09 фев 2023 · 11:05    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/media/blackwhitemovie/aelita-1924-ekspediciia-na-mars-kotoroi-ne-bylo-6321c2c8dd1b7e17e7c4e29d", "italic": true}, "string": "В предыдущих статьях"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " я рассказывал, что после революции Яков Протазанов снимал в основном комедии. «Праздник святого Иоргена» - одна из них. Причем, вышла она у режиссера весьма хлесткой и язвительной. Тогда все показанное в картине не выходило за рамки официальной идеологии. Теперь она запросто может оскорбить чьи-нибудь особенно горячие чувства"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Афиша фильма", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "жетоны 23 февраля1.jpg", "filesize": 199931, "height": 903, "pic_id": 416039, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/08/%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BD%D1%8B_23_%D1%84%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8F1.jpeg", "width": 621}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "В условиях лесного пожара"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1928 году С. Эйзенштейн, В. Пудовкин и Г. Александров, который тогда ещё ничего не снял, опубликовали манифест: «Будущее звуковой фильмы». В этом документе режиссеры сравнивали неумолимый приход звуковой эры с лесным пожаром. Они утверждали, что звук в кино ни в коем случае не должен быть синхронизирован с изображением, чтобы избежать превращения киноискусства в театральную постановку на пленке. Это были как раз те времена, о которых писали Ильф и Петров в «Золотом теленке»: немого кино уже не было, а звукового ещё не было. Типичный пример фильма на стыке немоты и звука, идеальный с точки зрения манифеста: «Будущее звуковой фильмы», это - «Праздник святого Иоргена» Якова Протазанова. Картина была снята в 1930-м как немая, а в 1935-м появился звуковой вариант. В озвученном «Празднике...» есть музыка, песни и немногочисленные разговорные вставки, (в основном монологи). Титры к фильму, кстати, написали те же Ильф и Петров."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Торговля \"святыньками\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "жетоны 23 февраля2.jpg", "filesize": 80815, "height": 563, "pic_id": 416040, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/08/%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BD%D1%8B_23_%D1%84%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8F2.jpeg", "width": 1011}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Будни Йоргенштадта"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Праздник...» - экранизация повести датского писателя Харальда Бергстедта «Фабрика святых». Как это типично для советского кино практически любой эпохи, действие происходит в городе вымышленной западной страны. Люди этого города исповедуют тоже вымышленный религиозный культ. Он похож на католичество, но ничего общего ни ним, ни с другими конфессиями не имеет. Кроме, конечно, привычек и нравов святых отцов, богатеющих за счёт пожертвований прихожан и торговли «мощами». В одной из сцен показан целый склад конвертиков с волосами и склянок со слезами св. Иоргена. Как в том анекдоте: по разным монастырям насчитывается около десяти голов Иоанна Крестителя и только пять из них признаны подлинными."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Искусство работать без отмычки"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В фильме святые отцы - те же жулики, просто «работают без отмычки». Не случайно им противопоставлены два настоящих жулика - персонажи Анатолия Кторова и Игоря Ильинского. Кторов при большом скоплении народа выдает себя за местночтимого святого, который возвращается на землю в славе и исцеляет своего, якобы, хромого ассистента Ильинского. Новоявленный чудотворец отпускает всем грехи бесплатно. И святые отцы вынуждены с этим смириться. Жулика нельзя разоблачить, так как это сильно пошатнет авторитет церкви в глазах верующих, видевших «чудесное исцеление». У отцов нет другого выхода, как только устроить «святому» вознесение на небеса с выплатой приличных «подъемных»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Св. Иорген исцеляет хромого", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "жетоны 23 февраля3.jpg", "filesize": 345267, "height": 677, "pic_id": 416042, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/08/%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BD%D1%8B_23_%D1%84%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8F3.jpeg", "width": 907}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Принцип Тютчева"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В «Празднике святого Иоргена» очень много интересных приемов, которых до той поры нигде не использовали. Например, фильм в фильме: в прологе святые отцы смотрят заказанное ими кино о деяниях и чудесах Иоргена. Или освещение одних и тех же событий с разных точек зрения: (Почти как в «Расёмоне» Куросавы). Звуковая часть ленты - это рассказ настоятеля храма о «чудесном втором пришествии» св. Иоргена, а немая показывает, как всё было на самом деле. Таким образом картина основана ещё и на тютчевском принципе: «Мысль изреченная есть ложь»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но самое главное - «Праздник святого Иоргена» очень смешной, и какой-то для 1930 года чересчур современный фильм. По-моему он нисколько не устарел."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Невеста св. Иоргена и исцеленный отрок Ильинский", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "жетоны 23 февраля4.jpg", "filesize": 273847, "height": 861, "pic_id": 416043, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/08/%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BD%D1%8B_23_%D1%84%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8F4.jpeg", "width": 1019}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А что касается смены эпох в кинематографе, то звук действительно ворвался в кино как пожар. Одним из последствий этого «пожара» стало увеличение хронометража. Если стандартный немой фильм шел около часа и этого ему было вполне достаточно, то стандартный звуковой стал идти не меньше полутора."}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 139]}
Комментарии 3