18 апр 2022 · 12:51    
{"document":[{"text":[{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"Примечание:"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"Данная статья - перевод эссе из энциклопедии Империализм и анти-империализм\", и описывает историю реакционной идеологии еврейской мелкой буржуазии и интелигенции, ее влияние на политику. В данной статье абсолютно нет антисемитизма."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Пара слов о сионизме"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["heading1"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Современный сионизм - это движение, стремящееся к созданию еврейского государства. Идея обрела свою нынешнюю форму в работе австрийского журналиста Теодора Герцля, который, освещая Дело Дрейфуса во Франции (1894) и сопровождающий его антисемитизм в своей статье, пришел к выводу, что евреи никогда не смогут успешно интегрироваться в европейское общество. Поэтому в эпоху, когда национальные государства были преобладающей формой политической организации, евреям было нужно собственное национальное государство. Герцль изложил свое видение еврейского государства в своей книге Der Judenstaat, впервые опубликованной в 1896 году."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Важным для темы империализма является тот факт, что мотивом сионизма были долгие испытания и невзгоды европейских евреев. Герцль основал Всемирную сионистскую организацию (1897), но ее членами были почти исключительно европейские евреи. Важным вопросом было то, где могло бы находиться еврейское государство. О Европе не могло быть и речи. На протяжении многих лет будут обсуждаться различные территории в Африке и Южной Америке. Однако по мере роста организации она сосредоточилась на Палестине, на тот момент входившей в состав Османской империи."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Герцль и его преемники знали, что где бы ни было создано еврейское государство, оно будет империалистическим предприятием. В конце концов, весь проект, ориентированный на европейское еврейство, означал переселение большого числа европейцев на неевропейскую землю. Герцль и его коллеги-сионисты в то время не считали, что в этом нет ничего плохого, потому что девятнадцатый век был временем европейской имперской экспансии и, таким образом, представлял собой внешнеполитическую норму той эпохи. В этом случае сионистские лидеры, пришедшие к власти после безвременной смерти Герцля в 1904 году (Хаим Вейцман и Давид Бен-Гурион и др.), сосредоточили свои усилия на поиске союзника, который мог бы способствовать достижению цели в процессе ее собственной имперской экспансии."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В конце концов они нашли такого союзника в Британской империи. Можно утверждать, что британцы были самыми агрессивными и успешными империалистами того времени. Однако, в период Первой мировой войны, они стали нуждаться в союзниках. Мы знаем, почему сионисты стремились к этому союзу, но почему британцы благосклонно отнеслись к сионистским инициативам?"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Еще в 1917 году исход Первой мировой войны был под вопросом. Англичане и французы были загнаны в тупик на Западном фронте. В сложившихся обстоятельствах британцы искали помощи практически везде, где только могли ее найти. Из-за воображаемого всемирного влияния евреев такие люди, как премьер-министр Дэвид Ллойд Джордж и министр иностранных дел Артур Джеймс Бальфур, убедили себя, что сионисты могут помочь победить. Многие из британских лидеров также были теми, кого мы сегодня назвали бы христианскими фундаменталистами, и поэтому верили, что современные евреи на самом деле были потомками древних евреев и поэтому имели библейское предназначение вернуться в Палестину. Наконец, поскольку британцы рассматривали возможность завоевания Османской империи (военного союзника Германии), они предполагали обеспечить безопасность восточного фланга Суэцкого канала, завладев Палестиной. Таким образом, основа для сделки между сионистами и британскими империалистами существовала. Как же было оформлено партнерство?"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Декларация Бальфура"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["heading1"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Партнерство между британским правительством и сионистами было закреплено в документе, известном как Декларация Бальфура. Она была издана 2 ноября 1917 года сэром Артуром Джеймсом Бальфуром, министром иностранных дел Великобритании. Он сделал это от имени военного кабинета премьер-министра Дэвида Ллойд Джорджа. Декларация гласила следующее:"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"\"Правительство Его Величества благосклонно относится к созданию в Палестине национального очага для еврейского народа и приложит все усилия для содействия достижению этой цели, при этом четко понимается, что не должно быть сделано ничего, что могло бы нанести ущерб гражданским и религиозным правам существующих нееврейских общин в Палестине, или права и политический статус, которыми пользуются евреи в любой другой стране\"."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["quote"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В меморандуме британскому кабинету министров от 1923 года министр по делам колоний лорд Кавендиш описал Декларацию Бальфура как \"военную меру\", предпринятую в \"момент крайней опасности для дела союзников\". И все же весь этот эпизод отражал империалистическое мышление того времени. Европейское правительство (Великобритания) обязалось пообещать частной западной организации (Всемирной сионистской организации) открытый доступ на территорию неевропейского правительства (Османской империи). На самом деле никогда не было продемонстрировано, что сионисты выполнили свою часть сделки по Декларации Бальфура, и мы можем сравнить это с прагматичной сделкой, заключенной британцами примерно в то же время с шерифом Мекки о поддержке независимого арабского государства на большей части арабских земель к востоку от Суэца в обмен на военную помощь против турок. Арабы, безусловно, выполнили свою часть сделки, предприняв неоднократные нападения на османские войска на протяжении всей войны. Тем не менее, в конце концов британцы отказались от арабов и ограничили арабскую независимость Аравией, превратив остальные арабские земли в придатки Британской и Французской империй. С другой стороны, британцы без колебаний выполнили свое обещание сионистам содействовать их последующей колонизации Палестины. Это якобы способствовало их имперским целям."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"После войны, Британия и Франция замаскировали расширение своих империй мандатной системой. Системой, с помощью которой европейцы якобы \"обучали\" неевропейцев искусству самоуправления. Идея о том, что европейцы, которые только что развязали самую разрушительную войну в мировой истории, учат неевропейцев политически ответственным действиям, должно быть, показалась арабским лидерам абсурдной."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"На конференции, состоявшейся в Сан-Ремо, Италия, 24-25 апреля 1920 года, Англия и Франция разделили послевоенные мандаты между союзными державами в качестве военной добычи. Британцы сами дали себе мандат на Палестину. Позже Лига Наций, по сути, следуя диктату Франции и Великобритании, утвердит это. Затем британцы добились включения Декларации Бальфура в преамбулу Палестинского мандата. Именно таким образом Декларация Бальфура, которая на самом деле была платой за военные услуги, якобы оказанные Всемирной сионистской организацией, превратилась в то, что полковник Рональд Сторрс, британский губернатор в Иерусалиме в 1917-26 годах, назвал \"высокой и благородной задачей, возложенной на наши плечи голосом наций\"."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"С точки зрения британцев того времени, такого рода разговоры вылились в высокомерные обоснования для осуществления их плана по внедрению евреев в качестве народа-клиента на завоеванной арабской территории. Однако в руках сионистских юристов это вскоре стало главным юридическим обоснованием основания государства Израиль."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Следует отметить, что Декларация Бальфура обещала еврейский национальный дом (который, как утверждают сионисты, был всего лишь эвфемизмом для еврейского государства) в Палестине. Многие сионисты настаивают на том, что это означало всю Палестину, включая Трансиорданию. Это утверждение ставит резолюцию ООН от 29 ноября 1947 года о разделе Палестины в противоречие с Декларацией Бальфура. Для тех, кто утверждает, что Декларация является основой еврейского суверенитета в Палестине, резолюция ООН о разделе является \"незаконной отменой законных прав евреев и права на суверенитет над всей Палестиной\". Именно на этом основании те же самые сионисты настаивают на \"законном праве Израиля сохранить все земли, которые он освободил в ходе Шестидневной войны\", и решительно возражают против любых \"компромиссов\" с арабами. Некоторые сионисты даже готовы убивать глав израильских государств (премьер-министр Ицхак Рабин был убит в 1995 году), основываясь на подозрении в таких компромиссах."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Имперские планы сионистского руководства"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["heading1"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Отношение раннего сионистского руководства к коренному арабскому населению Палестины было типичным для европейских поселенцев. Вот как выразился об этом основатель сионизма Теодор Герцль в дневниковой записи от 12 июня 1895 года: \"Мы должны экспроприировать частную собственность мягко... Мы попытаемся воодушевить нищее население через границу, обеспечив его работой в странах транзита, в то же время отказывая ему в какой-либо работе в нашей собственной стране\". Герцль знал, что экспроприация была обычным поведением колонистов в эпоху европейского господства, и он ожидал, что любое еврейское колониальное образование последует его примеру и этнически очистит большую часть своей территории от неевреев. Герцль не был жестоким человеком и воображал, что эта этническая чистка может быть организована исключительно путем манипулирования экономикой, но те, кто пришел после него, не были такими деликатными."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Европейские евреи, прибывшие в Палестину в обозе британской армии, которая теперь служила средством расширения империи, не учитывали всерьез местных жителей в своих планах. Они стремились создать исключительно еврейское государство, которое, если вообще принимало арабов, то только в качестве дешевой рабочей силы. Это означает, что сионисты никогда не верили (и до сих пор не верят), что у местного населения были какие-либо законные претензии на Палестину. Так получилось, что мы знаем, какова была позиция Палестинцев, потому что она была задокументирована злополучной американской комиссией Кинга-Крейна. В 1919 году эта комиссия установила, что народы Великой Сирии, частью которой была Палестина, хотели самоопределения в рамках независимого арабского государства, обещанного британцами Шарифу Хусейну из Мекки в обмен на его готовность восстать против Османской империи. Это обещание так и не было выполнено."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Неудивительно, что британцы и сионисты столкнулись с растущим сопротивлением. Уже в 1922 году состоялись антиколониальные демонстрации, а в 1929 году произошло крупное восстание, в ходе которого погибли сотни людей. Что для сионистских лидеров, таких как Хаим Вейцман и Давид Бен-Гурион, означало естественное сопротивление империализму, так это то, что палестинцев теперь можно было рассматривать как врагов и антисемитов, и поэтому их изгнание можно было рационализировать как самооборону. Эту позицию даже сегодня занимает Израиль. Последовал ряд предложений по переселению населения."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Одновременно с этим, Британией было принято решение отделить Трансиорданию от собственно Палестины. Это было сделано в 1922 году, чтобы предоставить территорию Абдалле, старшему сыну Шарифа Хусейна. Если арабы не получат свое большое и независимое арабское государство, британцы были готовы предоставить сыновьям Хусейна должности правителей небольших британских государств-клиентов. Таким образом, сын Хусейна Фейсал стал бы королем Ирака, а Абдалла - эмиром Иордании. Отделение Трансиордании от Палестины раздражало сионистов. Даже сегодня некоторые считают, что Иорданию у них \"украли\". Однако Вейцман воспользовался разделением, чтобы предложить перевести палестинцев, живущих к западу от реки Иордан, в Трансиорданию. \"Конечно, если мы не можем пересечь Иордан, то арабы могли бы\", - писал он британскому министру по делам колоний лорду Пассфилду в 1930 году. Позднее, когда сионисты возродили надежду на то, что Трансиордания станет частью будущего еврейского государства, концепция переселения палестинцев была направлена в сторону Ирака и Сирии."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Сионисты оказали давление на британское правительство, чтобы оно рассмотрело план передачи, связав его с успехом плана раздела, выдвинутого Комиссией Пила в 1937 году. Есть некоторые свидетельства того, что британцы были готовы согласиться с этой идеей, и действительно, на встрече между Вейцманом, Бен-Гурионом и министром по делам колоний Ормсби-Гором 28 июня 1937 года последний согласился, что \"арабы в еврейской части [Палестины] должны быть переселены\". По мере того, как все ближе становилось начало новой мировой войны становилось все яснее, британские лидеры отступали от своей пропаганды раздела, чтобы сохранить добрую волю арабов. Но Вейцман никогда не переставал быть сторонником переселения арабов."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Вейцман был отнюдь не одинок в своем стремлении к этнической чистке палестинцев. Его коллега-сионистский лидер, а когда-то и соперник, Давид Бен-Гурион также способствовал этому. На встрече 9 июля 1936 года с сэром Артуром Уошоупом, верховным комиссаром Великобритании в Палестине, Бен-Гурион выступил за депортацию безземельных палестинских крестьян в Трансиорданию. Он использовал почти те же слова, что и Вайцманн. Он сказал Уошоупу, что если Трансиордания закрыта для евреев, \"она, конечно же, не может быть закрыта для арабов\". Год спустя, в 1937 году, Бен-Гурион все еще настаивал на департации, теперь добавив Сирию к Трансиордании в качестве возможного района переселения."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"По мере того как Бен-Гурион развивал эту идею, она расширялась в его сознании. В июле 1937 года он записал в своем дневнике: \"Это принесло бы нам огромную пользу. ...на каждого департированного араба можно было бы поселить четырех евреев\". Кроме того, он вскоре был готов к тому, что палестинским арабам будет насильственно навязана департация. Для Бен-Гуриона принудительная департация как можно большего числа арабов была необходимым шагом к созданию \"истинно еврейского государства\". Он сомневался, что у британцев хватит смелости взяться за такой проект. Однако он был полон решимости, что сионисты сделают это, как только у них появится такая возможность. \"Любые колебания с нашей стороны относительно необходимости этой передачи, любые сомнения с нашей стороны относительно возможности ее достижения, любые колебания с нашей стороны относительно ее справедливости, вероятно, лишат нас исторической возможности, которая больше не повторится\". Ожидаемый Бен-Гурионом момент наступит в конце 1947 года."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"И Вейцман, и Бен-Гурион, а также большая часть сионистского руководства в Палестине были зациклены на нуждах своей группы. Этой группой были евреи-ашкеназы Европы, и эти потребности, по мнению сионистов, могли быть удовлетворены только на арабской земле Палестины. Это означало изменение самой демографической природы этого неевропейского места. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[265,619]}
Комментарии 0