Первый в мире самонесущий самокомпенсирующийся подвесной газопровод.
20 апр 2023 · 18:09
Если прилетите в город Ухту Республики Коми, то направляясь из аэропорта в город, обратите внимание на трубопровод, который идет слева, вдоль дороги. А ещё, где то на полпути, так же слева, недалеко от дороги вы увидите памятную стелу. Установлена она в 1981 году, на табличке надпись «Газопровод ВОЙ-ВОЖ—УХТА, памятник истории, науки и техники, первый в мире самонесущий самокомпенсирующийся подвесной газопровод».
Стела "Газопровод ВОЙ-ВОЖ—УХТА, памятник истории, науки и техники, первый в мире самонесущий самокомпенсирующийся подвесной газопровод". 1981г.
Начало строительству этого первого в мировой практике подвесного надземного магистрального газопровода на деревянных опорах было положено в 1946г, в соответствии с решением Правительства за №1187. Но сначала краткий экскурс в историю. Первое газовое месторождение в Коми АССР – Седъёльское, расположенное к юго-востоку от Ухты, было открыто в 1935 г, а в 1942 г. началась его промышленная разработка. Именно здесь возник первый в Советском Союзе газовый промысел. Позднее в этом районе будут открыты ряд других газовых месторождений: в 1943 г. – Войвожское, а в 1945 г. – Нибельское. К этому времени важной проблемой развития нефтегазовой промышленности в регионе стала транспортировка нефти и газа. До открытия Войвожа в республике строились только технологические трубопроводы (внутрипромысловые, заводские и т. п.). Газ был остро необходим Ижемским заводам термической сажи и тепловой электрической станции г. Ухты. Тут то и возникла потребность в строительстве газопровода. Необходимо отметить, что газотранспортная система в СССР в то время находилась в зачаточном состоянии, большого опыта строительства газопроводов не было. К 1940 г. в стране насчитывалось всего 325 км действующих газовых магистралей местного значения. Но, как говорили тогда - для советских людей нет таких преград, которые они не смогли бы преодолеть, а всесильный ГУЛАГ, тем более, мог всё. Так, для выполнения этой задачи, были привлечены все силы Ухтижемлага, в том числе и специалисты, волею судьбы, оказавшиеся за колючей проволокой: Антон Викторович Булгаков, Сергей Иванович Новопавловский и Кирилл Александрович Веревкин. О них я и хочу рассказать.
А. В. Булгаков
А.В.Булгаков (фото из следственного дела) 1930г.
Антон Викторович Булгаков родился 2 августа 1879 г. в с. Сабовка Славяносербского уезда Екатеринославской губернии в небогатой дворянской семье. После учебы на механическом отделении Морского инженерного училища им. Императора Николая I начал военную службу в Лазаревском адмиралтействе (судоремонтный завод) в Севастополе. Параллельно с военной службой активно интересовался политикой. В 1902 г. вступил в партию эсеров (социалистов-революционеров). В 1906 г. - первый арест и увольнение с воинской службы. После начала Первой мировой войны вернулся на флот, был главным механиком военного порта в Батуме. В 1922 проходил по делу закавказских эсеров, но был оправдан. Тогда же возглавил Техбюро «Азнефти», затем Бюро по проектированию нефтепровода Баку – Батум, с 1925 – главный инженер «Азнефтестроя». Арестован в 1930, осужден на 10 лет заключения. Был отправлен на строительство нефтепровода Гурьев – Орск, затем освобожден и направлен для работы в трест «Нефтепроект», был главным инженером строительства Одесского крекинг-завода. В 1938 опять вспомнили о его эсеровском прошлом, он повторно арестован и осужден на 5 лет. Но А. В. Булгаков не стал обычным заключенным на лесоповале, его инженерные знания и опыт были востребованы в ГУЛАГе на пользу Родине. До 1941 г. он занимался проектно-сметным делом в Управлении Красноярского лагеря в г. Канске, а затем был этапирован в Чибью (будущий г. Ухта). 20 апреля 1943 г. возглавил проектно-техническую часть лагпункта №17 – Газопромысла Ухтижемлага.
С. И. Новопавловский
С.И.Новопавловский
Сергей Иванович Новопавловский родился 13 ноября 1909г. в с. Курлак, Аннинского р-на, Воронежской обл. После окончания школы поступил в институт. В северные лагеря Новопавловского привёл тот же путь, что и многих других его современников: пресловутая 58-я статья. Срок он получил в 1935 г. за «агитацию против советской власти». Не «шпионаж», конечно, но неосторожный обмен мнениями в связи с убийством Кирова стоил студенту Воронежского инженерно-строительного института, как раз готовившегося в то время к защите дипломного проекта, десяти лет лагерей. Отбыв несколько лет в Волголаге, Новопавловский был этапирован в Ухтижемлаг. Так он попал в состав инженерной команды проектировавшей газопровод Войвож – Ухта.
К. А. Верёвкин
К.А.Верёвкин, фото середины 1930-х
Кирилл Александрович Верёвкин, происхождением из княжеского рода Верёвкиных, родился в 22 апреля 1901г. в Санкт-Петербурге. Окончив гимназию, с 1919г. — учился в Институте инженеров путей сообщения в Петрограде; с 1924г. — после окончания института, работал в Питере инженером. 24 апреля 1924г. был арестован вместе с братом, как «участник контрреволюционной организации» и отправлен на три года в ссылку в Сургут. После освобождения жил и работал в Перми, Хабаровске. В 1934 году вернулся в Ленинград. 5 марта 1935г. — снова арестован по групповому делу, приговорен к 10 годам ИТЛ и отправлен в Ухтпечлаг, куда прибыл в сентябре 1936г. Вот как вспоминал о нем прозаик, публицист и многолетний узник ГУЛАГа Олег Васильевич Волков в своей книге «Погружение во тьму» :«Ведущим инженером отдела был Кирилл Александрович Веревкин. С ним нас сближали общие воспоминания о Санкт-Петербурге. В лагере Кирилл Александрович оставался тем же суховатым петербуржцем, холодно-вежливым, корректным, не допускавшим и тени фамильярности в обращении. Он и в Ухтинских лагерях не расстался с галстуком и старенькой пиджачной парой. А работал Кирилл Александрович инженером-проектировщиком в проектном бюро Нефтешахты №1».
Но вернемся к газопроводу. 1 июля 1946 г. А. В. Булгакова утвердили главным инженером проекта газопровода Вой-Вож – Ухта. Разработку основных конструкций сооружения поручили С. И. Новопавловскому, а прочностные и газодинамические расчеты К. А. Веревкину. Опыта прокладки газопроводов в условиях крайнего севера в СССР не было. Сегодня уже трудно сказать, кому из этих троих пришла в голову идея выполнить прокладку газопровода надземно. А идея была такова: газопровод диаметром 325мм подвешивается к деревянным опорам на высоте 1, 2м от земли. В плане газопровод прокладывается в виде «змейки», что позволяет ему свободно изменять длину в пределах, необходимых для компенсации продольных деформаций. В местах перелома угол принимается около 23°, а на пересечениях с дорогами газопровод изгибается в вертикальной плоскости для создания требуемых габаритов. Всё гениально просто, оставалось только воплотить эту идею в жизнь. Работа на трассе газопровода закипела.
Строительство подвесного газопровода Войвож-Ухта. 1948г.
Строительство подвесного газопровода Войвож-Ухта. 1948г.
Начальником строительства был назначен Александр Макарович Сиротко,
А.М.Сиротко
инженер Ухтинского комбината (в будущем управляющий трестом «Войвожнефтегаз», заместитель председателя Совнархоза Коми АССР, с1963г. начальник технологического отдела института Гипроспецгаз. Лауреат Сталинской премии второй степени (1947г.) — за открытие и промышленное освоение газовых месторождений Верхней Ижмы).
Газопровод варили из отечественной трубы и труб Витковицкого металлургического завода в Чехословакии. Через два года ударного строительства, силами заключенных, 10 июля 1948г., газопровод Вой-Вож–Ухта диаметром 325мм, протяженностью 102, 3км был пущен в эксплуатацию.
Схема трассы газопровода.jpg61.05 KB
12 февраля 1951г. А. В. Булгаков, С. И. Новопавловский и К. А. Веревкин получили авторское свидетельство №92013 на изобретение «Надземный трубопровод».
Авторское свид..jpg244.75 KB
В 1960 году на экраны страны вышел фильм «Время летних отпусков» по сценарию известного советского писателя и сценариста Александра Рекемчука, жившего в Ухте более 10 лет. Фильм снимали конечно же в Ухте и в кадр попал знаменитый Войвожский газопровод.
Кадр из фильма "Время летних отпусков". 1960г. режиссёр Константин Воинов
Необходимость газификации Ухтинского района потребовала строительства ещё одной магистрали от Войвожского газового месторождения. В 1959 г. параллельно первой нитке магистрального газопровода 325 мм была построена вторая, диаметром 426 мм, рассчитанная на высокое, до 5 МПа, давление. Конструктивная схема надземной прокладки второй нитки полностью соответствовала ранее утверждённым проектным решениям по первой нитке. Общая длина построенных под Ухтой подвесных магистральных и промысловых газопроводов составила около 300 км. В феврале 1957 г. Главгаз СССР принял постановление: «Распространить метод прокладки магистральных газопроводов с самокомпенсацией, принятый в северных районах, для использования его на строительстве газовых магистралей в других районах и, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке». Опираясь на Ухтинский опыт эксплуатации надземных газопроводов, аналогичные системы затем были построены в Якутии, Канаде и США. Посмотрите на фотографию, этот Трансаляскинский трубопровод не напоминает вам Ухтинскую змейку?
Трансаляска.jpg124.4 KB
Макет замечательного инженерного сооружения – газопровода Вой-Вож-Ухта, можно посмотреть в экспозиции комплекса выставочных залов ООО «Газпром трансгаз Ухта» в Ухте.
Без имени музей.jpg60.01 KB
После завершения строительства газопровода Вой-Вож–Ухта:
Антон Викторович Булгаков возглавил газовую инспекцию Ухтнефтекомбината, работал старшим инженером в Проектноизыскательской конторе. В 1955 г. перебрался в Москву, в Гипроспецнефть Миннефтегазстроя СССР, где работал над усовершенствованием технологии прокладки трубопроводов. Антон Викторович прожил долгую жизнь и умер 2 февраля 1972 года в Москве. Реабилитирован.
Сергей ИвановичНовопавловский все последующие годы работал в качестве рядового проектировщика в ПечорНИПИнефть, на его глазах выросшем из небольшого отдела Ухтокомбината в солидный научный и проектный институт, а последние годы жизни (он продолжал работать до 85 лет!) занимался проектированием коммунальных объектов и технических сооружений. Скончался 2 октября 1996г. Реабилитирован 27 октября 1959г.
Кирилл Александрович Веревкин после освобождения, с ноября 1945г. до 1957г., работал старшим инженером строительного отделения. В 1970 — главный специалист технического отдела ПечорНИПИнефть, в 1971 — вышел на пенсию. Умер в 1977году, похоронен в Ухте. Реабилитирован.
Стела « Газопровод ВОЙ-ВОЖ—УХТА, памятник истории, науки и техники, первый в мире самонесущий самокомпенсирующийся подвесной газопровод» Наши дни.
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если прилетите в город Ухту Республики Коми, то направляясь из аэропорта в город, обратите внимание на трубопровод, который идет слева, вдоль дороги. А ещё, где то на полпути, так же слева, недалеко от дороги вы увидите памятную стелу. Установлена она в 1981 году, на табличке надпись "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Газопровод ВОЙ-ВОЖ—УХТА, памятник истории, науки и техники, первый в мире самонесущий самокомпенсирующийся подвесной газопровод»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Стела \"Газопровод ВОЙ-ВОЖ—УХТА, памятник истории, науки и техники, первый в мире самонесущий самокомпенсирующийся подвесной газопровод\". 1981г.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Без имени Газопровод.jpg", "filesize": 165596, "height": 775, "pic_id": 532700, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/20/%D0%91%D0%B5%D0%B7_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%93%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4.jpeg", "width": 965}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Начало строительству этого первого в мировой практике подвесного надземного магистрального газопровода на деревянных опорах было положено в 1946г, в соответствии с решением Правительства за №1187. Но сначала краткий экскурс в историю. Первое газовое месторождение в Коми АССР – Седъёльское, расположенное к юго-востоку от Ухты, было открыто в 1935 г, а в 1942 г. началась его промышленная разработка. Именно здесь возник первый в Советском Союзе газовый промысел. Позднее в этом районе будут открыты ряд других газовых месторождений: в 1943 г. – Войвожское, а в 1945 г. – Нибельское. К этому времени важной проблемой развития нефтегазовой промышленности в регионе стала транспортировка нефти и газа. До открытия Войвожа в республике строились только технологические трубопроводы (внутрипромысловые, заводские и т. п.). Газ был остро необходим Ижемским заводам термической сажи и тепловой электрической станции г. Ухты. Тут то и возникла потребность в строительстве газопровода. Необходимо отметить, что газотранспортная система в СССР в то время находилась в зачаточном состоянии, большого опыта строительства газопроводов не было. К 1940 г. в стране насчитывалось всего 325 км действующих газовых магистралей местного значения. Но, как говорили тогда - для советских людей нет таких преград, которые они не смогли бы преодолеть, а всесильный ГУЛАГ, тем более, мог всё. Так, для выполнения этой задачи, были привлечены все силы Ухтижемлага, в том числе и специалисты, волею судьбы, оказавшиеся за колючей проволокой: Антон Викторович Булгаков, Сергей Иванович Новопавловский и Кирилл Александрович Веревкин. О них я и хочу рассказать."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "А. В. Булгаков"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "А.В.Булгаков (фото из следственного дела) 1930г.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "А.В.Булгаков 1.jpg", "filesize": 48721, "height": 374, "pic_id": 532736, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/20/%D0%90.%D0%92.%D0%91%D1%83%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2_1.jpeg", "width": 596}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Антон Викторович Булгаков родился 2 августа 1879 г. в с. Сабовка Славяносербского уезда Екатеринославской губернии в небогатой дворянской семье. После учебы на механическом отделении Морского инженерного училища им. Императора Николая I начал военную службу в Лазаревском адмиралтействе (судоремонтный завод) в Севастополе. Параллельно с военной службой активно интересовался политикой. В 1902 г. вступил в партию эсеров (социалистов-революционеров). В 1906 г. - первый арест и увольнение с воинской службы. После начала Первой мировой войны вернулся на флот, был главным механиком военного порта в Батуме. В 1922 проходил по делу закавказских эсеров, но был оправдан. Тогда же возглавил Техбюро «Азнефти», затем Бюро по проектированию нефтепровода Баку – Батум, с 1925 – главный инженер «Азнефтестроя». Арестован в 1930, осужден на 10 лет заключения. Был отправлен на строительство нефтепровода Гурьев – Орск, затем освобожден и направлен для работы в трест «Нефтепроект», был главным инженером строительства Одесского крекинг-завода. В 1938 опять вспомнили о его эсеровском прошлом, он повторно арестован и осужден на 5 лет. Но А. В. Булгаков не стал обычным заключенным на лесоповале, его инженерные знания и опыт были востребованы в ГУЛАГе на пользу Родине. До 1941 г. он занимался проектно-сметным делом в Управлении Красноярского лагеря в г. Канске, а затем был этапирован в Чибью (будущий г. Ухта). 20 апреля 1943 г. возглавил проектно-техническую часть лагпункта №17 – Газопромысла Ухтижемлага."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С. И. Новопавловский"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "С.И.Новопавловский", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "С.И.Новопавловский 1.jpg", "filesize": 21010, "height": 422, "pic_id": 532738, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/20/%D0%A1.%D0%98.%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_1.jpeg", "width": 311}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сергей Иванович Новопавловский родился 13 ноября 1909г. в с. Курлак, Аннинского р-на, Воронежской обл. После окончания школы поступил в институт. В северные лагеря Новопавловского привёл тот же путь, что и многих других его современников: пресловутая 58-я статья. Срок он получил в 1935 г. за «агитацию против советской власти». Не «шпионаж», конечно, но неосторожный обмен мнениями в связи с убийством Кирова стоил студенту Воронежского инженерно-строительного института, как раз готовившегося в то время к защите дипломного проекта, десяти лет лагерей. Отбыв несколько лет в Волголаге, Новопавловский был этапирован в Ухтижемлаг. Так он попал в состав инженерной команды проектировавшей газопровод Войвож – Ухта."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К. А. Верёвкин"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "К.А.Верёвкин, фото середины 1930-х", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "К.А.Верёвкин 2.jpg", "filesize": 33646, "height": 480, "pic_id": 532808, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/20/%D0%9A.%D0%90.%D0%92%D0%B5%D1%80%D1%91%D0%B2%D0%BA%D0%B8%D0%BD_2.jpeg", "width": 310}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кирилл Александрович Верёвкин, происхождением из княжеского рода Верёвкиных, родился в 22 апреля 1901г. в Санкт-Петербурге. Окончив гимназию, с 1919г. — учился в Институте инженеров путей сообщения в Петрограде; с 1924г. — после окончания института, работал в Питере инженером. 24 апреля 1924г. был арестован вместе с братом, как «участник контрреволюционной организации» и отправлен на три года в ссылку в Сургут. После освобождения жил и работал в Перми, Хабаровске. В 1934 году вернулся в Ленинград. 5 марта 1935г. — снова арестован по групповому делу, приговорен к 10 годам ИТЛ и отправлен в Ухтпечлаг, куда прибыл в сентябре 1936г. Вот как вспоминал о нем прозаик, публицист и многолетний узник ГУЛАГа Олег Васильевич Волков в своей книге "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Погружение во тьму» "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": ":"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Ведущим инженером отдела был Кирилл Александрович Веревкин. С ним нас сближали общие воспоминания о Санкт-Петербурге. В лагере Кирилл Александрович оставался тем же суховатым петербуржцем, холодно-вежливым, корректным, не допускавшим и тени фамильярности в обращении. Он и в Ухтинских лагерях не расстался с галстуком и старенькой пиджачной парой. А работал Кирилл Александрович инженером-проектировщиком в проектном бюро Нефтешахты №1»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но вернемся к газопроводу. 1 июля 1946 г. А. В. Булгакова утвердили главным инженером проекта газопровода Вой-Вож – Ухта. Разработку основных конструкций сооружения поручили С. И. Новопавловскому, а прочностные и газодинамические расчеты К. А. Веревкину. Опыта прокладки газопроводов в условиях крайнего севера в СССР не было. Сегодня уже трудно сказать, кому из этих троих пришла в голову идея выполнить прокладку газопровода надземно. А идея была такова: газопровод диаметром 325мм подвешивается к деревянным опорам на высоте 1, 2м от земли. В плане газопровод прокладывается в виде «змейки», что позволяет ему свободно изменять длину в пределах, необходимых для компенсации продольных деформаций. В местах перелома угол принимается около 23°, а на пересечениях с дорогами газопровод изгибается в вертикальной плоскости для создания требуемых габаритов. Всё гениально просто, оставалось только воплотить эту идею в жизнь. Работа на трассе газопровода закипела."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Строительство подвесного газопровода Войвож-Ухта. 1948г.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Строительство подвес.газопровода.jpg", "filesize": 32381, "height": 341, "pic_id": 532712, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/20/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D1%81.%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B0.jpeg", "width": 500}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Строительство подвесного газопровода Войвож-Ухта. 1948г.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "132.jpg", "filesize": 54878, "height": 314, "pic_id": 532714, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/20/132.jpeg", "width": 549}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Начальником строительства был назначен Александр Макарович Сиротко,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "А.М.Сиротко", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "А._М._Сиротко 1.jpg", "filesize": 20689, "height": 388, "pic_id": 532740, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/20/%D0%90._%D0%9C._%D0%A1%D0%B8%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%BE_1.jpeg", "width": 280}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "инженер Ухтинского комбината (в будущем управляющий трестом «Войвожнефтегаз», заместитель председателя Совнархоза Коми АССР, с1963г. начальник технологического отдела института Гипроспецгаз. Лауреат Сталинской премии второй степени (1947г.) — за открытие и промышленное освоение газовых месторождений Верхней Ижмы)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Газопровод варили из отечественной трубы и труб Витковицкого металлургического завода в Чехословакии. Через два года ударного строительства, силами заключенных, 10 июля 1948г., газопровод Вой-Вож–Ухта диаметром 325мм, протяженностью 102, 3км был пущен в эксплуатацию."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Схема трассы газопровода.jpg", "filesize": 62520, "height": 662, "pic_id": 532720, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/20/%D0%A1%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%8B_%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B0.jpeg", "width": 952}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "12 февраля 1951г. А. В. Булгаков, С. И. Новопавловский и К. А. Веревкин получили авторское свидетельство №92013 на изобретение «Надземный трубопровод»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Авторское свид..jpg", "filesize": 250626, "height": 900, "pic_id": 532723, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/20/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%B2%D0%B8%D0%B4..jpeg", "width": 1186}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "В 1960 году на экраны страны вышел фильм "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Время летних отпусков» "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "по сценарию известного советского писателя и сценариста "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Александра Рекемчука,"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " жившего в Ухте более 10 лет. Фильм снимали конечно же в Ухте и в кадр попал знаменитый Войвожский газопровод."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Кадр из фильма \"Время летних отпусков\". 1960г. режиссёр Константин Воинов", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Время летних отпусков.jpg", "filesize": 38006, "height": 323, "pic_id": 532726, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/20/%D0%92%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F_%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%85_%D0%BE%D1%82%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2.jpeg", "width": 723}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Необходимость газификации Ухтинского района потребовала строительства ещё одной магистрали от Войвожского газового месторождения. В 1959 г. параллельно первой нитке магистрального газопровода 325 мм была построена вторая, диаметром 426 мм, рассчитанная на высокое, до 5 МПа, давление. Конструктивная схема надземной прокладки второй нитки полностью соответствовала ранее утверждённым проектным решениям по первой нитке. Общая длина построенных под Ухтой подвесных магистральных и промысловых газопроводов составила около 300 км. В феврале 1957 г. Главгаз СССР принял постановление: «Распространить метод прокладки магистральных газопроводов с самокомпенсацией, принятый в северных районах, для использования его на строительстве газовых магистралей в других районах и, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке». Опираясь на Ухтинский опыт эксплуатации надземных газопроводов, аналогичные системы затем были построены в Якутии, Канаде и США. Посмотрите на фотографию, этот Трансаляскинский трубопровод не напоминает вам Ухтинскую змейку?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Трансаляска.jpg", "filesize": 127381, "height": 487, "pic_id": 532728, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/20/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8F%D1%81%D0%BA%D0%B0.jpeg", "width": 725}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Макет замечательного инженерного сооружения – газопровода Вой-Вож-Ухта, можно посмотреть в экспозиции комплекса выставочных залов ООО «Газпром трансгаз Ухта» в Ухте."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Без имени музей.jpg", "filesize": 61449, "height": 544, "pic_id": 532730, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/20/%D0%91%D0%B5%D0%B7_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9.jpeg", "width": 639}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После завершения строительства газопровода Вой-Вож–Ухта: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Антон Викторович Булгаков "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "возглавил газовую инспекцию Ухтнефтекомбината, работал старшим инженером в Проектноизыскательской конторе. В 1955 г. перебрался в Москву, в Гипроспецнефть Миннефтегазстроя СССР, где работал над усовершенствованием технологии прокладки трубопроводов. Антон Викторович прожил долгую жизнь и умер 2 февраля 1972 года в Москве. Реабилитирован."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Сергей Иванович"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Новопавловский "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "все последующие годы работал в качестве рядового проектировщика в ПечорНИПИнефть, на его глазах выросшем из небольшого отдела Ухтокомбината в солидный научный и проектный институт, а последние годы жизни (он продолжал работать до 85 лет!) занимался проектированием коммунальных объектов и технических сооружений. Скончался 2 октября 1996г. Реабилитирован 27 октября 1959г."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Кирилл Александрович Веревкин"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " после освобождения, с ноября 1945г. до 1957г., работал старшим инженером строительного отделения. В 1970 — главный специалист технического отдела ПечорНИПИнефть, в 1971 — вышел на пенсию. Умер в 1977году, похоронен в Ухте. Реабилитирован."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Стела « Газопровод ВОЙ-ВОЖ—УХТА, памятник истории, науки и техники, первый в мире самонесущий самокомпенсирующийся подвесной газопровод» Наши дни.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Без имени 12.jpg", "filesize": 275371, "height": 779, "pic_id": 532733, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/20/%D0%91%D0%B5%D0%B7_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_12.jpeg", "width": 1037}}], "attributes": []}], "selectedRange": [418, 418]}
Комментарии 1