он вообще не оказывал никакого влияния, практически невозможно. Однако, многим на рубеже XIX-ХХ веков это удалось.
Правда, с разным успехом. Некоторые, стараясь сказать что-то не банальное, ушли так далеко в оригинальность, что скорее стали иллюстраторами глубин собственного сознания (подсознания) чем библейских текстов. Тем ценнее попытки тех, кто смог найти баланс между новым и традицией. А ещё более ценными я считаю те произведения, которые вносят что-то действительно новое в понимание знакомых сюжетов. Пусть даже чуть-чуть, какой-то небольшой чёрточкой или ноткой. И здесь Карой Ференци ещё раз показал свой уровень. Пусть в этот раз не столько стилем, сколько общим замыслом.
Я начну вот с этой картины, в которой великолепно сочетаются оригинальность и глубина проникновения в сюжет.
Ангел не просто хватает Авраама за руку, как это было принято изображать всегда. Он решительно встаёт между ним и Исааком, разводя их в стороны повелительным жестом.
Двигаемся дальше по библейской хронологии.
Карой Ференци. Братья продают Иосифа 1900. Национальная галерея, Будапешт:
2
Вроде бы ничего особенного, но на мой взгляд, «цепляет», как сейчас принято говорить.
Кто сказал, что подобает изображать исключительно многолюдное шествие с прислугой, свитой и всякими верблюдами? И кто сказал, что они не могли ехать ночью. А как же тогда видеть звезду?
Конечно, вертепов с колоннадами не бывает и в этой части картина спорная. Но здесь, как раз-то, скорее реверанс в сторону всей прошлой традиции, особенно ренессансной.
Слушатели проповеди Христа, не древние иудеи, а венгерское общество рубежа позапрошлого и прошлого веков, правда в компании какого-то странного рыцаря (дань символистскому прошлому?).
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "До сих пор мы с вами рассматривали работы Кароя Ференци с точки зрения стиля, условно разделив их на 2 части – «прозрачные» и «солнечные», причём увидев, что это деление проходит не только по стилевым, но и по временным рамкам. Сегодня я немного отойду в сторону от прежнего метода. Я сознательно вывел часть работ в отдельную группу. По тематике. В живописи на библейские темы сложно сказать «новое слово». За твоей спиной такой огромный культурный пласт, что отрешиться от его существования и сделать так, чтобы он вообще не оказывал никакого влияния, практически невозможно. Однако, многим на рубеже XIX-ХХ веков это удалось. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Правда, с разным успехом. Некоторые, стараясь сказать что-то не банальное, ушли так далеко в оригинальность, что скорее стали иллюстраторами глубин собственного сознания (подсознания) чем библейских текстов. Тем ценнее попытки тех, кто смог найти баланс между новым и традицией. А ещё более ценными я считаю те произведения, которые вносят что-то действительно новое в понимание знакомых сюжетов. Пусть даже чуть-чуть, какой-то небольшой чёрточкой или ноткой. И здесь Карой Ференци ещё раз показал свой уровень. Пусть в этот раз не столько стилем, сколько общим замыслом. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я начну вот с этой картины, в которой великолепно сочетаются оригинальность и глубина проникновения в сюжет."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Карой Ференци. Жертвоприношение Авраама 1901. Национальная галерея, Будапешт:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "1", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "324218_2000.jpg", "filesize": 295713, "height": 882, "pic_id": 452403, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/01/324218_2000.jpeg", "width": 1041}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ангел не просто хватает Авраама за руку, как это было принято изображать всегда. Он решительно встаёт между ним и Исааком, разводя их в стороны повелительным жестом. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двигаемся дальше по библейской хронологии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Карой Ференци. Братья продают Иосифа 1900. Национальная галерея, Будапешт:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "2", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "324605_2000.jpg", "filesize": 237826, "height": 1010, "pic_id": 452408, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/01/324605_2000.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вроде бы ничего особенного, но на мой взгляд, «цепляет», как сейчас принято говорить. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кто сказал, что подобает изображать исключительно многолюдное шествие с прислугой, свитой и всякими верблюдами? И кто сказал, что они не могли ехать ночью. А как же тогда видеть звезду?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Карой Ференци. Волхвы 1898. Национальная галерея, Будапешт:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "3", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "324751_original.jpg", "filesize": 254962, "height": 710, "pic_id": 452412, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/01/324751_original.jpeg", "width": 934}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Конечно, вертепов с колоннадами не бывает и в этой части картина спорная. Но здесь, как раз-то, скорее реверанс в сторону всей прошлой традиции, особенно ренессансной. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Карой Ференци. Поклонение волхвов 1895. Национальная галерея, Будапешт:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "4", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "325024_2000.jpg", "filesize": 318895, "height": 991, "pic_id": 452419, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/01/325024_2000.jpeg", "width": 1600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Слушатели проповеди Христа, не древние иудеи, а венгерское общество рубежа позапрошлого и прошлого веков, правда в компании какого-то странного рыцаря (дань символистскому прошлому?)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Карой Ференци. Нагорная проповедь 1896. Национальная галерея, Будапешт: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "5", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "325310_2000.jpg", "filesize": 202393, "height": 792, "pic_id": 452429, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/01/325310_2000.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Последняя на сегодня работа, наверное, самая спорная. Она дальше всего уводит от текста, но тем не менее, довольно интересна."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Карой Ференци. Возвращение блудного сына. 1908. Музей Отто Херманна, Мишкольц (Венгрия):"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "6", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "325453_original.jpg", "filesize": 96235, "height": 568, "pic_id": 452440, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/01/325453_original.jpeg", "width": 732}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Оригинальность не приводит к полной потере смысла, главное в сюжете сохранено. Отвернувшийся персонаж в центре, как я понимаю, старший брат. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нам осталась ещё сказать несколько слов о биографии художника и показать значительные работы, которые пока не вошли ни в одну из заметок. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Начало - "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/sluzhba_znakomstv-138742/"}, "string": "Служба знакомств"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Часть 1 - "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/mir_iz_kotorogo_ischezlo_dvizhenie-139069/"}, "string": "Мир, из которого исчезло движение"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/dvizhenie_v_storonu_solntsa-139309/"}, "string": "Часть 2 - "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/dvizhenie_v_storonu_solntsa-139309/"}, "string": "Движение в сторону солнца"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/dvizhenie_v_storonu_solntsa-139309/"}, "string": " "}], "attributes": []}], "selectedRange": [3020, 3020]}
Комментарии 20