13 май 2022 · 10:59    
{"document":[{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Когда люди впервые \"переступили\" порог, отделяющий период групп охотников-собирателей и период образования первых сельскохозяйственных обществ, изменения в человеческом обществе были настолько значительными, что эпоху данных перемен справедливо назвали неолитической революцией. Фундаментальные изменения в характере повседневной жизни впервые произошли в Месопотамии. Там люди впервые научились пользоваться колесом и плугом, а также управлять водой, строя ирригационные каналы."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Как регион, давший начало трем великим современным религиям мира — иудаизму, христианству и исламу, Ближний Восток уже давно представляет интерес для историков. Но только в 19 веке систематические раскопки открыли глаза общественности на необыкновенное искусство и архитектуру древней Месопотамии."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Сегодня речь пойдет об искусстве одной из первых цивилизаций Месопотамии - Шумера."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Приятного чтения."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"aa131a0cb47f4aeab99348f2f45794e9_th.jpeg","filesize":157497,"height":847,"pic_id":57171,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/05/13/aa131a0cb47f4aeab99348f2f45794e9_th.jpeg","width":1280}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"***"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["heading1"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Шумерская цивилизация была одной из тех, что в четвертом тысячелетии до нашей эры превратила обширную и ранее малонаселенную долину между реками Тигр и Евфрат в плодородную область древнего мира. Однако, она не была едина. Скорее всего, она состояла из дюжины или около того независимых городов-государств, который, как тогда считали находится под защитой того или иного месопотамского божества. Правители этих городов были как посланцы этих божеств на земле и хранителями их земных сокровищ."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Правители и священники руководили всей общественной деятельностью, включая строительство каналов, сбор урожая и распределение продовольствия. Развитие сельского хозяйства до такой степени, что только часть населения должна была производить продукты питания, означало, что некоторые члены общества могли специализироваться на других видах деятельности, включая производство, торговлю и управление. Разделение труда является отличительной чертой периода организации первых цивилизаций. В городах-государствах древнего Шумера деятельность, которая когда-то осуществлялась по индивидуальной инициативе, впервые стала институционализированной. Община, а не семья, взяла на себя такие функции, как защита от врагов и от капризов природы."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Самыми древними известными письменными документами являются шумерские записи административных актов и коммерческих сделок. Сначала, примерно в 3400-3200 годах до н.э., шумеры составляли описи скота, продуктов питания и других предметов, нацарапывая пиктограммы (упрощенные картинки, заменяющие слова) на мягкой глиненой табличке острым камнем. Эти глиняные таблички затвердевали, и могли храниться в различных зданиях очень долгое время. Тысячи таких табличек существуют и сегодня."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Шумеры писали свои изобразительные знаки сверху вниз и располагали их в квадратах, которые они читали справа налево. К 3000-2900 годам до н.э. они еще больше упростили пиктографические знаки, сведя их к группе клиновидных (клинописных) знаков. Развитие клинописи положило начало письменности. Сохранившиеся клинописные таблички свидетельствуют о разветвленной сети шумерских контактов, простиравшихся от Южной Месопотамии на восток до Иранского нагорья, на север до Ассирии и на запад до Сирии. Торговля была важна для шумеров, потому что, несмотря на плодородие их земли, она была бедна такими жизненно важными природными ресурсами, как металл, камень и дерево."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Шумеры также создали великую литературу. Их самым известным произведением является Эпос о Гильгамеше конца третьего тысячелетия, который предшествует \"Илиаде\" и \"Одиссее\" Гомера примерно на 1500 лет. В нем рассказывается героическая история Гильгамеша, легендарного царя Урука и убийцы чудовища Хувавы. Переводы шумерского эпоса на несколько других древних ближневосточных языков свидетельствуют о славе этого произведения."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true,"italic":true},"string":"Белый храм (Урук)"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Руины Белого храма.","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/png","filename":"Безымянный.png","filesize":923799,"height":498,"pic_id":57179,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/05/13/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_ElGcjwX.jpeg","width":913}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Планировка шумерских городов отражала центральную роль богов в повседневной жизни. Главный храм главного бога каждого города составлял монументальное ядро. Фактически храмовый комплекс был своего рода городом в городе, где штат священников и писцов занимался официальными административными и коммерческими делами, а также контролировал все религиозные функции."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Выдающимся сохранившимся примером ранней шумерской храмовой архитектуры является 5000-летний Белый храм в Уруке, городе, население которого в конце четвертого тысячелетия до н.э. составляло около 40 000 человек. Обычно из сохранившихся шумерских храмов можно распознать только их фундаменты. Белый храм - редкое исключение."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Шумерские строители не имели доступа к большому количеству камней, и вместо этого изготавливали глинобитные кирпичи для своих храмов и других зданий. Почти все эти сооружения со временем разрушились. Хрупкость строительных материалов, однако, не помешала шумерцам возводить высокие сооружения, такие как храм в Уруке, за несколько столетий до того, как египтяне построили свои знаменитые каменные пирамиды. Это многое говорит о желании шумеров создать монументальные сооружения для поклонения своим божествам."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Белый храм. Реконструкция","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/png","filename":"3333.png","filesize":134139,"height":447,"pic_id":57180,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/05/13/3333.jpeg","width":1227}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"От храма в Уруке сохранилось достаточно, чтобы обеспечить достаточно надежную реконструкцию. Храм (чьи побеленные стены дают ему современное прозвище) стоит на вершине высокой платформы, или зиккурата, на высоте 12 метров в центре города. Лестница с одной стороны ведет наверх, но не заканчивается ни перед одним из дверных проемов храма. Подобное является стандартным для шумерских храмов."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Как и в других шумерских храмах, углы Белого храма ориентированы по сторонам света. Здание, вероятно, посвященное Ану, богу неба, имел скромные размеры (19 на 5 метров). По замыслу, он не вмещал больших толп верующих, а лишь немногих избранных, священников и, возможно, ведущих членов общины. В храме есть несколько помещений."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Центральный зал, или целла, был отведен для божества и вмещал ступенчатый алтарь. Шумеры называли свои храмы “залами ожидания”, отражая их веру в то, что божество спустится с небес, чтобы предстать перед жрецами в целле."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Шумерская идея о том, что боги обитают над миром людей, занимает центральное место в большинстве мировых религий. Моисей взошел на гору Синай, чтобы получить Десять заповедей от еврейского Бога, а греки разместили жилище своих богов и богинь на горе Олимп. Возвышенное расположение месопотамских храмов на гигантских платформах, устремленных к небу, согласуется с этой широко распространенной религиозной концепцией."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true,"italic":true},"string":"Инанна (Урук)"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/png","filename":"-----.png","filesize":1047238,"height":759,"pic_id":57181,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/05/13/-----.jpeg","width":549}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Фрагмент женской головы из белого мрамора из Урука является выдающимся достижением для столь раннего времени. Блестящий твердый камень, из которого была вырезана голова, приходилось доставлять в Урук за большие деньги, и шумеры использовали камень экономно."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Хотя предмет был найден в священном месте богини Инанны, он неизвестен. Многие ученые предположили, что это лицо - изображение Инанны, но на нем может быть изображена смертная женщина, возможно, жрица."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true,"italic":true},"string":"Ваза Варка (Урук)"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/png","filename":"1212.png","filesize":973228,"height":1092,"pic_id":57184,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/05/13/1212.jpeg","width":604}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Шумеры, пионеры во многих областях, также, возможно, были первыми, кто использовал картинки для рассказывания историй. Шумерское повествовательное искусство выходит далеко за рамки пробных попыток художников каменного века. Так называемая ваза из Урука (современная Варка) является первым известным произведением повествовательной рельефной скульптуры. Найденный в храмовом комплексе Инанны, он изображает религиозный праздник в честь богини."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Скульптор разделил рельефы вазы на несколько полос (также называемых регистрами или фризами). Этот новый вид композиции знаменует собой значительный разрыв с бессистемным размещением фигур, характерным для более раннего искусства. На самом деле художники и сегодня используют подобную технику в измененной форме в комиксах."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Самая нижняя полоса показывает урожай над волнистой линией, представляющей воду. Затем идет полоса с овцами и баранами — в строгом соответствии с подходом к представлению животных, которому тогда было около 20 000 лет. Зерновые культуры и чередующиеся животные мужского и женского пола были основными товарами шумерской экономики, но они также ассоциировались с плодородием. Они подчеркивают, что Инанна благословила жителей Урука хорошим урожаем и увеличила стада."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Процессия обнаженных мужчин заполняет полосу в центре вазы. Мужчины несут корзины и кувшины, переполненные земным изобилием. Они преподнесут свою щедрость богине в качестве обетного подношения (дар благодарности божеству, обычно делаемый во исполнение обета). Интервал между каждой фигурой не предполагает перекрытия. Мужчины Урука представляют собой сочетание фронтального и профильного видов. Художник указал те части человеческого тела, которые необходимы для передачи человеческого облика, и избегал положений, позиций или взглядов, которые могли бы скрыть характерные части. Например, если бы фигуры были в строгом профиле, рука и, возможно, нога были бы скрыты. Искусствоведы называют этот характерный ранний подход к изображению концептуальным (в отличие от оптического), потому что художники, которые его использовали, не фиксировали непосредственный, мимолетный аспект фигур. Вместо этого они отображали отличительные и фиксированные свойства человеческого тела. Фундаментальные формы фигур, а не их случайное появление, продиктовали выбор художником композиционного вида как наилучшего способа представления человеческого тела."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В самой верхней полосе изображена женская фигура в высоком рогатом головном уборе рядом с двумя большими шестами, которые являются знаком богини Инанны (некоторые ученые считают, что эта женщина - жрица, а не сама богиня). Обнаженная мужская фигура приносит большой сосуд, до краев наполненный подношениями, которые должны быть помещены в святилище богини. В крайнем правом углу и едва виден - это лишь частично сохранившийся одетый человек. Рядом с ним находится ранняя пиктограмма шумерского чиновника, которого обычно, хотя и двусмысленно, называют “царем-жрецом”, то есть одновременно религиозным и светским лидером. Больший рост царя-жреца и Инанны по сравнению с носителями подношений указывает на их большую важность, условность, называемую иерархией масштаба. Некоторые ученые интерпретируют эту сцену как символический брак между царем-жрецом и богиней."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true,"italic":true},"string":"Статуэтки Эшнунны"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/png","filename":"321.png","filesize":682679,"height":811,"pic_id":57187,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/05/13/321.jpeg","width":551}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Дальнейшее представление о шумерских религиозных верованиях и ритуалах можно получить из тайника со скульптурами, погребенными под полом храма в Эшнунне (современный Телль-Асмар). Вырезанные из мягкого гипса и инкрустированные ракушками и черным известняком, статуэтки имеют размеры от 30 до 70 метров в высоту."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Все статуэтки изображают смертных, а не божеств, со сложенными перед грудью руками в молитвенном жесте, обычно держащими маленькие мензурки, которые шумеры использовали в религиозных обрядах. Сотни подобных были найдены в храмовом комплексе в Эшнунне. Мужчины носят пояса и юбки с бахромой. У большинства из них бороды и волосы до плеч. Женщины носят длинные одежды с обнаженным правым плечом."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Скульпторы использовали для фигур простые формы, в основном конусы и цилиндры. Статуэтки не являются портретами в строгом смысле этого слова, но скульпторы действительно различали физические типы."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true,"italic":true},"string":"Стела стервятников"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/png","filename":"34343.png","filesize":939124,"height":689,"pic_id":57188,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/05/13/34343.jpeg","width":713}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Города-государства древнего Шумера часто воевали друг с другом, и тема войны - так же присутствовала в искусстве."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Стела стервятников представляет собой историческое повествование с клинописными надписями, заполняющими почти каждое пустое место на стеле. Надписи показывают, что данная стела показывает победу правителя Лагаша над соседним городом-государством Умма. Стела имеет рельефы с обеих сторон и получила свое прозвище от фрагмента с ужасной сценой, когда стервятники уносят отрубленные головы и руки поверженных вражеских солдат. На другом фрагменте изображена гигантская фигура местного бога Нингирсу, который держит крошечных врагов в сети и бьет одного из них булавой по голове."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Несмотря на фрагментарное состояние,стела представляет собой экстраординарный документ, не только как очень ранняя попытка запечатлеть исторические события в рельефе, но и благодаря тому, что она дает представление о шумерском обществе."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[0,479]}
Комментарии 0