20 апр 2023 · 18:09    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если прилетите в город Ухту Республики Коми, то направляясь из аэропорта в город, обратите внимание на трубопровод, который идет слева, вдоль дороги. А ещё, где то на полпути, так же слева, недалеко от дороги вы увидите памятную стелу. Установлена она в 1981 году, на табличке надпись "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Газопровод ВОЙ-ВОЖ—УХТА, памятник истории, науки и техники, первый в мире самонесущий самокомпенсирующийся подвесной газопровод»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Стела \"Газопровод ВОЙ-ВОЖ—УХТА, памятник истории, науки и техники, первый в мире самонесущий самокомпенсирующийся подвесной газопровод\". 1981г.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Без имени Газопровод.jpg", "filesize": 165596, "height": 775, "pic_id": 532700, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/20/%D0%91%D0%B5%D0%B7_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%93%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4.jpeg", "width": 965}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Начало строительству этого первого в мировой практике подвесного надземного магистрального газопровода на деревянных опорах было положено в 1946г, в соответствии с решением Правительства за №1187. Но сначала краткий экскурс в историю. Первое газовое месторождение в Коми АССР – Седъёльское, расположенное к юго-востоку от Ухты, было открыто в 1935 г, а в 1942 г. началась его промышленная разработка. Именно здесь возник первый в Советском Союзе газовый промысел. Позднее в этом районе будут открыты ряд других газовых месторождений: в 1943 г. – Войвожское, а в 1945 г. – Нибельское. К этому времени важной проблемой развития нефтегазовой промышленности в регионе стала транспортировка нефти и газа. До открытия Войвожа в республике строились только технологические трубопроводы (внутрипромысловые, заводские и т. п.). Газ был остро необходим Ижемским заводам термической сажи и тепловой электрической станции г. Ухты. Тут то и возникла потребность в строительстве газопровода. Необходимо отметить, что газотранспортная система в СССР в то время находилась в зачаточном состоянии, большого опыта строительства газопроводов не было. К 1940 г. в стране насчитывалось всего 325 км действующих газовых магистралей местного значения. Но, как говорили тогда - для советских людей нет таких преград, которые они не смогли бы преодолеть, а всесильный ГУЛАГ, тем более, мог всё. Так, для выполнения этой задачи, были привлечены все силы Ухтижемлага, в том числе и специалисты, волею судьбы, оказавшиеся за колючей проволокой: Антон Викторович Булгаков, Сергей Иванович Новопавловский и Кирилл Александрович Веревкин. О них я и хочу рассказать."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "А. В. Булгаков"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "А.В.Булгаков (фото из следственного дела) 1930г.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "А.В.Булгаков 1.jpg", "filesize": 48721, "height": 374, "pic_id": 532736, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/20/%D0%90.%D0%92.%D0%91%D1%83%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2_1.jpeg", "width": 596}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Антон Викторович Булгаков родился 2 августа 1879 г. в с. Сабовка Славяносербского уезда Екатеринославской губернии в небогатой дворянской семье. После учебы на механическом отделении Морского инженерного училища им. Императора Николая I начал военную службу в Лазаревском адмиралтействе (судоремонтный завод) в Севастополе. Параллельно с военной службой активно интересовался политикой. В 1902 г. вступил в партию эсеров (социалистов-революционеров). В 1906 г. - первый арест и увольнение с воинской службы. После начала Первой мировой войны вернулся на флот, был главным механиком военного порта в Батуме. В 1922 проходил по делу закавказских эсеров, но был оправдан. Тогда же возглавил Техбюро «Азнефти», затем Бюро по проектированию нефтепровода Баку – Батум, с 1925 – главный инженер «Азнефтестроя». Арестован в 1930, осужден на 10 лет заключения. Был отправлен на строительство нефтепровода Гурьев – Орск, затем освобожден и направлен для работы в трест «Нефтепроект», был главным инженером строительства Одесского крекинг-завода. В 1938 опять вспомнили о его эсеровском прошлом, он повторно арестован и осужден на 5 лет. Но А. В. Булгаков не стал обычным заключенным на лесоповале, его инженерные знания и опыт были востребованы в ГУЛАГе на пользу Родине. До 1941 г. он занимался проектно-сметным делом в Управлении Красноярского лагеря в г. Канске, а затем был этапирован в Чибью (будущий г. Ухта). 20 апреля 1943 г. возглавил проектно-техническую часть лагпункта №17 – Газопромысла Ухтижемлага."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С. И. Новопавловский"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "С.И.Новопавловский", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "С.И.Новопавловский 1.jpg", "filesize": 21010, "height": 422, "pic_id": 532738, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/20/%D0%A1.%D0%98.%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_1.jpeg", "width": 311}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сергей Иванович Новопавловский родился 13 ноября 1909г. в с. Курлак, Аннинского р-на, Воронежской обл. После окончания школы поступил в институт. В северные лагеря Новопавловского привёл тот же путь, что и многих других его современников: пресловутая 58-я статья. Срок он получил в 1935 г. за «агитацию против советской власти». Не «шпионаж», конечно, но неосторожный обмен мнениями в связи с убийством Кирова стоил студенту Воронежского инженерно-строительного института, как раз готовившегося в то время к защите дипломного проекта, десяти лет лагерей. Отбыв несколько лет в Волголаге, Новопавловский был этапирован в Ухтижемлаг. Так он попал в состав инженерной команды проектировавшей газопровод Войвож – Ухта."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К. А. Верёвкин"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "К.А.Верёвкин, фото середины 1930-х", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "К.А.Верёвкин 2.jpg", "filesize": 33646, "height": 480, "pic_id": 532808, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/20/%D0%9A.%D0%90.%D0%92%D0%B5%D1%80%D1%91%D0%B2%D0%BA%D0%B8%D0%BD_2.jpeg", "width": 310}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кирилл Александрович Верёвкин, происхождением из княжеского рода Верёвкиных, родился в 22 апреля 1901г. в Санкт-Петербурге. Окончив гимназию, с 1919г. — учился в Институте инженеров путей сообщения в Петрограде; с 1924г. — после окончания института, работал в Питере инженером. 24 апреля 1924г. был арестован вместе с братом, как «участник контрреволюционной организации» и отправлен на три года в ссылку в Сургут. После освобождения жил и работал в Перми, Хабаровске. В 1934 году вернулся в Ленинград. 5 марта 1935г. — снова арестован по групповому делу, приговорен к 10 годам ИТЛ и отправлен в Ухтпечлаг, куда прибыл в сентябре 1936г. Вот как вспоминал о нем прозаик, публицист и многолетний узник ГУЛАГа Олег Васильевич Волков в своей книге "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Погружение во тьму» "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": ":"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Ведущим инженером отдела был Кирилл Александрович Веревкин. С ним нас сближали общие воспоминания о Санкт-Петербурге. В лагере Кирилл Александрович оставался тем же суховатым петербуржцем, холодно-вежливым, корректным, не допускавшим и тени фамильярности в обращении. Он и в Ухтинских лагерях не расстался с галстуком и старенькой пиджачной парой. А работал Кирилл Александрович инженером-проектировщиком в проектном бюро Нефтешахты №1»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но вернемся к газопроводу. 1 июля 1946 г. А. В. Булгакова утвердили главным инженером проекта газопровода Вой-Вож – Ухта. Разработку основных конструкций сооружения поручили С. И. Новопавловскому, а прочностные и газодинамические расчеты К. А. Веревкину. Опыта прокладки газопроводов в условиях крайнего севера в СССР не было. Сегодня уже трудно сказать, кому из этих троих пришла в голову идея выполнить прокладку газопровода надземно. А идея была такова: газопровод диаметром 325мм подвешивается к деревянным опорам на высоте 1, 2м от земли. В плане газопровод прокладывается в виде «змейки», что позволяет ему свободно изменять длину в пределах, необходимых для компенсации продольных деформаций. В местах перелома угол принимается около 23°, а на пересечениях с дорогами газопровод изгибается в вертикальной плоскости для создания требуемых габаритов. Всё гениально просто, оставалось только воплотить эту идею в жизнь. Работа на трассе газопровода закипела."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Строительство подвесного газопровода Войвож-Ухта. 1948г.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Строительство подвес.газопровода.jpg", "filesize": 32381, "height": 341, "pic_id": 532712, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/20/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D1%81.%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B0.jpeg", "width": 500}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Строительство подвесного газопровода Войвож-Ухта. 1948г.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "132.jpg", "filesize": 54878, "height": 314, "pic_id": 532714, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/20/132.jpeg", "width": 549}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Начальником строительства был назначен Александр Макарович Сиротко,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "А.М.Сиротко", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "А._М._Сиротко 1.jpg", "filesize": 20689, "height": 388, "pic_id": 532740, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/20/%D0%90._%D0%9C._%D0%A1%D0%B8%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%BE_1.jpeg", "width": 280}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "инженер Ухтинского комбината (в будущем управляющий трестом «Войвожнефтегаз», заместитель председателя Совнархоза Коми АССР, с1963г. начальник технологического отдела института Гипроспецгаз. Лауреат Сталинской премии второй степени (1947г.) — за открытие и промышленное освоение газовых месторождений Верхней Ижмы)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Газопровод варили из отечественной трубы и труб Витковицкого металлургического завода в Чехословакии. Через два года ударного строительства, силами заключенных, 10 июля 1948г., газопровод Вой-Вож–Ухта диаметром 325мм, протяженностью 102, 3км был пущен в эксплуатацию."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Схема трассы газопровода.jpg", "filesize": 62520, "height": 662, "pic_id": 532720, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/20/%D0%A1%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%8B_%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B0.jpeg", "width": 952}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "12 февраля 1951г. А. В. Булгаков, С. И. Новопавловский и К. А. Веревкин получили авторское свидетельство №92013 на изобретение «Надземный трубопровод»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Авторское свид..jpg", "filesize": 250626, "height": 900, "pic_id": 532723, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/20/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%B2%D0%B8%D0%B4..jpeg", "width": 1186}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "В 1960 году на экраны страны вышел фильм "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Время летних отпусков» "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "по сценарию известного советского писателя и сценариста "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Александра Рекемчука,"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " жившего в Ухте более 10 лет. Фильм снимали конечно же в Ухте и в кадр попал знаменитый Войвожский газопровод."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Кадр из фильма \"Время летних отпусков\". 1960г. режиссёр Константин Воинов", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Время летних отпусков.jpg", "filesize": 38006, "height": 323, "pic_id": 532726, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/20/%D0%92%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F_%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%85_%D0%BE%D1%82%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2.jpeg", "width": 723}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Необходимость газификации Ухтинского района потребовала строительства ещё одной магистрали от Войвожского газового месторождения. В 1959 г. параллельно первой нитке магистрального газопровода 325 мм была построена вторая, диаметром 426 мм, рассчитанная на высокое, до 5 МПа, давление. Конструктивная схема надземной прокладки второй нитки полностью соответствовала ранее утверждённым проектным решениям по первой нитке. Общая длина построенных под Ухтой подвесных магистральных и промысловых газопроводов составила около 300 км. В феврале 1957 г. Главгаз СССР принял постановление: «Распространить метод прокладки магистральных газопроводов с самокомпенсацией, принятый в северных районах, для использования его на строительстве газовых магистралей в других районах и, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке». Опираясь на Ухтинский опыт эксплуатации надземных газопроводов, аналогичные системы затем были построены в Якутии, Канаде и США. Посмотрите на фотографию, этот Трансаляскинский трубопровод не напоминает вам Ухтинскую змейку?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Трансаляска.jpg", "filesize": 127381, "height": 487, "pic_id": 532728, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/20/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8F%D1%81%D0%BA%D0%B0.jpeg", "width": 725}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Макет замечательного инженерного сооружения – газопровода Вой-Вож-Ухта, можно посмотреть в экспозиции комплекса выставочных залов ООО «Газпром трансгаз Ухта» в Ухте."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Без имени музей.jpg", "filesize": 61449, "height": 544, "pic_id": 532730, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/20/%D0%91%D0%B5%D0%B7_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9.jpeg", "width": 639}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После завершения строительства газопровода Вой-Вож–Ухта: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Антон Викторович Булгаков "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "возглавил газовую инспекцию Ухтнефтекомбината, работал старшим инженером в Проектноизыскательской конторе. В 1955 г. перебрался в Москву, в Гипроспецнефть Миннефтегазстроя СССР, где работал над усовершенствованием технологии прокладки трубопроводов. Антон Викторович прожил долгую жизнь и умер 2 февраля 1972 года в Москве. Реабилитирован."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Сергей Иванович"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Новопавловский "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "все последующие годы работал в качестве рядового проектировщика в ПечорНИПИнефть, на его глазах выросшем из небольшого отдела Ухтокомбината в солидный научный и проектный институт, а последние годы жизни (он продолжал работать до 85 лет!) занимался проектированием коммунальных объектов и технических сооружений. Скончался 2 октября 1996г. Реабилитирован 27 октября 1959г."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Кирилл Александрович Веревкин"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " после освобождения, с ноября 1945г. до 1957г., работал старшим инженером строительного отделения. В 1970 — главный специалист технического отдела ПечорНИПИнефть, в 1971 — вышел на пенсию. Умер в 1977году, похоронен в Ухте. Реабилитирован."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Стела « Газопровод ВОЙ-ВОЖ—УХТА, памятник истории, науки и техники, первый в мире самонесущий самокомпенсирующийся подвесной газопровод» Наши дни.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Без имени 12.jpg", "filesize": 275371, "height": 779, "pic_id": 532733, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/20/%D0%91%D0%B5%D0%B7_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_12.jpeg", "width": 1037}}], "attributes": []}], "selectedRange": [418, 418]}
Комментарии 1