3
" Не такая" Библия | Паблико
144 подписчики

" Не такая" Библия


01 мар 2023 · 16:59    

До сих пор мы с вами рассматривали работы Кароя Ференци с точки зрения стиля, условно разделив их на 2 части – «прозрачные» и «солнечные», причём увидев, что это деление проходит не только по стилевым, но и по временным рамкам. Сегодня я немного отойду в сторону от прежнего метода. Я сознательно вывел часть работ в отдельную группу. По тематике. В живописи на библейские темы сложно сказать «новое слово». За твоей спиной такой огромный культурный пласт, что отрешиться от его существования и сделать так, чтобы он вообще не оказывал никакого влияния, практически невозможно. Однако, многим на рубеже XIX-ХХ веков это удалось. 

Правда, с разным успехом. Некоторые, стараясь сказать что-то не банальное, ушли так далеко в оригинальность, что скорее стали иллюстраторами глубин собственного сознания (подсознания) чем библейских текстов. Тем ценнее попытки тех, кто смог найти баланс между новым и традицией. А ещё более ценными я считаю те произведения, которые вносят что-то действительно новое в понимание знакомых сюжетов. Пусть даже чуть-чуть, какой-то небольшой чёрточкой или ноткой. И здесь Карой Ференци ещё раз показал свой уровень. Пусть в этот раз не столько стилем, сколько общим замыслом. 

Я начну вот с этой картины, в которой великолепно сочетаются оригинальность и глубина проникновения в сюжет.

Карой Ференци. Жертвоприношение Авраама 1901. Национальная галерея, Будапешт:



1


Ангел не просто хватает Авраама за руку, как это было принято изображать всегда. Он решительно встаёт между ним и Исааком, разводя их в стороны повелительным жестом. 

Двигаемся дальше по библейской хронологии.

Карой Ференци. Братья продают Иосифа 1900. Национальная галерея, Будапешт:



2


Вроде бы ничего особенного, но на мой взгляд, «цепляет», как сейчас принято говорить. 

Кто сказал, что подобает изображать исключительно многолюдное шествие с прислугой, свитой и всякими верблюдами? И кто сказал, что они не могли ехать ночью. А как же тогда видеть звезду?

Карой Ференци. Волхвы 1898. Национальная галерея, Будапешт:



3


Конечно, вертепов с колоннадами не бывает и в этой части картина спорная. Но здесь, как раз-то, скорее реверанс в сторону всей прошлой традиции, особенно ренессансной. 

Карой Ференци. Поклонение волхвов 1895. Национальная галерея, Будапешт:



4


Слушатели проповеди Христа, не древние иудеи, а венгерское общество рубежа позапрошлого и прошлого веков, правда в компании какого-то странного рыцаря (дань символистскому прошлому?).

Карой Ференци. Нагорная проповедь 1896. Национальная галерея, Будапешт: 



5


Последняя на сегодня работа, наверное, самая спорная. Она дальше всего уводит от текста, но тем не менее, довольно интересна.

Карой Ференци. Возвращение блудного сына. 1908. Музей Отто Херманна, Мишкольц (Венгрия):



6


Оригинальность не приводит к полной потере смысла, главное в сюжете сохранено. Отвернувшийся персонаж в центре, как я понимаю, старший брат. 

Нам осталась ещё сказать несколько слов о биографии художника и показать значительные работы, которые пока не вошли ни в одну из заметок. 

Начало - Служба знакомств

Часть 1 - Мир, из которого исчезло движение

Часть 2 - Движение в сторону солнца

До сих пор мы с вами рассматривали работы Кароя Ференци с точки зрения стиля, условно разделив их на 2 части – «прозрачные» и «солнечные», причём увидев, что это деление проходит не только по стилевым, но и по временным рамкам. Сегодня я немного отойду в сторону от прежнего метода. Я сознательно вывел часть работ в отдельную группу. По тематике. В живописи на библейские темы сложно сказать «новое слово». За твоей спиной такой огромный культурный пласт, что отрешиться от его существования и сделать так, чтобы он вообще не оказывал никакого влияния, практически невозможно. Однако, многим на рубеже XIX-ХХ веков это удалось. 

Правда, с разным успехом. Некоторые, стараясь сказать что-то не банальное, ушли так далеко в оригинальность, что скорее стали иллюстраторами глубин собственного сознания (подсознания) чем библейских текстов. Тем ценнее попытки тех, кто смог найти баланс между новым и традицией. А ещё более ценными я считаю те произведения, которые вносят что-то действительно новое в понимание знакомых сюжетов. Пусть даже чуть-чуть, какой-то небольшой чёрточкой или ноткой. И здесь Карой Ференци ещё раз показал свой уровень. Пусть в этот раз не столько стилем, сколько общим замыслом. 

Я начну вот с этой картины, в которой великолепно сочетаются оригинальность и глубина проникновения в сюжет.

Карой Ференци. Жертвоприношение Авраама 1901. Национальная галерея, Будапешт:



1


Ангел не просто хватает Авраама за руку, как это было принято изображать всегда. Он решительно встаёт между ним и Исааком, разводя их в стороны повелительным жестом. 

Двигаемся дальше по библейской хронологии.

Карой Ференци. Братья продают Иосифа 1900. Национальная галерея, Будапешт:



2


Вроде бы ничего особенного, но на мой взгляд, «цепляет», как сейчас принято говорить. 

Кто сказал, что подобает изображать исключительно многолюдное шествие с прислугой, свитой и всякими верблюдами? И кто сказал, что они не могли ехать ночью. А как же тогда видеть звезду?

Карой Ференци. Волхвы 1898. Национальная галерея, Будапешт:



3


Конечно, вертепов с колоннадами не бывает и в этой части картина спорная. Но здесь, как раз-то, скорее реверанс в сторону всей прошлой традиции, особенно ренессансной. 

Карой Ференци. Поклонение волхвов 1895. Национальная галерея, Будапешт:



4


Слушатели проповеди Христа, не древние иудеи, а венгерское общество рубежа позапрошлого и прошлого веков, правда в компании какого-то странного рыцаря (дань символистскому прошлому?).

Карой Ференци. Нагорная проповедь 1896. Национальная галерея, Будапешт: 



5


Последняя на сегодня работа, наверное, самая спорная. Она дальше всего уводит от текста, но тем не менее, довольно интересна.

Карой Ференци. Возвращение блудного сына. 1908. Музей Отто Херманна, Мишкольц (Венгрия):



6


Оригинальность не приводит к полной потере смысла, главное в сюжете сохранено. Отвернувшийся персонаж в центре, как я понимаю, старший брат. 

Нам осталась ещё сказать несколько слов о биографии художника и показать значительные работы, которые пока не вошли ни в одну из заметок. 

Начало - Служба знакомств

Часть 1 - Мир, из которого исчезло движение

Часть 2 - Движение в сторону солнца

Читайте также

Комментарии 20

Войдите для комментирования
■ У окна 05 мар 2023 в 18:08
Очень интересный взгляд на традиционные сюжеты. И удачный, завораживающий даже где-то...
■ Владимир Меркулов 05 мар 2023 в 21:36
Мне тоже понравился такой подход
■ Путешествия 03 мар 2023 в 01:07
Очень интересная статья. Большое спасибо за статью! Лайки и комментарии!
■ Владимир Меркулов 03 мар 2023 в 18:49
Благодарю за отзыв!
■ Путешествия 04 мар 2023 в 00:43
Всегда пожалуйста! Взаимно! Гигантское спасибо вам за ваши шикарные статьи! Буду ждать вас на своих каналах "Путешествия" и "Густуфан Кортес".
■ Irina Irida 02 мар 2023 в 09:38
Какой вы наблюдательный:)
■ Владимир Меркулов 02 мар 2023 в 10:20
Спасибо!
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ