06 апр 2023 · 11:58    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "КОЛЛАЖ К-7 основной.jpg", "filesize": 267835, "height": 664, "pic_id": 510810, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/06/%D0%9A%D0%9E%D0%9B%D0%9B%D0%90%D0%96__%D0%9A-7_%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9.jpeg", "width": 936}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "СССР всегда был богат талантливыми авиаконструкторами. Однако многие их конструкторские новинки, опередившие своё время, оставались недооценёнными. Об одном из таких проектов – детище Харьковского авиационного конструкторского бюро, самолёте "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "К-7"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " и пойдет речь в этой статье."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Автором инновационного проекта по созданию самолета "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "К-7"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " был авиаконструктор Константин Алексеевич Калинин. В современной историографии отечественной авиации он почему то мало известен, более того, как мне кажется, – незаслуженно забыт."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "К.А. Калинин", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Калинин 2.jpg", "filesize": 82135, "height": 605, "pic_id": 510813, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/06/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BD_2.jpeg", "width": 851}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ещё в 1925 году у него родилась идея создать новейшую боевую машину – самолет-гигант. Но перед этим проектом были самолёты серии «К» различного назначения для гражданского воздушного флота, за создание которых в 1930г. Константин Алексеевич Калинин был награждён орденом Трудового Красного Знамени УССР. Особо удачными были К-4 «Санитарный», получивший золотую медаль на III Международной авиационной выставке в Берлине и К-5 пошедший в серийное производство и выпущенный в количестве 260 единиц."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "К.Калинин(справа) у самолёта К-1 К.Калинин(первый слева) у самолёта К-2", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Калинин К.А..jpg", "filesize": 156531, "height": 643, "pic_id": 510819, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/06/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BD_%D0%9A.%D0%90..jpeg", "width": 874}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "К-4 Санитарный. На III Международной авиационной выставке в Берлине удостоен золотой медали.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "К-4 санитарный самолет на III Международной авиационной выставке в Берлине. Удостоен золотой медали..jpg", "filesize": 113080, "height": 443, "pic_id": 510825, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/06/%D0%9A-4_%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82_%D0%BD%D0%B0_III_%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2_2VCrbVR.jpeg", "width": 781}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К 1929 году Калинин сформулировал базовую концепцию проекта самолёта-гиганта, которую после двух лет доработки начал воплощать в жизнь. Большую поддержку он получил от военных, которые видели в самолёте Калинина, прежде всего, бомбардировщик, способный в одно мгновение нанести сокрушительный бомбовый удар по противнику. Конструкция проектируемого Калининым самолета была нова для того времени. Это был самолёт, построенный по принципу «летающего крыла», или, как говорил сам Калинин – всё в крыле."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "К-7", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Без имени.jpg", "filesize": 72867, "height": 735, "pic_id": 510830, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/06/%D0%91%D0%B5%D0%B7_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_ViPqfow.jpeg", "width": 670}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "То что задумал Калинин представляло собой гигантское эллиптическое крыло толстого профиля с размахом крыла 53 м и площадью 452 м², от которого шли две хвостовые балки трехгранного сечения, несущие хвостовое горизонтальное и вертикальное оперения с механизмом для поворота. По оси самолета вперед выступала рубка, где размещались два пилота, штурман, радист и старший механик. Остальные семь членов экипажа располагались в других отсеках самолета и переговаривались между собой по внутренней связи."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1932 году в рекордно сжатые сроки был подготовлен технический проект. Фактически было четыре редакции проекта. Окончательная четвертая редакция была готова к ноябрю 1932г. После её утверждения, всего за 9 месяцев к августу 1933г. был построен первый опытный лётный образец самолёта, получивший индекс "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "К-7"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Натурный макет самолета К-7 в 3-м варианте с четырьмя моторами на крыле и двумя в гондолах шасси.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Натурный макет самолета К-7 в варианте с четырьмя моторами на крыле и двумя на гондолах шасси..jpg", "filesize": 155540, "height": 881, "pic_id": 510837, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/06/%D0%9D%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%82_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B0_%D0%9A-7_%D0%B2_%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B5_%D1%81_%D1%87%D0%B5%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C%D0%BC%D1%8F_%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8_%D0%BD%D0%B0__Eq1G4po.jpeg", "width": 682}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Самолёт имел высокие для того времени параметры и тактико-технические характеристики:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Тактико-технические характеристики К-7"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Экипаж - 12 чел Длина - 28 м Размах крыла - 53 м. Площадь крыла - 452 м² Масса без нагрузки - 21 000 кг Максимальная взлётная масса - 40 000 кг Силовая установка - 7×АМ-34×750л. с. Максимальная скорость - 234 км/ч Практическая дальность полёта - 1000 км Практический потолок - 5500 м Стрелково-пушечное вооружение - 8 пушек калибра 20 мм, 8 пулемётов калибра 7, 62 мм Боевая нагрузка - до 16 600 кг."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Самолёт представлял собой самую настоящую «летающую крепость». В смысле обороны он практически не имел «мёртвых зон», любую точку пространства простреливали как минимум три стрелка. Бомбардировочное оборудование размещалось в крыле. В зависимости от дальности полета бомбовая нагрузка колебалась от 9, 9т. До 16, 6т. При использовании подвесных баков дальность полёта увеличивалась до 2400 км при бомбовой нагрузке 6т. Десантный вариант самолёта был рассчитан на 112 парашютистов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Коллектив создателей самолета К-7. К.Калинин - сидит в центре. 1932г.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "099369765c00cd560c2666af8caba399.jpg", "filesize": 112251, "height": 514, "pic_id": 510846, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/06/099369765c00cd560c2666af8caba399.jpeg", "width": 672}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К-7 проектировался в двух вариантах: военном и гражданском. В пассажирском варианте предусматривалась перевозка 128 пассажиров на расстояние 5000 км. Другой вариант – «люкс», предполагал установку в крыле двухярусных кроватей в 8 пассажирских кабинах на 8 человек каждая, всего 64 спальных места. Там же располагались комфортабельная кают–компания, буфет, кухня и радиорубка."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Испытательный полёт К-7 был назначен на 21 августа 1933г. Накануне первого полёта в Харьков прилетели начальник Главного управления авиационной промышленности (ГУАП) П. И. Баранов и известный лётчик-испытатель Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) М. М. Громов. В первом полёте, продолжавшимся 14 минут самолёт пилотировал летчик-испытатель М. А. Снегирев, а кресло второго пилота занял сам Калинин."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "К.Калинин (в центре) с экипажем испытателей К-7 перед полётом.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "3.jpg", "filesize": 148079, "height": 660, "pic_id": 510848, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/06/3_0EA28bB.jpeg", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Продолжавшиеся ещё два месяца испытания, а налёт за это время составил свыше 5 часов в воздухе, показали неплохие летные качества самолета. Для передачи самолета на госиспытания требовалось снять характеристики скороподъемности и скорости на мерном километре. Замер скорости состоялся в воскресенье 21 ноября 1933 г. Накануне Константин Алексеевич, уезжая на охоту, запретил проводить в выходной день любые испытательные полеты. В этот день и появился неожиданный визитер, представитель Главка из Москвы, и потребовал провести вылет на мерную базу, на так называемый «километраж». В полете на максимальном режиме работы двигателей возник бафтинг хвостовых балок и оперения, вызвавший разрушение лонжерона левой хвостовой фермы, который защемил управление рулём высоты. Самолет перешел в пикирование под углом 30-40° и врезался в землю."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Бафтинг"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " - явление возникновения колебаний хвостовой части самолета из-за попадания вихрей (турбулентного потока) с крыла или впереди расположенных частей самолета. Воспринимается как периодические удары по хвостовому оперению."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В катастрофе из 20 членов испытательной бригады и экипажа погибли 15 человек."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Первый памятник погибшим членам экипажа К-7. 1933г.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "11-k-7-e-18.jpg", "filesize": 163636, "height": 674, "pic_id": 510854, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/06/11-k-7-e-18.jpeg", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для расследования причин катастрофы была создана правительственная комиссия во главе с Наркомом рабоче-крестьянской инспекции, заместителем председателя Совнаркома УССР К. В. Сухомлиным. Государственную техническую комиссию возглавил опытнейший летчик-испытательТаганрогского авиазавода № 31 Василий Маркович Ремезюк, летавший на многих типах тяжелых самолетов. Расследование трагедии велось около полутора месяцев."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Окончательно Актом технической комиссии, утвержденным 17 января 1934г., главной причиной катастрофы определили: "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— недостаточную жесткость хвостовых ферм, которые при работе двигателя № 7 начинали вибрировать (бороться с явлением бафтинга тогда ещё не умели); — форсированное проведение испытаний на скорость, когда следующий пролет делался без анализа данных предыдущего"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Комиссия считает, что имевшие место конструктивно-производственные недочеты самолета К-7 потребуют серьезного пересмотра при постройке нового самолета."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Рассмотрев выводы специалистов, не обнаруживших никаких ошибок в расчетах и конструкции самолета, решением начальника ГУАП Калинину поручили в срочном порядке приступить к строительству двух новых (пассажирский и военный) вариантов К-7 со сроком их вывода на испытания в начале 1935 года. А для их изготовления КБ К. А. Калинина было переведено в Воронеж, где получило новую производственную базу – строящийся Воронежский авиационный завод."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "К.А. Калинин", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Калинин 3.jpg", "filesize": 36316, "height": 588, "pic_id": 510856, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/06/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BD_3.jpeg", "width": 372}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Хочу отметить, что в начале 30-х годов в мире шла отчаянная борьба за лидерство в авиастроении. Особенно сложной и поэтому приоритетной задачей считалось создание тяжёлого самолета, а страна Советов просто обязана была быть впереди всех. Непререкаемым авторитетом, стоящим тогда на вершине самолетостроения СССР, был Андрей Туполев. Под его руководством в то время велась разработка самолёта"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "-"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "гиганта — АНТ-20 «Максим Горький», (который успешно подняли в небо в июне 1934г) и тяжелого шестимоторного бомбардировщика ТБ-4, производство которых он планировал запустить в Воронеже. Появившийся со своим проектом К-7 Калинин невольно перешёл ему дорогу, что вызвало сильнейшую конкуренцию между двумя авиаконструкторами. Разрешил спор Начальник ВВС РККА Я. И. Алкснис, вставший на сторону Туполева."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таким образом, заручившись поддержкой высшего руководства ВВС, Туполев получил приоритет на строительство своих самолётов, как имеющих непосредственное значение для обороны страны, на Воронежском авиазаводе. К-7, конечно же, начали строить, но работы шли крайне медленно, а в 1935 году работы вообще остановили. Явной причиной этого было видимо то, что к середине 30-х годов военным стало ясно, что тихоходные летающие гиганты не соответствуют современным требованиям, предъявляемым к боевой бомбардировочной авиации, их время безвозвратно ушло."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Для справки:"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Американцы приступили к созданию своего тяжелого бомбардировщика в 1934г. Авиаконструкторы Гиффорд Эмери и Эдвард Уэлс, изучив мировой опыт создания такого типа самолетов, выпустили экспериментальный прототип, обозначенный как Модель 299. При испытаниях не обошлось без инцидентов. В октябре 1935г. при выполнении второго оценочного полёта, из-за халатности аэродромного техперсонала прототип потерпел крушение, два человека погибли. После последующих лётных испытаний, решения конструктивных и аэродинамических проблемы и внесения многочисленных важных изменений 31 января 1939 года первый тяжелый бомбардировщик официально был поставлен в ВВС и получил название B-17 «Летающая крепость». Самолёт строился в нескольких модификациях и вариантах, которые значительно отличались конструктивно, составом оборудования и лётно-техническими характеристиками. За период с 1939 по 1945гг. был произведён 12 731 самолёт."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1937 году страну накрыла волна репрессий. Шпиономания и борьба с вредительством развернулась и в оборонной промышленности. 31 марта 1938 г. Константина Алексеевича Калинина арестовали. Следствие шло почти 7 месяцев. Его обвинили в шпионаже, вредительстве, терроре, участии в контрреволюционной организации. 22 октября 1938 г. выездная сессия ВКВС СССР в Воронеже осудила Калинина по статье 58 пп. 6, 7, 8, 11 УК РСФСР и приговорила к высшей мере наказания - расстрелу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "10 августа 1955 г"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " решением Военной коллегии Верховного суда Союза ССР К. А. Калинин был реабилитирован."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Память о Константине Алексеевиче Калинине сохраняется на Харьковском авиационном заводе. В музее при заводе есть обширная экспозиция, посвящённая знаменитому конструктору и его детищу К-7."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Макет К-7 в музейной экспозиции.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "14-k-7-m-2.JPG", "filesize": 112453, "height": 768, "pic_id": 510862, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/06/14-k-7-m-2.jpeg", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В октябре 2008 года для съёмок многосерийного фильма «Дау» на территории Харьковского международного аэропорта, который в 1930-х годах назывался «Основа», была построена декорация К-7 в натуральную величину, из дерева и пластика. По сюжету сериала самолёт уже летает на воздушных линиях Аэрофлота. В фильме на нём будущий академик Лев Ландау прилетает из Москвы в Харьков."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Кадр из фильма \"Дау\". Полноразмерный макет К-7.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Дау 2.jpg", "filesize": 182770, "height": 564, "pic_id": 510867, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/06/%D0%94%D0%B0%D1%83_2.jpeg", "width": 1115}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Самолет К-7 вошел в историю мировой авиации как смелый новаторский шаг в самолётостроении, показал дальновидность замыслов выдающегося авиаконструктора Константина Калинина и его соратников"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": []}], "selectedRange": [10277, 10277]}
Комментарии 1