21 апр 2022 · 16:24    
{"document":[{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Вместо введения."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["heading1"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Перед вами первая часть цикла статей, посвященных истории искусства."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Статьи данного цикла будут строиться прежде всего на \"демонстрации\" видных предметов искусства рассматриваемого периода, или государства."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"И первый период, нами рассматриваемый - это период палеолита."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Приятного чтения."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"***"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["heading1"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Несколько тысячелетий, последовавших за 30 000 годом до н.э., ознаменовались мощным всплеском творчества первых людей. Произведения, созданные народами периода палеолита, отличаются удивительным разнообразием. Они варьируются от простых ожерелий из раковин до человеческих и животных статуэток из дерева, слоновой кости, глины и камня, от первых картин до рельефных скульптур, покрывающих огромные поверхности стен пещер."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В период палеолита человечество перешло от распознавания человеческих и животных форм в естественной среде к представлению людей и животных. Масштабность этого достижения невозможно преувеличить."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Африка."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["heading1"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Некоторые из самых ранних обнаруженных картин родом из Африки, и, подобно драгоценному камню в форме лица, найденному в Макапансгате, древнейшие африканские картины были переносными предметами."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true,"italic":true},"string":"Пещера Аполлона-11."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/png","filename":"Безымянный.png","filesize":403854,"height":406,"pic_id":44150,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/04/21/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9.jpeg","width":554}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В период с 1969 по 1972 год ученые, работавшие в пещере Аполлона-11 в Намибии, обнаружили семь фрагментов каменных табличек с нанесенными на них красками. На этих табличках были изображены различные животные. В большинстве случаев, включая пример, проиллюстрированный здесь, вид того или иного животного невозможно точно определить. По мнению ряда исследователей, данные таблички датируются примерно 23 000 годом до нашей эры."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Как и любой художник в любую эпоху и в любой среде, художник табличек из пещеры Аполлона-11 должен был ответить на два вопроса, прежде чем приступить к работе: какой будет тема моей работы и как она будет выглядить? В искусстве палеолита почти универсальным ответом на первый вопрос были животные. Художники и скульпторы эпохи палеолита изображали людей нечасто, а мужчин - почти никогда. Что же касается ответа на второй вопрос... Художники представляли практически каждое животное на каждой картине эпохи палеолита, мезолита и неолита в одной и той же манере — в строгом профиле. Вид спереди скрыл бы большую часть тела. Прошло очень много времени, прежде чем художники придали какое-либо значение “разнообразию” или “оригинальности”, будь то в выборе темы или в манере представления. Целью первых художников было создать убедительный образ предмета."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Западная Европа."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["heading1"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Еще более древними, чем намибийские таблички, являются некоторые из первых скульптур и картин Западной Европы, о них мы сейчас поговорим."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true,"italic":true},"string":"Венера из Виллендорфа."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/png","filename":"111111111.png","filesize":862521,"height":803,"pic_id":44161,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/04/21/111111111.jpeg","width":528}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Подавляющее большинство доисторических скульптур изображают либо животных, либо людей, при том, почти исключительно женщин, которых художники и скульпторы почти неизменно изображали обнаженными. Когда археологи впервые обнаружили палеолитические статуэтки женщин, они назвали их “Венерами” в честь греко-римской богини красоты и любви, которую художники обычно изображали обнаженной. Правда, сомнительно, чтобы статуэтки Древнего каменного века представляли какие-либо божества."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Одной из старейших и самых известных доисторических женских фигурок является крошечная статуэтка женщины из известняка, которая долгое время была известна как Венера Виллендорфская после ее находки в Австрии. Ее почти шарообразная форма необычна, что отчасти является результатом реакции скульптора на естественную форму камня, выбранного для резьбы. Анатомическое преувеличение подсказало многим, что эта и подобные статуэтки служили изображениями плодородия. Но существуют и другие палеолитические каменные женщины гораздо более стройных пропорций, и смысл этих изображений так же неуловим, как и все остальное в искусстве палеолита. Тем не менее, преобладание женских фигур над мужскими в Древнем каменном веке, по-видимому, указывает на озабоченность женщинами, чьи способности к деторождению обеспечивали выживание вида."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"По крайней мере, ясно одно. Скульптор Венеры Виллендорфской не стремился к натурализму в форме и пропорциях. Как и в случае с большинством палеолитических фигур, скульптор не вырезал никаких черт лица. Здесь резчик предположил только копну вьющихся волос или, как недавно утверждали некоторые исследователи, шляпу, сотканную из растительных волокон, что свидетельствует об искусстве изготовления текстиля на очень ранней стадии человеческой истории. В любом случае акцент делается на женской анатомии. Груди женщины из Виллендорфа огромны, намного больше, чем крошечные предплечья и кисти."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true,"italic":true},"string":"Женщина из Лаусселя."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/png","filename":"4444444.png","filesize":1028228,"height":826,"pic_id":44162,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/04/21/4444444.jpeg","width":553}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Вероятно, более поздней по времени, чем Венера Виллендорфская, является женская фигура из Лосселя во Франции. Женщина из Лаусселя - одна из самых ранних известных рельефных скульптур. Скульптор использовал каменное долото, чтобы из относительно плоской поверхности большого камня создать четкое изображение женщины."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Данное творение - один из многих примеров искусства под открытым небом эпохи палеолита. Распространенные представления о том, что древние люди жили исключительно в пещерах и что все палеолитическое искусство происходит из темных пещер, являются ложными."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true,"italic":true},"string":"Рисунки Альтамира."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/png","filename":"=====.png","filesize":1095538,"height":750,"pic_id":44167,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/04/21/.jpeg","width":550}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Первые образцы наскальных рисунков были случайно найдены археологом-любителем в 1879 году в Альтамире, Испания. Дон Марселино Санс де Саутуола исследовал пещеру, где он уже нашел образцы кремня и резной кости. Его маленькая дочь Мария была с ним, когда они достигли камеры примерно в 26 метрах от входа в пещеру. Поскольку было темно, а потолок пещеры находился всего в несколько десятков сантиметров над головой отца, ребенок был первым, кто разглядел темные фигуры нарисованных зверей на крыше пещеры. Санс де Саутуола был уверен, что бизон, нарисованный на потолке пещеры, относится к доисторическим временам. Профессиональные археологи, однако, усомнились в подлинности этих работ, и на Лиссабонском конгрессе по доисторической археологии в 1880 году они официально признали картины подделками. Но к концу столетия были обнаружены другие пещеры с расписными стенами, частично покрытыми отложениями полезных ископаемых, на накопление которых потребовались бы тысячи лет. Это окончательно убедило скептиков в том, что первые картины относятся к эпохе гораздо более древней, чем они когда-либо могли себе представить."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Возраст бизонов в Альтамире составляет от 13 000 до 14 000 лет. Каждый из бизонов Альтамиры изображен в профиль, будь то живой и стоящий или свернувшийся калачиком на земле (вероятно, мертвый, хотя это оспаривается; одно из предположений состоит в том, что эти бизоны рожают)."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Кажется, что данные безоны почти парят над головами зрителей, как облака в небе. На рисунке нет ни декораций, ни фона, ни указания на место. Художника эпохи палеолита совершенно не интересовало, где находятся животные или как они связаны друг с другом. Вместо этого потолок украшают несколько отдельных изображений бизонов, возможно, нарисованных в разное время, и каждое из них настолько полно и информативно, насколько это возможно."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true,"italic":true},"string":"Рисунки пещеры Ласко."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/png","filename":"Ласко.png","filesize":1731370,"height":642,"pic_id":44169,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/04/21/%D0%9B%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%BE.jpeg","width":939}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Пещера Ласко, пожалуй, самая известная пещера эпохи палеолита. Она богато украшена, но большинство картин находятся в сотнях метров от любого входа, вдали от дневного света. Самой большой нарисованной областью в Ласко является так называемый Зал Быков. Многие из них представлены цветными силуэтами, как в Альтамире, другие были созданы только по контуру. На стенах пещеры Ласко бок о бок можно увидеть два основных подхода к рисованию и живописи, неоднократно встречавшихся в истории искусства палеолита."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Возможно, самая загадочная картина в палеолитических пещерах Европы находится глубоко в пещере Ласко, где мужчина (в отличие от женщины) делает одно из своих самых ранних появлений в доисторическом искусстве. Слева, двигаясь влево, изображен носорог, выполненный со всем искусным вниманием к деталям животного, обычно встречающимся в наскальной живописи. Под его хвостом находятся два ряда из трех точек неопределенного значения. Справа изображен бизон, также обращенный влево, но нарисованный более схематично, вероятно, кем-то другим. Второй художник, тем не менее, успешно изобразил ощетинившуюся ярость животного, чьи внутренности свисают с него тяжелым кольцом. Между двумя зверями находится с птичьим лицом (возможно в маске) человек с вытянутыми руками и кистями всего с четырьмя пальцами. Человек изображен с гораздо меньшей тщательностью и детализацией, чем любое другое животное. Позиция этого человека неоднозначна. Он ранен, мертв или просто откинут назад и невредим? Он или носорог серьезно ранили бизона? Какое животное, если таковое имеется, сбило человека с ног, если он действительно лежит на земле? Связаны ли эти три изображения вообще? Исследователи ни в чем не могут быть уверены, но если художник разместил фигуры рядом друг с другом, чтобы рассказать историю, то это свидетельствует о создании сложных повествовательных композиций с участием людей и животных гораздо раньше, чем кто-либо мог себе представить."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Тем не менее, важно помнить, что даже если бы художник намеревался рассказать историю, очень немногие люди смогли бы ее “прочитать”. Картина, расположенная в глубокой части пещеры, очень труднодоступна, и ее можно было увидеть только при мерцающем свете лампы. Как и все искусство эпохи палеолита, сцена в пещере Ласко остается загадочной."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[308,729]}
Комментарии 0