19 май 2022 · 10:06    
{"document":[{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Искусство Аккада."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["heading1"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В 2332 году до н.э. Шумер попал под власть Саргона Аккадского (2332-2279 гг. до н.э.). Археологам еще предстоит определить точное местонахождение города Аккад, но он точно находился в непосредственной близости от Вавилона. Аккадцы были семитами по происхождению, то есть они были ближневосточным народом, говорившим на языке, родственном ивриту и арабскому. Их язык, аккадский, полностью отличался от языка шумеров, но они использовали шумерские клинописные знаки для своих документов. При Саргоне (чье имя означает “истинный царь”) и его последователях аккадцы ввели новую концепцию королевской власти, основанную на непоколебимой верности царю. Во время правления внука Саргона Нарам-Сина (2254-2218 гг. до н.э.) правители городов считались простыми слугами царя, который, в свою очередь олицетворялся как правитель всей Земли, сродни богу. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true,"italic":true},"string":"\"Голова\" Саргона Аккадского"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/png","filename":"1.png","filesize":675496,"height":738,"pic_id":60295,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/05/19/1_D0z1wWL.jpeg","width":553}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Великолепная медная голова аккадского царя, найденная в Ниневии, воплощает эту новую концепцию абсолютной монархии. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Голова - это все, что сохранилось от статуи, которая была уничтожена в древности, возможно, когда мидяне, народ, занимавший земли к югу от Каспийского моря, разграбивший Ниневию в 612 году до н.э. На голове есть признаки преднамеренного нанесения увечий. Чтобы сделать политическое заявление, ей \"выкололи\" глаза (когда-то инкрустированные драгоценными или полудрагоценными камнями), отломали нижнюю часть бороды и \"отрезали\" уши. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Тем не менее, величественное спокойствие, достоинство и авторитет царя очевидно выражены. Так же мастерски скульптор уравновешивает натурализм и абстракцию. Он тщательно наблюдал и запомнил отличительные черты человека - профиль носа и длинную вьющуюся бороду — и блестяще передал различную текстуру плоти и волос, даже контрастные текстуры усов, бороды и заплетенных в косу волос на макушке головы. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Не менее примечателен тот факт, что это скульптура из пустотелого металла в натуральную величину, одна из самых ранних известных нам. Голова демонстрирует утонченное мастерство мастера в литье и полировке меди, а также в гравировке деталей. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true,"italic":true},"string":"Стела Нарам-Сина"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/png","filename":"2.png","filesize":873148,"height":882,"pic_id":60294,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/05/19/2_0W6aN24.jpeg","width":478}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Божественная власть, на которую претендовали цари Аккада, также очевидна на победной стеле Нарам-Сина, установленной в Сиппаре. Стела увековечивает его победу над луллубеями, народом иранских гор на востоке. Надпись на ней сделана дважды: один раз в честь Нарам-Сина, а другой раз эламским царем, который захватил Сиппар в 1157 году до н.э. и увез стелу в качестве трофея в Сузы на юго-западе Ирана, где она и была найдена. На стеле внук Саргона ведет свою победоносную армию вверх по склонам горы. Его поверженные враги бегут, умирают или молят о пощаде. Король стоит один, намного выше своих людей, наступая на тела двух павших луллубеев. Он носит рогатый шлем, символизирующий божественность. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Войска Нарам-Сина маршируют в гору позади него стройными рядами, что свидетельствует о дисциплине и организованности аккадских войск. Враг, напротив, находится в замешательстве, изображен в самых разнообразных позах. Аккадский творец придерживался старых традиций во многих деталях, особенно изображая царя и его солдат в сложных ракурсах и надевая фронтальный двурогий шлем на голову Нарам-Сина в профиль. Но скульптор продемонстрировал смелое новаторство в создании ландшафтной обстановки для истории и размещении фигур на последовательных ярусах внутри этого ландшафта. Впервые художник отказался от стандартного способа изложения истории в серии горизонтальных регистров, композиционной формулы, которая была правилом на протяжении тысячелетия. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"От Аккада до Ассирии."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["heading1"]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/png","filename":"3.png","filesize":614330,"height":309,"pic_id":60293,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/05/19/3_9Koo2BA.jpeg","width":1078}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Около 2150 года до н.э. горный народ гутии положил конец власти Аккада. Однако города Шумера вскоре объединились и восстали протиы гутиев, изгнав их из Месопотамии и основали неошумерское государство, управляемое царями Ура. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В эту эпоху, которую историки называют Третьей династией Ура, в Уре был построен зиккурат, один из крупнейших в Месопотамии. Построенный примерно на тысячелетие позже, чем в Уруке, зиккурат в Уре намного величественнее. Его основание представляет собой сплошную массу сырцового кирпича высотой 15 метров. Для облицовки всего памятника строители использовали обожженный кирпич, уложенный в битум. Три пандусообразные лестницы по сто ступеней каждая сходятся к воротам, обрамленным башней. Оттуда еще один лестничный пролет, вероятно, вел к собственно храму, который не сохранился для наших дней. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Возрождение Шумера было недолгим. Последний из царей Третьей династии Ура пал от рук эламитов, правивших территорией к востоку от реки Тигр. Следующие два столетия стали свидетелями возрождения традиционной месопотамской политической модели, состоящей из нескольких независимых городов-государств, существующих бок о бок. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Вавилон был одним из таких городов-государств, пока его самый могущественный царь Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) не подчинил своей воле всю южную Месопотамию. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Хаммурапи был знаменит своими завоеваниями. Но также он известен своим кодексом законов, который предписывал наказания за все, от прелюбодеяния и убийства до вырубки деревьев. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true,"italic":true},"string":"Львиные ворота (Хаттуса)."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/png","filename":"4.png","filesize":875056,"height":493,"pic_id":60292,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/05/19/4_XtK8k0B.jpeg","width":761}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Созданная Хаммурапи Вавилонская империя пала под натиском хеттов, анатолийского народа, который завоевал и разграбил Вавилон около 1595 года до нашей эры. Однако, хетты не стали подчинять Вавилон себе, а ушли на свою родину, оставив город на разграбление местным племенам. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Остатки сильно укрепленной столицы хеттов все еще можно увидеть в Хаттусе, Турция. Построенные из больших каменных блоков — разительный контраст с кирпичной архитектурой Месопотамии — стены и башни хеттов эффективно защищали их от нападений. Особенностью здесь являются как бы охраняющие ворота к цитадели Хаттусы два огромных льва. Их просто вырезанные передние четверти выступают из массивных каменных блоков по обе стороны от входа. Эти звери-хранители являются ранними примерами того, что должно было отразиться на многих ближневосточных государствах. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Идея защиты города, дворца, храма или гробницы от зла путем помещения диких зверей или фантастических монстров перед входом не была уникальной для ближневосточного мира. Примеров предостаточно в Египте, Греции, Италии и других странах. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true,"italic":true},"string":"Статуя Напир-Асу (Элам)"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/png","filename":"5.png","filesize":637424,"height":776,"pic_id":60291,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/05/19/5_LM1pD5R.jpeg","width":449}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"К востоку от Шумера, Аккада и Вавилона находился Элам. Во второй половине второго тысячелетия до нашей эры Элам достиг пика своего политического и военного могущества. В это время эламиты были достаточно сильны, чтобы разграбить Вавилонию и унести стелы Нарам-Сина и Хаммурапи и выставить их в качестве военной добычи в своей столице Сузах. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В руинах Суз археологи обнаружили бронзово-медную статую в натуральную величину царицы Напир-Асу, жены одного из самых могущественных эламских царей Унташ-Напириша. Статуя весит полторы тонны даже в своем фрагментарном и изуродованном состоянии. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В данной статуе снова проявляется месопотамский стиль к цилиндрическому объему. Плотный силуэт, строгая фронтальность и крепко скрещенные руки, прижатые к телу, - все это устойчивые характеристики, общие для шумерских статуй. Тем не менее, в рамках этих жестких условностей формы и позы эламскому мастеру удалось создать утонченности, которые, должно быть, появились в результате пристального наблюдения. Скульптор передал женственную мягкость рук и бюста, гибкий и спокойный изгиб запястья, а также узорчатую ткань платья. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Искусство Ассирии."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["heading1"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В первой половине первого тысячелетия до нашей эры грозные ассирийцы победили различные воинственные народы, пришедшие на смену вавилонянам и хеттам, в том числе эламитов, столицу которых Сузы они разграбили в 641 году до нашей эры. Ассирийцы получили свое название от Ассура, города на реке Тигр в северном Ираке, названного в честь бога Ашшура. На пике своего могущества ассирийцы правили империей, простиравшейся от реки Тигр до Нила и от Персидского залива до Малой Азии."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/png","filename":"6.png","filesize":872071,"height":543,"pic_id":60290,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/05/19/6_ElJnOfi.jpeg","width":819}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Королевская цитадель Саргона II (721-705 гг. до н.э.) в Дур-Шаррукине своим амбициозным планом демонстрирует уверенность ассирийских царей в их всепобеждающей мощи. Ее мощные оборонительные стены также отражают общество, которое всегда боялось нападения в период почти постоянных войн. Площадь города составляет около двух с половиной квадратных километров. Дворец, возвышавшийся на холме высотой 15 метров, занимал площадь около 25 акров и имел более 200 внутренних дворов и комнат. Прямоугольные залы с деревянными крышами были сгруппированы вокруг квадратных и прямоугольных дворов. За главным внутренним двором находились жилые покои короля, который принимал иностранных эмиссаров в длинном, высоком, ярко раскрашенном тронном зале. Все посетители входили с другого большого двора, где вдоль стен выстроились фигуры короля и его придворных в натуральную величину. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Саргон II считал свой город и дворец выражением своего величия. Ассирийцы культивировали представление о себе как о безжалостных к любому, кто осмеливался противостоять им, хотя они были снисходительны к тем, кто подчинялся их воле. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В дополнение к комплексу внутренних дворов, тронного зала, парадных покоев, служебных помещений и караульных помещений, которые составляли дворец, цитадель включала в себя большой зиккурат и шесть святилищ для шести различных богов. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true,"italic":true},"string":"Дворец Ашшурнацирапала 2"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/png","filename":"7.png","filesize":1228247,"height":423,"pic_id":60289,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/05/19/7_KaVllIR.jpeg","width":1137}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Для своих дворцовых стен ассирийские цари заказали обширную серию расписных повествовательных рельефов, возвеличивающих царскую власть. Степень документальной детализации данных рельефов не имеет аналогов в древнем мире до Римской империи. Один из самых ранних и обширных циклов рельефов находиться во дворце Ашурнацирапала II (883-859 гг. до н.э.) в Калху. По всему дворцу гипсовые рельефы покрывали нижние части стен из сырцового кирпича. Каждый рельеф прославлял царя и имел надпись с именем царя и описанием его достижений. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"На представленном здесь рисунке, вероятно, изображен эпизод, произошедший в 878 году до н.э., когда Ашурнацирапал загнал войска своего врага в реку Евфрат. На рельефе два ассирийских лучника пускают стрелы в убегающего врага. Три вражеских солдата находятся в воде. Один плывет со стрелой в спине. Двое других пытаются доплыть до безопасного места. Их пункт назначения - форт, где их ждут соотечественники. Художник показал форт так, как если бы он находился посреди реки, но он, конечно, должен был находиться на суше, возможно, на некотором расстоянии от того места, где беглецы вошли в воду. Цель художника состояла в том, чтобы рассказать историю четко и экономно. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true,"italic":true},"string":"Дворец Ашшурбанипала"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/png","filename":"8.png","filesize":1394005,"height":475,"pic_id":60288,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/05/19/8_5Qvymjl.jpeg","width":1139}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Два столетия спустя скульпторы вырезали охотничьи рельефы для ниневийского дворца завоевателя эламских Суз Ашшурбанипала (668-627 гг. до н.э.). Ассирийцы, как и многие другие общества до и после, считали доблесть в охоте мужественной добродетелью наравне с успехом в войне. Однако королевская охота проходила не в дикой природе, а в контролируемой среде, обеспечивая безопасность и успех короля. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"На представленном фото львы, выпущенные из клеток на большой закрытой арене, нападают на короля, который в своей колеснице и со своими слугами вонзает копье в свирепого хищника. Вокруг царской колесницы уже лежат мертвые и/или умирающие животные, пронзенные стрелами. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Художник блестяще изобразил напряженные мышцы, вздувшиеся вены, морщинистую кожу морд и приплюснутые уши сильных и дерзких зверей. Весь вид превращает сцену резни в своего рода героическую трагедию, главными героями которой являются львы. Однако маловероятно, что у королевских художников было какое-либо иное намерение, кроме как прославить своего правителя, показав, как царь людей сражается с царем зверей и неоднократно побеждает его. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Ассирийская империя никогда не была очень крепкой, и большинству ее царей приходилось бороться с восстаниями на обширных территориях Ближнего Востока. Частые восстания, по-видимому, истощили ресурсы Ассирии. В последние годы правления Ашшурбанипала империя начала распадаться. При его преемниках она рухнула от одновременного натиска мидян с востока и восставших вавилонян с юга. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Неовавилонские цари правили бывшей Ассирийской империей вплоть до персидского завоевания. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"От Вавилона к Персии. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["heading1"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Самым известным из неовавилонских царей был Навуходоносор II (604-562 гг. до н.э.), о подвигах которого повествует библейская книга Даниила. Навуходоносор вернул Вавилону его статус одного из величайших городов древности. Знаменитые висячие сады города входили в число Семи чудес древнего мира. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true,"italic":true},"string":"Ворота Иштар (Вавилон) "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/png","filename":"9.png","filesize":1047783,"height":559,"pic_id":60287,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/05/19/9_4gHNmtw.jpeg","width":794}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Вавилон Навуходоносора был знаменит многим, но в особенности воротами Иштар. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Эти ворота состоят из большого дугообразного (арочного) проема, окруженного башнями, и украшены глазурованными кирпичами с лепными рельефами животных, реальных и воображаемых. Каждый вавилонский кирпич был отлит и покрыт глазурью отдельно, а затем установлен в правильной последовательности на стене. На воротах Иштар чередуются профильные фигуры Мардука, дракона Набу и быка Адада. Вдоль процессионной дорожки, ведущей к воротам, были выложены рельефы священного льва Иштар, покрытые желтой, коричневой и красной глазурью на синем фоне. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"---------------------------------- "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" "},{"type":"string","attributes":{"href":"https://sponsr.ru/fmi_vz/"},"string":"Также, для тех, кому не жалко 100 рублей в месяц, предлагаю свой проект на Спонсоре. В данный момент там только одна статья по истории Египта. В ближайшую неделю будет еще одна."},{"type":"string","attributes":{},"string":" "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[20,863]}
Комментарии 1